Заправка кондиционера авто своими руками. Сколько, чем и как заправлять кондей

Всё о заправке автокондиционеров фреоном

Заправка автокондиционеров фреоном или любым другим хладагентом проводится по мере необходимости раз в 3-5 лет. В полностью исправном кондиционере считается нормой утечка до 15% хладагента в год, особенно если возраст автомобиля старше трёх лет. Дело в том, что в конструкции автокондиционера имеется множество трубок, шлангов, сопряжений и резиновых прокладок.

В условиях жесткой эксплуатации (зимой – мороз, летом – жара, большие перепады температур, постоянная вибрация) и происходят такие утечки.

В этой статье мы расскажем о том, как заправить автокондиционер фреоном, сколько это стоит, какое бывает оборудование для заправки автомобильных кондиционеров, и можно ли их заправлять самостоятельно. А внизу страницы обязательно посмотрите видео-инструкцию по заправке автокондиционеров своими руками.

Ещё отметим, что заправка кондиционера также может потребоваться после ремонта или разгерметизации системы кондиционирования в автомобиле.

Диагностика автокондиционеров перед заправкой

Заправка автокондиционера начинается с осмотра и диагностики системы. Так как кондиционер в автомобиле устройство достаточно сложное, то при его заправке диагностика ограничивается лишь поиском косвенных признаков неисправностей и возможных утечек хладагента.

Прежде всего, необходимо открыть капот и найти два сервисных порта (высокого и низкого давления) и компрессор кондиционера – обычно он находится в районе приводного ремня дополнительного оборудования, от которого и вращается шкив компрессора.

Далее процесс предварительной диагностики проходит следующим образом:

  • Аккуратно откручиваются пластиковые колпачки с сервисных портов, после чего к ним подключается станция для заправки автокондиционеров (подробнее об оборудовании читайте ниже по тексту).
  • Поочередно открываются порты низкого и высокого давления, и по показаниям манометров определяется давление хладагента в системе. Наличие давления в обоих портах указывает на то, что в системе есть хладагент, и больших утечек нет.
  • Далее заводят двигатель автомобиля, включают кондиционер и наблюдают за работой системы кондиционирования. Прежде всего, обращают внимание на работу компрессора (включение приводной муфты) и на изменение давления в системе по показаниям манометров.
  • После включения муфты компрессора в контуре низкого давления автокондиционера давление хладагента должно снизиться, а в контуре высокого давления – увеличиться. Давление в контуре высокого давления ниже 10-12 бар указывает на недостаточное количество хладагента в системе.
  • Рукой на ощупь проверяется температура трубки контура низкого давления (толстая трубка). Если она теплая, то, скорее всего, это также говорит о том, что в системе мало хладагента.

Недостаточное количество хладагента в системе приводит к тому, что компрессор автокондиционера постоянно работает, пытаясь накачать давление, но накачать его не может (при этом кондиционер в автомобиле не холодит). Это очень плохо, так как появляется дополнительная нагрузка на двигатель (причем постоянная), а компрессор недополучает из хладагента смазку, что значительно снижает его ресурс.

Порядок заправки автокондиционеров хладагентом

Для заправки автокондиционеров на большинстве современных машин применяют хладагент R-134a (тетрафторэтан), но по старинке его все называют фреоном. Чтобы заправить систему кондиционирования легкового автомобиля малого или среднего класса потребуется в среднем около 0,5 кг хладагента.

Информацию о типе хладагента для кондиционера вашего авто и норме его заправки вы можете узнать из сервисной книжки к автомобилю. Также эта информация часто указана на табличке, размещенной на внутренней стороне капота.

Заправка автокондиционеров хладагентом состоит из следующих этапов:

  1. Откачка остатков хладагента из системы кондиционирования. Современные станции для заправки автокондиционеров в автоматическом режиме откачивают старый хладагент для его взвешивания и удаления из него отработанного масла.
  2. Вакуумирование системы. Это очень важный этап заправки автокондиционера. В результате данной операции из системы удаляются остатки воздуха и влаги. Чтобы добиться вакуума необходимой глубины может понадобиться от 10 до 30 минут (в зависимости от мощности и класса оборудования), выполнить качественное вакуумирование за 1-2 минуты невозможно.
  3. Тест на герметичность позволяет обнаружить утечки, имеющиеся в системе. При некачественном вакуумировании (этап №2) тест на герметичность может не показать имеющиеся утечки, что приведет к дальнейшим сбоям в работе автокондиционера.
  4. Заправка масла. В процессе работы автокондиционера масло заправленное в систему (в среднем около 15 грамм) служит для смазки механизмов компрессора. Довольно часто масло заправляют с красителем (трейсером) для облегчения определения в будущем возможных утечек.
  5. Загрузка хладагента. Это завершающий этап заправки автокондиционеров, который проходит достаточно быстро. Как мы уже писали выше, в среднем для заправки одного кондиционера легкового автомобиля нужно около 500 грамм хладагента.

После выполнения всех этапов заправки необходимо завести двигатель автомобиля, включить кондиционер (обдув на полную мощность), довести обороты двигателя до 2500-3000 об/мин, после чего нужно внимательно понаблюдать за работой системы:

  • Давление в портах низкого и высокого давления должно прийти в норму сразу же после включения компрессора автокондиционера. Манометр низкого давления должен показывать около 2 бар, а высокого давления – 15-18 бар.
  • Рукой на ощупь проверяется температура трубки контура низкого давления – она должна быть холодной.
  • Из дефлекторов в салоне автомобиля должен пойти холодный воздух, а компрессор кондиционера должен периодически отключаться.
Читайте также:  Параметры клиновых ремней (тип сечения A,B,C,D,Z) — Ремни приводные

Наличие всех этих признаков говорит о том, что кондиционер в автомобиле заправлен успешно и водитель может наслаждаться его исправной работой.

Как вы понимаете, качественно заправить автокондиционер без наличия профессионального оборудования будет практически не реально. Однако набор для заправки автокондиционеров своими руками можно собрать из доступных и недорогих комплектующих самостоятельно. В конце этой статьи смотрите видео о том, как пользоваться таким набором.

А для общего представления о стоимости подобного рода услуг ниже мы приводим порядок цен за заправку автокондиционеров в крупных городах России (Москва, Санкт-Петербург, Волгоград, Нижний Новгород, Краснодар и т.д.).

Справочные цены на диагностику и заправку автокондиционеров

Вид работ Стоимость, рублей РФ
Заправка системы хладагентом (откачка, вакуумирование, тест на герметичность, заправка) 1000 р. (без стоимости хладагента)
Дозаправка автокондиционера 600 р. (без стоимости хладагента)
Хладагент R-134a 150 р. за 100 грамм
Долив масла в систему 300 р. (с учетом масла)
УФ краситель для масла (трейсер) 150 р.
Диагностика с помощью течеискателя или ультрафиолета 500 р.

Ещё раз обращаем внимание на то, что цены приведены ориентировочные и могут отличаться от цен в вашем регионе.

Оборудование для заправки автокондиционеров

Для качественной заправки автокондиционеров в первую очередь необходимо иметь хорошее оборудование. Чтобы заправить кондиционер в автомобиле можно использовать один из трех типов оборудования:

  1. Автоматические станции для заправки автокондиционеров;
  2. Набор оборудования для ручной заправки автомобильных кондиционеров;
  3. Одноразовый набор для заправки одного автокондиционера своими руками.

