Печка ваз 2110 не греет или не работает: причины и способы решения проблемы – Автосервис

Что делать, если не греет печка ВАЗ 2110

Комфортабельность в салоне во время эксплуатации автомобиля в зимний период обеспечивается печкой в салоне. АвтоВАЗ до появления моделей «десятого» семейства комплектовал свои машины простой по устройству системой обогрева с механическим управлением. Начиная же с модели ВАЗ-2110 конструкторы пересмотрели устройство печки и улучшили механизм ее управления. Такие доработки повышают удобство регулировки работы обогрева, а иногда становятся причиной отказа или неправильного функционирования обогрева салона.

Устройство системы обогрева ВАЗ-2110

Концепция работы обогрева салона на ВАЗ-2110 осталась такой же – воздух, подаваемый в салон, нагревается за счет системы охлаждения. Для этого в салоне, под передней панелью, установлен радиатор, который включен в систему охлаждения, по нему движется разогретый антифриз. Воздух, проходящий через радиатор, подается через воздухозаборник. После нагрева воздушный поток по воздуховодам подается в необходимые зоны – лобового стекла, ног, туловища.

Предусмотрена принудительная циркуляция воздуха, что повышает эффективность распространения теплого потока по салону. Для этого печка комплектуется вентилятором с приводом от электродвигателя.

Температура прогрева воздуха регулируется заслонками. Одна из них пускает поток либо через радиатор (для нагрева), либо в обход него. Заслонка разделяет поток, чтобы получить нужную температуру – одна часть его идет через радиатор, а вторая – в обход, после он смешивается, регулируется степень нагрева и подается в воздуховоды.

Вторая заслонка предназначена для перекрытия подачи воздуха в салон извне. Благодаря ей устанавливается режим закрытой циркуляции воздуха.

Управление печкой

Ранее управление заслонками на ВАЗ осуществлялось механическим способом – заслонка соединялась тросиком с ручкой на блоке управления печкой. Дополнительно отопитель комплектовался краном перекрытия подачи антифриза в радиатор печки, который регулировался рукояткой на блоке управления.

Видео: Не греет печка на ВАЗ 2110? Замена моторедуктора заслонки отопителя

На ВАЗ-2110 кран перекрытия уже не устанавливается, а отключение печки в летний период осуществляется заслонкой, которая при полном закрытии отделяет радиатор от салона. Механическое управление заслонок заменили на электромеханическое – поставили микромоторедуктор. Управление обогревом ВАЗ-2110 включает в себя:

  • контроллер системы автоматического управления отопителем (САУО);
  • датчик температуры;
  • датчик положения заслонки;
  • микромоторедуктор.


Контроллер оснащен лицевой панелью с двумя рукоятками – левая отвечает за регулировку температуры, правая – за работу вентилятора. На моделях 10-го семейства используются контроллеры, разница между которыми сводится к количеству режимов работы вентилятора и наличию автоматического режима функционирования.

Принцип работы

Принцип работы такой системы управления прост – водитель левой рукояткой устанавливает нужную температуру (полностью холодный или в диапазоне от 16 до 28 град.). На основе установленного режима контроллер подает питание на микромоторедуктор и он устанавливает заслонки в нужное положение.

Между этими элементами используется двухсторонняя связь – на редукторе установлен датчик положения, который «информирует» контроллер об угле открытия.
Благодаря установленному датчику температуры (расположен на потолке) контроллер постоянно следит за степенью нагрева воздуха в салоне, на основе чего корректирует положение заслонки, чтобы поддерживать заданную температуру водителем температуру.

Дачик температуры ВАЗ 2110

За счет использования САУО у водителя отпала надобность корректировать работу печки, чтобы поддерживать комфортную температуру, он задаёт температуру рукояткой, а остальное делает контроллер.
На ранних ВАЗ-2110 вентилятор отопителя имел три режима работы, разница между которыми сводится к скорости вращения. Регулировка скорости выполняется благодаря установке в цепь питания электродвигателя блока реостатов. После появились модели, у которых вентилятор получил 4-й режим работы – автоматический. При его включении вентилятор работает под управлением контроллера — САУО регулирует скорость вращения электродвигателя, чтобы корректировать температуру в салоне.