Автоматические станции позволяют проводить заправку автокондиционеров в полностью автоматическом режиме, что сводит к минимуму вмешательство оператора установки в процесс заправки. Но цена такого оборудования будет начинаться с отметки 130-150 тыс. руб.

Обслуживание системы кондиционирования автомобиля на такой станции, безусловно, является оптимальным решением – это позволит не только быстро и качественно заправить ваш автокондиционер, но и значительно продлит срок его службы.

Набор оборудования для ручной заправки автокондиционеров, в свою очередь, стоит значительно дешевле автоматической станции, но и для работы с ним нужно иметь определенный опыт и сноровку. В состав такого набора обычно входит следующее оборудование:

  1. Манометрический коллектор предназначенный под использование фреона;
  2. Электронные весы для отслеживания объема заправляемого хладагента;
  3. Баллон с хладагентом (оператор заправляет хладагент прямо из баллона, ориентируясь по показаниям весов);
  4. Вакуумный насос (для вакуумирования системы).

Чуть ниже на видео наглядно показан процесс самостоятельной заправки автокондиционера хладагентом при помощи такого набора.

Одноразовые наборы для заправки кондиционеров, естественно, самые дешевые среди перечисленного выше оборудования. Такой набор, как правило, представляет собой небольшой одноразовый баллон с фреоном, который через шланг с манометром подключается к сервисному порту низкого давления для дозаправки системы.

Цена такого набора составляет порядка 1000 рублей, но вот эффективность такой заправки автокондиционера оставляет желать лучшего. А все потому, что при помощи подобных наборов просто невозможно полностью удалить из системы остатки старого хладагента, воздуха, влаги, и провести вакуумирование.

Чудес не бывает, поэтому если вы хотите качественно заправить свой автокондиционер новым фреоном, тогда необходимо использовать и качественное оборудование.

Также для диагностики и заправки автомобильных кондиционеров может понадобиться дополнительное оборудование:

  • Ультрафиолетовая лампа и защитные очки для поиска утечек в системе.
  • Электронный течеискатель, реагирующий на фреон.
  • Термометр-влагомер. Его показания необходимы для оценки климатических условий в салоне до и после заправки автокондиционера.
  • Масляный инжектор. Во время заправки системы он обеспечивает добавление в неё масла в необходимом количестве.
  • Набор переходников для подключения манометрического коллектора к любому автомобилю.
  • Специальные съемники для разъединения трубок системы кондиционирования (актуальны в основном для японских и американских машин).
  • Специальный съемник для клапанов сервисных портов.

Необходимость в наличии того или иного дополнительного оборудования определяется специалистом, производящим заправку автокондиционеров.

Видео-инструкция по заправке автокондиционера своими руками

Срок службы аккумуляторов автомобильных: сколько служит аккумулятор на машине

Автомобильный аккумулятор является важным элементом, который позволяет запускать двигатель автомобиля, а также питает бортовую сеть. При этом важно понимать, что АКБ имеет ограниченный срок службы, то есть срок эксплуатации аккумулятора находится в определенных рамках. Более того, даже если батарея новая и не использовалась на машине, все равно аккумулятор имеет свойство стареть от времени.

В этой статье мы рассмотрим, где указана дата выпуска аккумулятора, сколько в среднем «ходит» АКБ на машине, что влияет на сокращение срока службы и как увеличить ресурс аккумуляторной батареи на автомобиле.

Срок службы АКБ на машине: что нужно знать

Итак, как уже было сказано выше, автомобильные АКБ представляют собой элемент с ограниченным сроком службы. Напомним, что аккумулятор представляет собой пластиковый корпус, внутри которого стоят пластины из свинца и диоксида свинца. Пластины находятся в растворе из воды и серной кислоты (электролитический раствор).

Читайте также:  Тонировка стекол автомобиля своими руками (инструкция видео-урок)

Если просто, такой раствор обеспечивает движение потока электронов между пластинами аккумулятора, благодаря чему становится возможной как отдача заряда, так и его накопление во время зарядки АКБ.

При этом важно понимать, что особенности эксплуатации и ряд других факторов оказывает значительное влияние на ресурс батареи. Другими словами, если условия не идеальные, АКБ прослужит меньше. Давайте разбираться, от чего это зависит.

Указанные отрезки по времени или по пробегу могут значительно сокращаться в том случае, если:

  • АКБ эксплуатируется слишком активно, имеет место большое количество циклов заряд-разряда;
  • в машине неисправна система зарядки АКБ от генератора или аккумулятор несколько раз высаживался «в ноль» по другим причинам;
  • батарея постоянно работает в условиях сильных морозов или же сильно перегревается (даже наличие изоляции не спасает от влияния экстремальных температур);
  • владельцем допускаются ошибки при зарядке АКБ внешними зарядными устройствами;
  • плотность электролита в «банках» никак не соответствует климатическим условиям в регионе;
  • аккумулятор на авто неправильно подобран по емкости, пусковому току и т.д.

Конечно, это далеко не все причины. Например, если двигатель или системы авто не в лучшем состоянии и мотор плохо запускается, приходится долго крутить ДВС стартером. Само собой, нагрузка на АКБ возрастает, заряд расходуется активно. При этом короткие поездки на 2-3 км не позволяют батарее успеть зарядиться от генератора.

Верхний «легкий» слой разъедает пластины, тогда как тяжелый нижний вырабатывает электричество в большем количестве, чем необходимо. Не трудно догадаться, что это значительно сокращает сок службы АКБ.

Если к этому добавить, что вибрации, возникающие при езде по плохим дорогам или недостаточно хорошо закрепленный аккумулятор также «убивают» батарею, получается далеко не самая радужная перспектива.

Естественно, в подобных условиях батарея прослужит намного меньше, чем аналогичная на машине, которая заводится с пол оборота и часами ездит по хорошей трассе.

  • При этом общее состояние АКБ определить не так просто. Если обслуживаемые АКБ еще можно диагностировать, измерить плотность электролита, изменить плотность и уровень и т.д., с необслуживаемыми батареями ситуация осложняется.

Как правило, во втором случае вся проверка сводится к замерам напряжения тестером, после чего также нужно принять во внимание возраст аккумулятора. На основании полученных данных можно приблизительно предположить, в каком состоянии находится та или иная батарея.

Еще отметим, что не все батареи одинаковые по качеству. Разные аккумуляторы также имеют разный срок службы. На деле, оригинальные фирменные изделия известных брендов стоят дорого, но зачастую выхаживают 4-5 лет и более. В то же время более дешевые аналоги могут выйти из строя уже через пару лет.

Основная причина — обычно с наступлением холодов даже качественные, но старые аккумуляторы быстро садятся, в какой-то момент двигатель завести не удается, причем это происходит абсолютно неожиданно.

Еще один совет заключается в том, что если батарею нет возможности сменить через 4 года, АКБ нуждается в постоянной диагностике, чтобы заметить проблемы на начальном этапе.

Дата производства аккумулятора: на что обратить внимание

При выборе АКБ важно не только учитывать габариты, полярность аккумулятора, пусковой ток и другие параметры, но и на год выпуска аккумулятора. Так вот, дата изготовления аккумулятора также определяет срок его службы. Как уже было сказано выше, после изготовления даже новая батарея стареет, так как внутри постоянно протекают химические процессы.

Как правило, дата изготовления АКБ на аккумуляторах указывается самим производителем, при этом аккумулятор должен быть реализован в течение 6 месяцев. Другими словами, дата выпуска АКБ определяет срок хранения новой батареи. Если аккумулятору больше шести месяцев с даты изготовления, от такой покупки лучше отказаться.

Еще добавим, что кроме «свежести» батареи, желательно также отдельно изучить такие параметры, как ток холодного запуска (возможность аккумулятора к прокручиванию коленвала ДВС при минус17 градусах в условиях сниженного заряда АКБ), а также резерв его мощности. Кстати, данные по резерву найти сложнее, при этом данный параметр определяет, сколько АКБ проработает, если на него не будет поступать заряд от генератора.

Полезные советы

Обратите внимание, что глубокие разряды аккумулятора могут стать причиной преждевременного выхода из строя даже относительно нового изделия высокого класса.

Также снижение плотности электролита зимой приводит к тому, что раствор замерзает, разрушаются пластины и т.д. С учетом того, что с наступлением холодов нагрузки на АКБ растут, батарея, нормально работающая летом, может выйти из строя при первых заморозках. В связи с этим лучше обслужить или сразу поменять старый аккумулятор еще до наступления холодов.

Читайте также:  Как купить красивый номер на авто через Госуслуги

Что касается проверки тестером, диагностические процедуры должны выполняться на полностью заряженной батарее, клеммы и выводы должны быть очищены. Почистить выводы можно пищевой содой и водой.

Также следует осматривать батарею визуально, не допускается вздутие АКБ, наличие трещин корпуса, потеки электролита, появление стойкого сернистого запаха. Если это так, тогда аккумулятор сильно перегревается.

Подведем итоги

Как видно, с учетом приведенной выше информации сложно сказать, сколько аккумуляторов потребуется сменить за 100 тыс. км. пробега или за 5 лет эксплуатации авто. В одних случаях может быть достаточно даже 1 батареи, тогда как в других может потребоваться сменить 2-3 или даже больше.

Напоследок отметим, что от особенностей эксплуатации сильно зависит срок службы АКБ. Например, короткие поездки, простои в зимний период, неправильная зарядка и т.п. сокращают срок службы аккумулятора на 30-40%. Также нужно следить и за общим состоянием батареи, так как окисление клемм, коррозия и течь электролита не добавят батарее ресурса.

Когда нужно заряжать необслуживаемый автомобильный аккумулятор. Как заряжать необслуживаемую АКБ зарядным устройством: сила тока, время зарядки. Советы.

Прикуривание севшего аккумулятора от другого автомобиля, тонкости и нюансы. Как правильно прикуривать авто от другой машины, на что обращать внимание.

Как заводить машину в сильный мороз: основные правила. Запуск двигателя с севшим аккумулятором, как нужно “прикуривать” автомобиль и что нужно учитывать.

Обслуживание и эксплуатация АКБ автомобиля: как снять клеммы с аккумулятора, когда и почему нужно заряжать аккумулятор, доливка электролита, рекомендации.

Выбор пусковых проводов для запуска двигателя с севшим аккумулятором. Особенности подбора проводов для “прикуривания”: сечение, длина, изоляция и т.д.

Как быстро завести двигатель при разряженной АКБ. Особенности и преимущества использования автономного пускозарядного устройства. Советы при выборе бустера.

Сколько служит аккумулятор в машине. 3-4 года – не предел!

Сколько в среднем служит автомобильный аккумулятор

Когда случится та или иная неприятность, мы можем судить только по опыту эксплуатации батареи. Никакие тесты ускоренного характера не позволят спрогнозировать реальный срок службы. Это подтверждаем не только мы, но и коллеги из журнала «За рулем». В качестве примера можем процитировать слова зарулевцев: «Первый год интенсивных испытаний не позволил выявить явных лидеров и аутсайдеров. Все аккумуляторы ведут себя примерно одинаково».

Цифры из опыта

Указывать средний эксплуатационный срок двенадцативольтовых изделий технически не грамотно. В основном потому, что в современном представлении АКБ, говоря простыми словами, может быть простой, навороченной и не очень продвинутой. Ссылаясь на виды и разновидности аккумуляторных батарей для автомобилей , мы имеем в виду обычный «гибрид», EFB, AGM и AGM TPPL. Так вот, у каждой из них свой средний срок службы:

  • Гибридный вариант с открытым доступом к банкам (Sb/Ca): 5-6 лет.
  • Та же гибридная версия, только с пластинами, окутанными конвертами (EFB): 6-7 лет.
  • Гибридная модификация с абсорбированным электролитом (AGM): 8-10 лет.
  • Очищенный вариант AGM (TPPL – без примеси кальция в активной массе): 10-12 лет.

Внимание! Цифры актуальны при соблюдении правил ухода за источником питания, в числе которых основным пунктом значится своевременная подзарядка от сетевого зарядника и недопущение глубокого разряда.

Такая градация по сроку годности не выдумана, а подтверждена годами. Да и теория вполне может объяснить полученные различия. Все помнят, как кальциевые батареи навсегда выходили из строя после первого глубокого разряда. В результате их вытеснили «гибриды», в легирующем пакете присадок которых наряду с кальцием присутствует серебро. Выкипание воды в таких источниках питания – явление редкое, основная проблема – осыпание активной массы и сульфатация.

С погружением пластин в конверты (EFB) ушла еще одна проблема – осыпавшаяся масса и крупные хлопья сульфатов свинца скапливаются внутри конвертов и не замыкают банки со временем. На примере AGM производители показали, как с одной единицы объема получить еще больше емкости. С появлением породистых Absorbent Glass Mat (TPPL) емкий AGM стал меньше боятся глубоких разрядов и, как результат, отслуживает солидный промежуток времени. Сульфатация – главный бич любого свинцово-кислотника, она непреодолима даже современными конструкциями АКБ.

Что говорят ГОСТы

За стартерные аккумуляторные батареи для автотехники отвечает ГОСТ Р 53165-2008. Особый интерес в этом документе могут представлять разве что нормативы испытаний. Часть из них включены «зарулевцами» в программу тестирования новых изделий. Это строгие пробы тока прокрутки в условиях холодного климата (-18°C) и суровых морозов (-29°C).

Другое дело прежний государственный стандарт ГОСТ 959-2002, который ныне утратил силу. Ценность этого документа по сравнению с настоящей версией в том, что в нем подробно раскрыты гарантии изготовителя АКБ:

  1. Гарантийный срок годности обслуживаемой версии (с крышечками в корпусе) – 18 месяцев с момента ввода в эксплуатацию. В эквиваленте – это 60 тыс. км пробега или 2 500 моточасов.
  2. Гарантия на необслуживаемую модификацию – 24 месяца с момента установки под капот, что эквивалентно 75 тыс. км или 2 500 моточасам.
Читайте также:  Каталитический нейтрализатор - принцип работы и неисправности

Как продлить срок службы аккумуляторной батареи автомобиля

Почему-то 5-7 лет полноценной службы самого простого обслуживаемого аккумулятора на борту автомобиля приравниваются к аномальному явлению. В таких случаях принято говорить, что владельцу изделия повезло, и никак иначе. Вместе с тем, из фокуса выпадает самый главный аспект – этот самый владелец, кроме всего прочего, ухаживал за АКБ. можно констатировать факт, что широко распространённая в кругу советских автомобилистов культура обслуживания бортовых источников питания ныне находится в забвении.

Сухое перечисление фактов, влияющих на срок службы АКБ, можно найти в любой статье интернет-источника, принадлежащего к аккумуляторной тематике. Мы же решили привязаться к устройству источника питания, и показать, что будет, если не соблюдать то или иное правило.