Использование электромеханического управления на ВАЗ-2110 повысило удобство управления обогревом салона, но из-за более сложной конструкции повысилась вероятность поломки печки.

Неисправности печки ВАЗ 2110 и их устранение

Владельцы ВАЗ-2110 сталкиваются с проблемой неработающей или неправильно функционирующей печки. Неисправность сводится к тому, что воздух не нагревается, отопитель подает горячий воздух или отмечается неравномерный прогрев – на лобовое стекло идет холодный воздух, а в зону ног – хорошо разогретый.

Почему печка плохо греет

Такие симптомы происходят из-за неисправности в системе управления печкой:

  1. Повреждение контроллера САУО.
  2. Неисправность микромоторедуктора.
  3. Деформация или заклинивание заслонки.
  4. Неисправность датчика температуры.

Чтобы выявить проблему, для начала определите, в какой ветке системы управления появилась неисправность. Для этого запустите мотор, включите вентилятор отопителя на максимальную скорость, а затем покрутите рукоятку регулировки температуры с «Min» на «Max» и послушайте, меняется ли шум от работы вентилятора. Если ветка «контроллер-редуктор» исправна, то заслонки перемещаются, и за счет изменения направления потока воздуха, шум от работы печки меняет тональность.

А вот если звук работы не меняется, причина кроется в контроллере, редукторе или заслонках.

Для проверки контроллера проведите замену на заведомо исправный и проверьте, изменилась ли работа печки. Следующим проверяется моторедуктор. Сложность проверки заключается в том, что располагается он под «жабо» со стороны двигателя, и добраться до редуктора сложно. Эта ветка управления может не работать по причине заклинивания заслонок.

Для проверки ветки «контроллер-датчик температуры» отключите провода от датчика. Без его показаний контроллер управляет заслонкой, основываясь на установленной водителем температуре. Если проблема с работой печки крылась в датчике температуры, то после его отключения нормальное функционирование системы обогрева восстановится, с той лишь разницей, что перестанет работать автоматический режим вентилятора и САУО не сможет корректировать температуру воздушного потока.

Чаще же проблемы возникают с контроллером и моторедуктором. Эти узлы можно отремонтировать, но поскольку цена на них невысокая, то проще заменить на новые.

Видео:Не греет печка на ВАЗ 2110? Ремонт заслонки отопителя

Иные причины

Выше описаны проблемы, связанные с управлением печкой. Но печка может не работать или функционировать недостаточно эффективно и по другим причинам:

  • появление воздушной пробки в радиаторе печки;
  • засорение радиатора;
  • сильный износ или поломка электродвигателя вентилятора;
  • неисправность блока реостатов механизма управления;
  • деформация заслонок.

Эти неисправности сказываются на работоспособности печки. На ВАЗ-2110 они возникают реже, чем поломки системы управления, но их тоже следует брать в учет.
Чтобы выявить причину прекращения нормальной работы печки ВАЗ-2110, определите, из-за чего это могло произойти. Если не работает вентилятор, то для устранения проблемы проверьте его, блок реостатов и цепь питания.

Читайте также:  Рендж Ровер Эвок 2019 - фото, цена (новая модель), характеристики Range Rover Evoque 2

Печка дует холодным воздухом – причина кроется в радиаторе печки (забит, в нем образовалась пробка) или в заслонках (заклинили в положении, когда воздушный поток идет в обход радиатора).

Печка греет слабо и отрегулировать температуру не удается – проверяйте работоспособность контроллера, микроредуктора и датчика температуры.

Для выявления причины и устранения снижения продуктивности работы печки двигайтесь «от простого к сложному». Сначала проверяйте работоспособность элементов системы, расположенных в салоне (контроллер, датчик температуры), а после уже – лезьте под капот, чтобы продиагностировать работу редуктора, заслонок, электродвигателя вентилятора.