Определенный тон нашей дискуссии задал главред Autobann.su Василий Теркин, держа в руках распечатку из архивного номера «За рулем». Экземплярчик, необходимо признаться, отменный – 15-й номер, год 1934. Оказывается, в довоенное время аккумулятор был на одной полке с редкими и драгоценными вещами, и продлить ему жизнь считалось делом чести.

  • Не допускать сильных вибраций и ударов. Дело в том, что известные всем пластины аккумулятора, расположенные в каждой из шести банок, состоят из металлической решетки и намазки (активной массы). Различные встряски – лишний повод для осыпания активной массы на дно банки, отчего теряется емкость, и многократно возрастает риск замыкания банок.

  • Следить за уровнем электролита в банках. При понижении уровня электролитической жидкости открываются пластины. Сухая часть работать не будет, и засульфатируется до критической степени. Падает емкость, батарея начинает быстро заряжаться и разряжаться. Проблема на самом деле стоит остро, особенно для необслуживаемых моделей, в числе которых все прогрессивные конструкции. Суть в том, что часть воды при перезаряде и на некоторых стадиях зарядки, переходит в газ и улетучивается. Пластины оголяются не сразу, процесс носит накопительный характер. Со временем неплохо бы долить воду или смочить стекловолоконные маты (касается AGM), но как это сделать, если конструкция попросту герметична. Каждый находит выход по-разному: кто вскрывает крышку и проводит старомодное обслуживание банок, кто считает необходимым проверить генератор, не снимая с автомобиля с помощью мультиметра, кто покупает программируемое зарядное устройство. Так или иначе, необходимо стремиться не вгонять батарею в режим кипения, и она уж точно прослужит дольше.

  • Избегать понижения напряжения до 10,8 В и ниже. По мере разрядки падает плотность и прогрессирует сульфатация пластин. К тому же электролит пониженной плотности замерзает уже на небольшом морозе. Допустим, AGM-конструкциям замерзание нипочем, но от сульфатации они никак не застрахованы.
  • Не допускать сильного разрядного и зарядного тока. От этого коробятся пластины, осыпается активная масса со всеми вытекающими последствиями.
  • Дать выход гремучим газам из внутренностей аккумулятора. В завершение зарядки ток разлагает воду на кислород и водород. Эту смесь принято называть гремучим газом. К слову, смесь эта взрывоопасная и если не найдет выхода наружу, то разорвет корпус источника питания. Исходя из этого примите к сведению следующие советы: откручивайте крышки на обслуживаемых моделях и чистите в них отверстия, очищайте клапан VRLA на необслуживаемых изделиях, не курите вблизи заряжаемой батареи, и хорошо вентилируйте помещение.
  • Заряжайте АКБ до 100% уже при 12,4 В на выводах (при температуре 20…25°C). Для этих целей необходимо выбирать не автоматические зарядные устройства или, как их принято называть в среде аккумуляторщиков, «кипятильники», а программируемые ЗУ. Важно, чтобы зарядник вел «добивку» заряда до 100% с минимальными потерями воды (в импульсном режиме). Да, с программируемым ЗУ необходимо разбираться, и хорошо знать, как заряжать необслуживаемый аккумулятор зарядным устройством , но срок службы от этого возрастает в 1,5-2 раза.
  • Проводите десульфатацию, но не чаще 1 раза в год. Этот сложный процесс иначе называется «восстановление емкости батареи», и представляет собой набор контрольно-тренировочных циклов «разряд-заряд». Процесс требует углубленного знания аккумуляторной тематики и специального зарядного устройства с функцией десульфатации. Например, АКБ типа Ca/Ca нельзя разряжать даже до напряжения 10,8 В, максимум – до 11,5 В.


Итого, если не допускать глубоких разрядов, вовремя заряжать аккумуляторную батарею до 100%, не допуская кипения, периодически растворять крупные сульфаты свинца (десульфатация) с целью восстановления рабочей площади пластин до заводского состояния, следить за уровнем электролита, то изделие прослужит, что-говорится, «сверх нормы».

Если не соблюдать эти простые правила, то обычного аккумулятора хватит на две с лишним зимы. Всякие перспективные технологии никак не аннулируют общие требования к обслуживанию АКБ. В качестве аргументов служат отзывы на форумах, когда владельцы уже на четвертую зиму испытывают трудности с AGM-изделиями.

Читайте также:  Кроссовер Jetour X95 2020, фото цена характеристики

Сколько служит аккумулятор автомобиля

Аккумуляторная батарея, как и другие расходники, имеет срок годности, рассчитана на определённое количество циклов. Жизнь источника питания можно продлить, если регулярно ухаживать за АКБ. Но и в этом случае нет гарантии, что ИП будет служить дольше, чем в среднем заявлено производителем. В любом случае придётся менять батарею. Чтобы понять, когда и как это делать, стоит знать срок службы автомобильного аккумулятора, правила ухода за АКБ.

Срок службы автомобильного аккумулятора зависит от его характеристик и условий эксплуатации.

  1. Факторы, влияющие на срок службы АКБ
  2. Средний срок службы аккумулятора
  3. По ГОСТу
  4. Реальный опыт
  5. Почему сокращается срок службы
  6. Глубокий разряд, перезаряд
  7. Короткое замыкание
  8. Сульфатация
  9. Температура
  10. Как продлить срок эксплуатации

Факторы, влияющие на срок службы АКБ

Каждый АКБ имеет свой жизненный ресурс, заложенный изготовителем. Срок службы аккумулятора автомобиля зависит от состава сплава, использованного при производстве катодов и анодов, особенностей сепаратора, типа АКБ, качества залитого электролита, применённых при производстве технологий. Согласно нормативным документам, фактический срок службы начинается со дня выпуска без эксплуатации, в момент, когда готовая продукция попадает на товарный склад. Именно поэтому в магазине важно смотреть на дату производства. Чем «моложе» батарея, тем дольше она проживет.

Сверхгарантийный срок эксплуатации аккумулятора – результат бережного отношения при постоянном контроле базовых параметров.

Средний срок службы аккумулятора

На срок службы влияет не только бренд, тип АКБ, но и интенсивность эксплуатации. Если автомобиль ежегодно наматывает сотни километров, например, находясь в постоянных командировках, либо при работе в системе такси, аккумулятора хватит ненадолго, он может потребовать замены сразу после окончания гарантийного срока, то есть через 1-2 года после покупки. При использовании автомобиля в нормальном режиме (ежегодная накатка 15-20 тыс. километров), батарея успешно «ходит» 6-8 лет, при условии, что отсутствует заводской брак. Как правило, дольше 8 лет аккумуляторы не выдерживают. Даже при правильном уходе, с возрастом начинается неизбежное разрушение пластин, что выражается в характерном изменении цвета электролита. Если внутри банок произошли необратимые изменения, АКБ «созрел» для списания, лучше не затягивать с его заменой.

Также на время эксплуатации влияет наличие производственного брака. На заводе может произойти смещение отдельных сепараторов, перекос пластин в банках, плохая сварка конструктивных элементов в единую цепь и так далее. Процент брака незначителен – это сотые процента, но и дефектный источник питания может попасть в продажу. Поэтому солидные производители не только обеспечивают гарантию в соответствии с требованиями российского законодательства, но и берут на себя расширенные обязательства, тем самым подтверждая качество продукции. Как правило – это 1-2 года. Учитывая, что дефект в 90% случаев выявляется в первые полгода использования, этого вполне достаточно.

По ГОСТу

Ранее срок службы аккумуляторных батарей устанавливался по ГОСТу 959-91, составлял 2 года. Согласно стандарту, водители, обслуживающий персонал должны были регулярно контролировать показатели электрооборудования.

Сейчас все аккумуляторы должны соответствовать ГОСТу 959-2002, бесперебойно работать в течение 24 месяцев или 90 тыс. км пробега для сурьмяных батарей, 48 месяцев или 100 тыс. пробега для необслуживаемых АКБ.

Реальный опыт

Аккумуляторы способны проработать 5-6 лет. При дотошном сервисе, регулярном контроле параметров АКБ, отсутствии проблем в энергосистеме автомобиля, жизненный цикл может дотянуть до 8 лет. Наименьший срок службы у дешевых аккумуляторов, произведённых по устаревшим технологиям. Производитель заказывает срок службы в 1-2 года, в надежде, что покупатель рассчитывает на батарею только в течение гарантийного срока, после чего снова готов делать покупку.

Почему сокращается срок службы

Сколько прослужит батарея, зависит от многих факторов, не каждый водитель способен определить, почему аккумуляторы ломаются раньше окончания гарантийного срока. Чаще всего причина в человеческом факторе, плохом состоянии автомобиля, в частности энергосистемы. Если человек выбрал необслуживаемый аккумулятор, как правило, после установки он забывает, что иногда нужно смотреть на индикатор, показывающий текущее состояние батареи.

Глубокий разряд, перезаряд

Уровень заряда влияет на срок службы батареи. Условия хранения, эксплуатации конкретной модели АКБ указаны в технической документации – их необходимо соблюдать. Например, если батарея не используется длительное время, её необходимо снять, обеспечить требуемый уровень заряда (показатели зависят от типа аккумулятора), спрятать в сухом, отапливаемом помещении.

Частые полные заряды также снижают ёмкость, пусковой ток АКБ. Например, для литиевых источников питания глубокий переразряд чреват падением потребительских свойств, полной поломкой. Не всегда переразряженный источник питания можно вернуть к жизни, равно как и вернуть в магазин по гарантии.

Гелевые аккумуляторы боятся перезаряда, что случается, если в сеть подаётся повышенное напряжение.

Особый контроль за состоянием аккумулятора следует обеспечить в авто, где установлено много дополнительных электрических приборов. В условиях города при коротких поездках генератор не всегда успевает восполнить энергию, поэтому регулярно выполняйте получасовые поездки, таким образом, продлевая срок службы АКБ.

Читайте также:  Как убрать клей от тонировки со стекла в 2020 году - чем оттереть, отмыть, после, автомобиля, очистить

Короткое замыкание

Наличие короткого замыкания в электрической системе автомобиля – одна из распространённых проблем поломки АКБ. Даже если источник питания переживёт внештатную ситуацию, он вряд ли прослужит долго. Основная причина возникновения короткого замыкания – заводской брак, отсутствие должно ухода, приведшее к ржавлению, разрушению пластин внутри банок.

Сульфатация

Недостаток напряжения на электродах, низкий уровень, несоответствие плотности электролита могут привести к сульфатации пластин, когда на них образуется налёт, препятствующий нормальной химической реакции. Проблема появляется, если напряжение в АКБ падает ниже 10,8 В.

Сульфатация пластин аккумулятора.

Температура

Экстремальные температуры, резкие перепады всегда негативно влияют на работу аккумулятора. Сильный холод, жара изменяют плотность электролита. В мороз он становится вязким, иногда вода может замёрзнуть. Это может привести как к падению пускового тока, снижению ёмкости, повышенному саморазряду, так и механическому повреждению банок, что приведёт батарею в полную негодность. Для северных регионов разработаны модели с повышенной ёмкостью, пусковым током.

Сильная жара пагубно влияет на АКБ, как и холод. Повышенные температуры приводят к испарению электролита. В результате пластины оголяются, начинается сульфатация – первый этап разрушения анодов и катодов.

Как продлить срок эксплуатации

Существует несколько правил, их соблюдение позволит продлить срок службы аккумулятора. Чтобы им следовать, водителю придётся приобрести ареометр, другие измерительные приборы, зарядно-восстановительное устройство, регулярно проводить диагностику батареи, и её обслуживание.

Чтобы АКБ работал дольше, следует контролировать уровень, плотность электролита. Совет касается обслуживаемых аккумуляторов, где водитель может самостоятельно доливать, сливать электролит, менять его плотность, заливая дистиллированную воду или серную кислоту. Если не контролировать параметры ареометром, со временем упадёт ёмкость, пластины начнут разрушаться. Также неправильная концентрация, объём технологической жидкости негативно влияют на пуск автомобиля, он может просто не завестись зимой.

Для продления жизненного цикла батареи рекомендуется каждый месяц заряжать его стационарным устройством, подавая ток на 1-2 ампера. Процедура способствует сбросу «эффекта памяти», удаляет вредоносный налёт с пластин.

Подзарядка АКБ.

Аккумуляторная батарея – расходник, требующий регулярной плановой замены. Конечно, покупать новый аккумулятор нужно не так часто как, например, дворники, фильтры. Срок службы АКБ без заводского брака при должном обслуживании составляет 5-7 лет.

Аккумуляторы и батареи

Информационный сайт о накопителях энергии

Срок службы аккумуляторов автомобильных

Незаменимый в автомобиле, пусковой аккумулятор имеет определенный срок службы. Принцип действия прибора основан на выделении энергии при электрохимической реакции. Система динамичная, процесс зависит от многих факторов. Длительность надежной работы АКБ можно продлить и сократить ее, неправильным обслуживанием. Как выбрать автомобильный аккумулятор и увеличить срок его жизни?

Плановый срок эксплуатации аккумулятора автомобиля для списания

Роль автомобильного транспорта в перевозках грузов и пассажиров трудно переоценить. Но каждая единица транспорта оборудована батареями различной мощности. Срок службы аккумулятора на разных авто отличается. Техника в автопарках работает интенсивно, но находится под наблюдением специалистов. Поэтому время службы АКБ для профессионально работающих автомобилей устанавливается в зависимости от пробега или наработанных моточасов.

На основании стандартов, срок службы свинцовых кислотных аккумуляторов регламентирует норматив РД-3112199-1089-02.

Частные транспортные компании устанавливают предельный срок службы аккумуляторов на машинах, руководствуясь своими правилами. На личных авто стараются использовать все возможности, чтобы продлить время работы батареи.

Срок службы АКБ автомобиля по ГОСТу

Каждый норматив, в том числе и ГОСТ 959-2002 на батареи аккумуляторные свинцовые разработан с учетом используемых ингредиентов и особенностей эксплуатации. В разделе «Требования по надежности» предписывается: срок годности АКБ, не залитой электролитом, 3 года, с электролитом – 12 месяцев.

Средний срок службы автомобильного аккумулятора определяется при снижении емкости от первоначальной ниже 40%. Другим основанием окончания срока эксплуатации аккумулятора считается:

  • Для обслуживаемых АКБ – 24 месяца при пробеге до 90 000 км, 12 месяцев при пробеге 150 000км или 3 000 моточасов
  • Для необслуживаемых батарей – 48 месяцев, пробеге до 100 000 км или 4 000 моточасов

Аккумуляторы в импортном исполнении должны маркироваться с добавлением буквы «Т»

Срок годности автомобильного аккумулятора

На практике рабочий цикл батареи можно разделить на 3 вида – гарантийный, реальный и регламентируемый. В течение гарантии производитель устраняет только доказанный заводской брак. Реальный срок службы при правильной эксплуатации АКБ автомобиля может быть значительно длиннее регламентируемого.