Устройство и принцип работы автомобильных стеклоочистителей

Все современные автомобили оснащаются стеклоочистителям или «дворниками», которые предназначены для очистки лобового стекла от грязи, пыли или осадков. С их помощью водитель может значительно улучшить видимость, не выходя из салона. Автомобильные стеклоочистители являются неотъемлемой составляющей конструкции транспортного средства, а их неисправность запрещает эксплуатацию ТС.

  1. Система стеклоочистителя лобового стекла
  2. Элементы конструкции стеклоочистителей
  3. Принцип работы устройства
  4. Как работает трапеция
  5. Моторчик стеклоочистителей
  6. Управление очистителями
  7. Виды щеток
  8. Способы крепления щеток

Система стеклоочистителя лобового стекла

Штатные очистители ветрового стекла предназначены для удаления грязи, пыли, а также избыточных осадков с его поверхности. Это позволяет увеличить видимость дороги в любой момент, включая плохие погодные условия: сильный дождь или снег. Для большей эффективности устройство сочетают со стеклоомывателем, который распыляет на поверхность стекла специальную омывающую жидкость под высоким давлением. Таким образом, происходит очистка стекла от прилипшей грязи и насекомых.

Автомобильные стеклоочистители

В некоторых автомобилях предусмотрен задний стеклоочиститель, а также специальные устройства для очистки передних фар (омыватель). Это позволяет обеспечить безопасность движения при любых погодных условиях. Частота и длительность работы стеклоочистителей регулируется водителем из салона.

Элементы конструкции стеклоочистителей

Конструктивные особенности зависят от вида устройства и типа крепежных элементов. Стандартная схема стеклоочистителей состоит из следующих деталей:

  • рычажного привода (трапеции);
  • поводков;
  • реле для управления режимами работы;
  • электронного блока управления (при наличии);
  • электродвигателя с редуктором;
  • шарнирных креплений;
  • щеток.

Конструкция стеклоочистителей

Дополнительно предусмотрены управляющие устройства. К примеру, для ручного управления используется подрулевой переключатель режимов работы стеклоочистителей, а для автоматического режима в транспортном средстве устанавливают специальный электронный блок управления и датчик для анализа загрязнения стекла (датчик дождя).

Принцип работы устройства

Несмотря на простой функционал очищающей системы, необходимо разобраться с тем, как работают стеклоочистители. Основные нюансы, о которых нужно знать:

  1. Электромагнитное реле принимает управляющую команду и устанавливает режим работы щеток. В зависимости от транспортного средства, очистители могут работать в прерывистом режиме с небольшими интервалами в 3-5 секунд, постоянно двигаться с установленной скоростью, а также переходить в режим мойки с включенным омывателем.
  2. Мотор стеклоочистителей получает питание от бортовой электросети. Точная схема подключения зависит от модели автомобиля.
  3. Поводки стеклоочистителей, а вместе с ними и щетки для очистки стекла, приводятся в действие при помощи электродвигателя с червячным редуктором и рычажного привода (трапеции). Трапеция передает и преобразует вращательное движение от электродвигателя на щетки, которые, плотно прижимаясь к рабочей поверхности, удаляют грязь и влагу со стекла.

Правильно настроенная система не должна оставлять разводы или механические повреждения на поверхности стекла, а также шуметь во время работы. В случае подобных проблем необходимо оперативно устранить неисправность.

Как работает трапеция

Трапеция стеклоочистителей состоит из системы тяг и рычагов, которые преобразуют вращательное движение от редуктора в возвратно-поступательное движение поводков со щетками. Стандартное устройство должно выполнять следующие функции:

  • движение щеток при работающем электродвигателе стеклоочистителя;
  • обеспечение нужной амплитуды и скоростного режима очистки;
  • поводки стеклоочистителей при двух и более щетках должны двигаться синхронно.

Трапеция стеклоочистителей

Трапеция, как и электромотор, является важной составляющей системы. При любых неисправностях (появлении люфтов) в ее работе ухудшается эффективность и качество очистки стекла. Для большей надежности элементы трапеции выполняют из листовой стали, которая устойчива к агрессивной среде, а также имеет высокую жесткость на изгиб.