Гарантийный срок работы нового автомобильного аккумулятора составляет от 6 месяцев до 4 лет, в зависимости от производителя. Замечена закономерность, чем длиннее гарантия производителя, тем больше лет срок службы аккумулятора. Самый малый гарантийный период дают производители обслуживаемых АКБ. Но все заводские дефекты обнаруживаются в 6-ти месячный срок эксплуатации аккумулятора.

Реальный срок работы аккумулятора автомобиля зависит не только от пробега и наработанных моточасов.

  1. Конструктивный ресурс, заложенный в количестве активной массы, сплаве решеток, качестве электролита и соблюдения технологии. Важно, чтобы батарея поступила к покупателю «свежей».
  2. Состояние бортовой системы автомобиля, ее энергонасыщенность с превышением способности генератора и наличие токов утечки приводит к хронической недозаряженности аккумулятора, что снижает срок годности.
  3. Неисправность генератора может привести к глубокой посадке АКБ, приближая срок списания.
  4. Неправильная эксплуатация автомобиля зимой приводит к перемерзанию банок АКБ, если электролит потерял плотность. Служба аккумулятора может на этом закончиться.
  5. Содержание аккумулятора в чистоте, замеры напряжения на клеммах при ХХ и работе, проверка электролита и своевременная сетевая подзарядка продлят срок службы аккумулятора.
Читайте также:  Замена вилки сцепления: тонкости и нюансы tata.su

При неправильной эксплуатации, когда АКБ работает длительное время на заряде около 60%, или перезаряде, из-за неисправного регулятора напряжения автомобиля, происходит сульфатация, отслоение активной массы от свинцовой решетки, окисление свинца. Все это сокращает ресурс и средний срок службы аккумулятора.

Если автомобиль эксплуатируется интенсивно в режиме «такси», с короткими пробегами и длительными простоями, аккумулятор имеет низкий заряд, быстрее изнашивается. Чтобы авто проходило регламентируемый срок, необходим внимательный уход за батареей.

Какой срок эксплуатации аккумулятора автомобиля считают нормальным

Срок работы аккумулятора, указанный производителем, рассчитан при условии нормальной эксплуатации автомобиля. Обычно средний АКБ работает 3-4 года работы. Рейтинговые модели могут сохранять емкость по 6-7 лет, но стоимость их гораздо выше.

Следует обратить внимание, нельзя покупать аккумулятор автомобиля впрок, без регулярной эксплуатации его емкость уменьшается, происходит саморазряд.

Считается, что созданы нормальные условия для работы АКБ, если автомобиль грамотно эксплуатируется:

  • Без экстремальных температур – защищен утеплением при простоях в зимнее время, хорошо вентилируется и контролируется летом.
  • Качественное обслуживание предполагает содержание аккумулятора в чистом отсеке, хорошо закрепленным. Регулярно измеряются нагрузки, выявляются паразитные токи, соловой блок находится под контролем.
  • Производительность генератора и емкость АКБ соразмерны, бортовые системы – компьютер, музыкальный центр, кондиционер и другие соответствуют по потреблению тока возможностям энергосистемы.

При хорошем обслуживании, критичной может быть выбранная манера езды. При коротком пробеге аккумулятор не заряжается. Если дополнительно в период простоя включена музыка, подзарядка телефона, батарея получит глубокий разряд, который повлияет на срок службы. Какой аккумулятор перенесет без последствий работу в режиме постоянного дефицита? Нет таких.

При нормальном обслуживании первые 2 года аккумулятор считают новым. С 3 года зимой нужно усилить контроль уровня заряда перед длительным простоем. Если не соблюдать технические требования, срок работы автомобильного аккумулятора можно сократить до года — полутора.

Продление срока службы аккумулятора

На форумах автомобилистов встречаются посты, где владельцы отмечают, что их аккумуляторы работают по 8-10 лет. Чтобы продлить службу аппарата, необходим грамотный подход к содержанию АКБ и авто. Основное правило опытных автолюбителей – систематический контроль напряжения на выводах аккумулятора. Шесть банок в последовательном соединении дают заряд 12,6 В. Если напряжение меньше 12,5 В, батарею нужно подзарядить. При этом замерить и отрегулировать уровень и плотность электролита. Заряжать слабым током 1-2 А в течение 12-14 часов.

Правила, которые помогут продлить срок эксплуатации аккумулятора автомобиля:

  • нельзя пытаться завести машину разряженной батареей;
  • если с первого раза мотор не завелся, 3 следующих попытки можно повторять с минутным интервалом;
  • облегчить зимний запуск мотора предварительным импульсом на АКБ – включением света, полностью выжатым сцеплением;
  • систематически очищать батарею, обращая внимание на вентиляционные отверстия;
  • при простое отключать всех потребителей.

Эти правила помогут продлить срок эксплуатации автомобильных аккумуляторов. Рачительный автолюбитель не будет рисковать. Зимой, в самые лютые морозы, он занесет батарею в тепло, обеспечив беспроблемный запуск мотора автомобиля утром. Это тоже ответ, как продлить срок службы аккумулятора.

Срок службы гелевого автомобильного аккумулятора

Использование гелевого пускового аккумулятора уже не редкость. Отличные эксплуатационные характеристики аппарата связаны с агрегатной формой электролита. Гелевая субстанция исключает протекание, плотно облегает пластины, увеличивая выработку энергии. АКБ обладает большим циклом заряда-разряда и сроком службы 10-12 лет. Какой срок саморазряда батареи? Примерно 20% в год. Даже при глубокой разрядке АКБ сохраняет конструкции, не происходит осыпания пластин.

Однако срок годности гелевого аккумулятора будет коротким при следующих обстоятельствах:

  • в бортовой сети автомобиля напряжение больше 14,4 В;
  • если гелеобразная масса замерзнет, ее свойства не восстанавливаются, электролит чувствителен к низким температурам;
  • любое короткое замыкание испортит батарею.

Каждая зарядка аккумулятора должна быть полной, иначе происходит потеря емкости. Перечисленные недостатки и стоимость тормозят распространение гелевых автомобильных аккумуляторов.

Видео

Предлагаем познакомиться с видео уроком на тему, на сколько можно продлить срок службы аккумулятора.

Срок жизни АКБ

Источник постоянного тока в машине — его аккумуляторная батарея — не может работать вечно. Сама конструкция свинцово-кислотного аккумулятора подразумевает определенный срок эксплуатации. От чего же он зависит?

Факторы и условия

Во-первых, важна конструкция и характеристики самой батареи. Более мощные АКБ имеют пластины большей толщины с увеличенным количеством активной массы — они и могут прослужить дольше. Чем миниатюрнее и слабее батарея, тем больше она подвержена различным рискам.

Читайте также:  Инструкция и схема подключения магнитолы Пионер MVH-150UB (Pioneer) на русском языке - Авто журнал КарЛазарт

Условия эксплуатации — второй фактор, влияющий на срок жизни АКБ. Важнейшее из этих условий — поддержание высокого заряда батареи. В идеале уровень заряда не должен быть ниже 75 %, в критических случаях — не ниже 50 %. То есть аккумулятор должен как можно быстрее получать ток, который был ему отдан. Каждый глубокий разряд приближает аккумулятор к смерти. Иногда бывает достаточно и одного разряда батареи до нуля, чтобы она уже больше никогда не ожила. При глубоких разрядах происходит необратимая сульфатация пластин. Об особенностях этого смертельного процесса мы еще расскажем в будущем.

Температура, при которой эксплуатируется АКБ, не менее важна. Переохлаждение может быть губительным — емкость батареи падает, ускоряется процесс саморазряда, пластины становятся менее чувствительными и хуже набирают заряд. При падении плотности электролита ниже определенной отметки произойдет замерзание жидкости и как следствие — разрушение пластин, осыпание активной массы и замыкание. Перегрев не менее вреден. Высокие температуры способствуют процессам коррозии, разрушающим решетки. Кроме того, при перегреве батареи она активнее теряет воду из электролита, как за счет испарения, так и за счет более активного гидролиза.

Исправность электрической сети — немаловажный фактор. Утечки тока ведут к саморазряду батареи при простое, короткие замыкания в электроприборах не позволяют генератору создать напряжение, достаточное для заряда АКБ. Большое количество одновременно включенных потребителей тока, особенно зимой (подогревы, отопление, освещение, мультимедиа), не позволяет аккумулятору зарядиться, особенно при небольшом пробеге «работа-дом».

Третий существенный фактор — как долго и в каких условиях новая батарея находилась до продажи и установки на автомобиль. Например, современные кальциевые аккумуляторы Mutlu могут без потери свойств храниться до 6 месяцев с момента производства. Продавец должен соблюдать условия хранения: в темном сухом помещении с температурой воздуха не более 27° С. По истечении полугодового срока АКБ подлежит профилактической подзарядке. Если продавец пренебрегает этими правилами, то емкость батареи может снизиться еще до начала ее работы на автомобиле.

Мечты и реальность

Каков же идеальный расклад для АКБ? Батарея должна начать эксплуатироваться не позднее полугода с момента производства, температура эксплуатации должна лежать в пределах от +10 °С до +30 °С, поездки должны быть длинными для полного заряда, перерывы между поездками — минимальными, генератор должен выдавать напряжение не менее 14,8 В (иногда не более 14,4 В для некоторых батарей!). При длительных перерывах АКБ должна сниматься с автомобиля, периодически подзаряжаться. Фантастика, скажете вы? :) Конечно, таких условий в реальности практически не существует. Тем не менее известны случаи, когда при правильном обращении и щадящих условиях батареи исправно функционировали более 10 лет! Такой срок можно назвать идеальным для современных батарей, не расходующих электролит.

Реальность, конечно, отличается от идеальных условий. Фактически с самого начала эксплуатации многие АКБ в нашей стране постепенно теряют заряд, особенно в регионах с суровыми зимами. Плотность электролита необслуживаемых батарей постепенно снижается, появляется необратимая сульфатация, уменьшается емкость батареи, увеличивается количество циклов сильного разряда и последующего недозаряда. Но даже в таких условиях качественная батарея, созданная с применением современных технологий, вполне способна проработать 4–5 лет.

Если вашей аккумуляторной батарее 5 лет и более, присмотритесь к ней внимательнее! Так же ли бодро крутит стартер при холодном запуске? Нет ли внешних признаков проблем (окисления клемм, незначительных вздутий корпуса, изменений уровня электролита)? Возможно, жизненный цикл вашей АКБ уже подходит к концу, и пора задуматься о замене.

Срок службы аккумулятора от 3-25 лет

  1. Типы аккумуляторных батарей и сроки эксплуатации
  2. Сурьмянистый аккумулятор
  3. Маслосурьмянистый аккумулятор
  4. Кальциевый аккумулятор
  5. Гелевый аккумулятор
  6. Щелочной аккумулятор
  7. Литий-ионный аккумулятор
  8. Гибридный аккумулятор
  9. Советы по продлению срока службы аккумуляторных батарей
  10. Видео
  11. Заключение

Аккумулятор для автомобиля это источник энергии при не работающем двигателе и поэтому необходимо ему уделять особое внимание при обслуживании, чтобы он не подвёл в самый неподходящий момент. Очень часто, при покупке нового аккумулятора покупатели спрашивают, сколько прослужит тот или иной тип батареи, но однозначный ответ на этот вопрос никто не может дать, ни производитель аккумулятора (АКБ), ни сам продавец.

Все дело в том что продолжительность службы АКБ напрямую зависит от правильности ухода за ним, типа самого аккумулятора, условий эксплуатации, правильно подобранной емкости и фирмы производителя.

Типы аккумуляторных батарей и сроки эксплуатации

В зависимости от поставленных задач в настоящее время широкое применение получили 7 типов аккумуляторных батарей. У каждого типа есть как положительные так и отрицательные стороны, пока идеального аккумулятора изобрести не получилось, но прогресс не стоит на месте и срок службы батареи постоянно увеличивается, например у сурьмянистых аккумуляторов срок службы всего лишь 2-3 года, тогда как у щелочного может достигать 25 лет. Поэтому для решения конкретной задачи нужно подбирать свой тип АКБ, основные из них представлены ниже.

Читайте также:  Что выбрать-дизельный или бензиновый мотор?

Сурьмянистый аккумулятор

Сурьмянистый аккумулятор это довольно старый и морально устаревший тип АКБ. Свое название он получил благодаря наличию в свинцовых пластинах сурьмы (Sb) от 5% и более. Ее добавляют чтобы придать прочности, так как изначально свинцовые пластины мягкие и эластичные, чистый свинец без примесей не пригоден для использования в АКБ.

Сурьмянистые аккумуляторные батареи, в виду применения при их производстве старых технологий, служат не долго и уступают современным АКБ. Средний срок службы такого источника тока составляет 2-3 года.

При эксплуатации такого аккумулятора, необходимо регулярно проверять уровень электролита, так как со временем вода из него испаряется и свинцовые пластины оголяются, что приводит к нежелательным последствиям и снижению срока службы АКБ.

Главным достоинством данного типа АКБ является их неприхотливость и дешевизна, они до сих пор используются в электрических цепях, где не требуются большие пусковые токи.

Маслосурьмянистый аккумулятор

Основное отличие маслосурьмянистого аккумулятора от сурьмянистого — это наличие сурьмы в пластинах менее 5%. Это было сделано для того, чтобы уменьшить скорость испарения воды из АКБ, так как сурьма вызывает процесс электролиза, при котором выделяется водород и кислород. Проще говоря электролит в аккумуляторе начинает закипать при достижении напряжения 12 Вольт.

Применение пластин с уменьшенным содержанием сурьмы позволило уйти от проблемы постоянной доливке дистиллированной воды, но все же данный тип АКБ нельзя считать необслуживаемым. При эксплуатации маслосурьмянистого аккумулятора требуется следить за уровнем электролита, так как проблема в корне не была решена.

К плюсам этого типа АКБ является повышенная стойкость к саморазряду при длительном хранении, а также стабильность работы при скачках напряжения в бортовой сети автомобиля. За счет дешевизны материалов при изготовлении батареи и относительно простой технологии производства — АКБ имеют доступную цену.

При должном обслуживании и правильной и бережливой эксплуатации, срок службы маслосурьмянистого аккумулятора составляет 2-4 года.

Кальциевый аккумулятор

Технологии не стоят на месте и следующим этапом развития аккумуляторных батарей стало добавление кальция (Ca) в свинцовые пластины вместо сурьмы. В результате, на свет появились еще более совершенные и долговечные АКБ. Их основным достоинством является уменьшенное испарение воды — за счет уменьшения интенсивности процесса электролиза в АКБ. Также, в кальциевые аккумуляторы, для уменьшения внутреннего сопротивления стали добавлять в небольшом количестве серебро, в следствие чего удалось повысить кпд и емкость АКБ. Все эти технологии позволили значительно увеличить срок службы кальциевых аккумуляторов.