В зависимости от конструкции очистителей стекла, трапеции могут быть одно-, двух- и трехщеточные, а по принципу работы — симметричные и асиметричные.

Моторчик стеклоочистителей

Моторчик стеклоочистителей имеет базовую конструкцию независимо от модели автомобиля. К основным элементам можно отнести непосредственно сам электромотор и редуктор (как правило, червячный), который увеличивает усилие от электродвигателя в несколько раз. Современные устройства могут быть оборудованы дополнительными элементами, включая предохранители для защиты от сильных нагрузок, подогревательные элементы для работы при низких температурах и многое другое.

Мотор стеклоочистителей для ВАЗ 2110

Мотор-редуктор стеклоочистителей является важнейшим элементом системы, который обеспечивает ее работоспособность. Щетки должны плотно прилегать к стеклу и свободно перемещаться по нему, иначе возникает повышенная нагрузка на электродвигатель.

Управление очистителями

Система очистки ветрового стекла может управляться двумя способами — электронным и электрическим. Последний вариант подразумевает ручное изменение режимов работы. Под рулем находится специальный рычаг управления, позволяющий включать устройство, регулировать паузу в работе стеклоочистителей и изменять режимы очистки. Но подобный вариант требует постоянного участия водителя.

Подрулевой переключатель

Электронная система управления является полностью автономной и не требует человеческого вмешательства. В автомобиле устанавливается специальный электронный блок и датчик дождя, который анализирует чистоту стекла и погодные условия. С помощью электронного управления обеспечивается целый ряд функций:

  • автоматическое включение и выключение;
  • изменение параметров работы очистителя;
  • блокировка моторчика при наличии препятствий на ветровом стекле;
  • дополнительная очистка с помощью стеклоомывателя;
  • предотвращение замерзания щеток при выключенном двигателе.

Виды щеток

Производители автомобилей предоставляют владельцам машин выбор типа щеток. В зависимости от конструкции и эксплуатационных характеристик, они могут быть следующих видов:

Каркасные щетки

  1. Каркасные щетки — оптимальный и доступный вариант. Они хорошо адаптируются под рабочую поверхность ветрового стекла, но ухудшают качество очистки при минусовых температурах и высоких скоростях.
  2. Бескаркасные стеклоочистители — более дорогой вариант, обеспечивающий качественную очистку стекла. Устройство более стойкое к замерзанию, а также дольше служит в эксплуатации. Из недостатков необходимо отметить сложность подбора щеток для обеспечения правильного прилегания к стеклу.
  3. Гибридные стеклоочистители — их часто называют зимними благодаря закрытой конструкции и влагостойкости. Идеально подходят для регионов с низкими температурами, где важно обеспечить работоспособность очистительной системы.
Читайте также:  Лучший кроссовер цена-качество. Какой "паркетник" выбрать? Советы экспертов. ТОП-10

Бескаркасные дворники

Способы крепления щеток

До 1999 года большинство производителей автомобилей использовали тип крепления штатных щеток стеклоочистителей под названием «крючок» или «Hook». Это универсальное устройство в виде буквы «U», которое позволяет защелкнуть щетку и не переживать о надежности ее установки. В настоящее время набирают популярность следующие типы креплений:

  1. Боковой штырь — появилось в 2005 году на BWM, Volvo и других автомобилях. Позволяет фиксировать щетки с помощью специального бокового штыря на 22 или 17 мм.
  2. Кнопка или «Push Button» — адаптер для стандартных щеток стеклоочистителей шириной 16 мм. Достаточно защелкнуть устройство для крепления, а для снятия необходимо нажать на специальную кнопку.
  3. Pin lock — фиксация щеток с помощью специального встроенного замка. Используется в автомобилях Audi.

Схема крепления «Push Button»

Это далеко не полный перечень видов креплений. Каждый производитель может использовать собственные конструкции для фиксации щеток.

Несмотря на относительную простоту стеклоочистителей