Срок службы кальциевых аккумуляторов составляет 8-9 лет. В данном типе АКБ ушла необходимость в постоянном контроле уровня электролита.

Недостатком кальциевых аккумуляторов является повышенная чувствительность к сильному разряду и скачкам напряжения в электрических цепях автомобиля. Достаточно всего 2-3 раза разрядить его полностью, чтобы он потерял свои потребительские свойства. Перед установкой кальциевого аккумулятора проверьте исправность электрооборудования вашего автомобиля, а в частности генератора и стабилизатора напряжения, чтобы продлить срок службы батареи и не потерять деньги зря.

Гелевый аккумулятор

В связи с тем, что в привычных нам аккумуляторах содержится электролит и в случае повреждения корпуса АКБ может произойти утечка серной кислоты, что очень опасно для человека и экологии, инженеры разработали новый тип АКБ, в котором электролит находится в состоянии геля (GEL). Применение данной технологии позволило существенно улучшить ряд потребительских свойств аккумулятора, а в частности они обладают следующими характеристиками:

  • Низкий саморазряд;
  • Высокий пусковой ток;
  • Возможность располагать АКБ в наклонном положении;
  • Восстанавливать свою емкость после глубокого разряда;
  • Общее количество циклов заряд-разряд около 200;
  • Не требуют обслуживания.

Применение новой технологии позволило увеличить срок службы гелевых аккумуляторов до 10-12 лет.

К недостатком этого типа АКБ следует отнести — сильное уменьшение емкости при понижении t окружающего воздуха (емкость может упасть в два и более раза), а также эти батареи боятся КЗ (короткого замыкания). Так же необходимо следить за напряжением заряда гелевого аккумулятора, оно не должно превышать 14 Вольт.

Щелочной аккумулятор

В данном типе батарей вместо электролита применяется щелочь. В автомобиле щелочные аккумуляторы применяются достаточно редко, более обширное распространение они получили в складской технике в роли тяговых батарей. К положительным моментам при эксплуатации щелочных батарей можно отнести небольшой вес устройства, высокую работоспособность в условиях низких температур, минимальную величину саморазряда и возможность быстро восстанавливаться при глубоких разрядах АКБ. В процессе работы щелочных аккумуляторов не выделяются вредные вещества, чего нельзя сказать о сурьмянистых батареях.

Срок службы щелочного аккумулятора составляет 4000 циклов заряда-разряда, что при должном уходе может достигать 25 лет. Эти цифры значительно превышают срок службы кислотных АКБ.

Литий-ионный аккумулятор

В современном мире литий-ионные (Li-ion) аккумуляторы нашли широкое применение во всех сферах жизнедеятельности человека. Они применяются как в бытовых электроприборах, так и в промышленности, в частности автомобилестроении и авиастроении. Ноутбуки, мобильные телефоны, электроинструменты, электромобили, фото и видеокамеры — вот небольшой список приборов, где применяется данный тип АКБ. Первая литий-ионная батарея была создана еще в далеком 1991г. компанией Sony и применялась в аудиоплеере.

Срок службы литий-ионного аккумулятора доходит до 3-7 лет, это соответствует 500-1000 циклам заряда-разряда.

Принцип действия литий-ионного аккумулятора заключается в следующем: у него имеется катод на алюминиевой фольге и анод на медной фольге, между собой они разделены пористым сепаратором, который пропитан электролитом. Все элементы АКБ, для уменьшения габаритов, сворачивают в трубочку и заключают в герметичный корпус. В качестве переносчика заряда используется — ион лития, который может встраиваться в кристаллические решетки других металлов, образуя химические связи.

Читайте также:  Каталитический нейтрализатор - принцип работы и неисправности

На срок службы литий-ионных АКБ влияют такие параметры как: частота использования, температурный режим эксплуатации, условия хранения, правильность заряда батареи, подключаемая нагрузка. При эксплуатации такого источника энергии избегайте короткого замыкания, температурный режим должен быть в пределах от -20 до +50 °C, заряжайте аккумулятор только зарядным устройством имеющим контроллер заряда и предназначенным специально для этого типа АКБ.

Гибридный аккумулятор

Гибридные аккумуляторы постепенно вытесняют с рынка сурьмянистые, за счет своих неоспоримых преимуществ: низкий саморазряд и отсутствие необходимости каждый раз контролировать уровень электролита. В устройстве таких АКБ используются 2 типа пластин: свинцово-сурьмянистая и свинцово-кальциевая. Таким образом, удалось повысить устойчивость батареи к глубоким разрядам и уменьшить испарение воды из электролита при работе АКБ. С таким аккумулятором, Вы можете смело оставлять свой автомобиль на длительное время, при этом не переживая, за то что потом его не заведете.

Средний срок службы гибридных аккумуляторов составляет около 5 лет, но многие водители отмечают, что при правильном уходе срок службы у них достигал 7 лет.

К недостатком гибридных аккумуляторов, можно отнести их дороговизну и трудоемкость изготовления. Так же, необходимо контролировать уровень электролита, особенно в теплое время года когда температура воздуха достигает 30°C и выше. В такие периоды аккумулятор подвержен процессу закипания. При уменьшении уровня кислоты, просто долейте дистиллированной воды до уровня, контролируя плотность электролита ареометром (см. ниже), благо она продается в любом магазине автомобильных запчастей и стоит недорого.

Советы по продлению срока службы аккумуляторных батарей

Чтобы продлить срок службы аккумуляторной батареи необходимо придерживаться простых правил:

  1. Поверхность аккумуляторной батареи должна быть чистой и сухой, для предотвращения саморазряда и уменьшения тока утечки. Мыть корпус АКБ желательно с раствором соды.
  2. Не допускайте глубоких разрядов батареи. Любой свинцово-кислотный аккумулятор боится разрядки. Примерно один глубокий разряд, принято считать как уменьшение срока эксплуатации на 2-3 месяца.
  3. Используйте аккумулятор на исправном автомобиле, в частности генераторе и стартере. Не допускайте повышения напряжения в бортовой сети автомобиля более 14 Вольт.
  4. Не применяйте на автомобиле аккумулятор меньшей емкости, чем рекомендует завод изготовитель. К Вашему сведению, использовать АКБ большей емкости на 30-40% допустимо, это пойдет только на пользу АКБ.
  5. Старатесь не использовать электроприборы (радио, фары, компрессор подкачки шин и.т.д.) на заглушенном моторе, тогда вся нагрузка приходится на батарею, что негативно сказывается на ее долговечности.
  6. Контролируйте уровень электролита в аккумуляторе. Он должен находится между отметками min и max.
  7. Производите заряд АКБ перед зимой и после зимы, при этом контролируя плотность электролита. Нормальные показания плотности составляют — 1.27г/см3. Зимой если t воздуха в вашем регионе опускается ниже -35°C показатель плотности должен быть в пределах от 1.28г/см3 до 1.35г/см3.
  8. Не меняйте электролит полностью в аккумуляторе и не промывайте его, это пагубно влияет на его работоспособность.

Видео

Заключение

В заключении хотелось бы сказать может простые, но нужные истины, относитесь бережно к аккумуляторам, перед покупкой и применением всегда читайте инструкцию по эксплуатации, обслуживайте батарею только в специализированных местах (это могут быть как СТО, так и магазины по продаже АКБ), перед покупкой всегда обращайте внимание на дату выпуска и требуйте проверки аккумулятора нагрузочной вилкой и тогда они прослужат вам долгое время и не подведут вас в трудный момент.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: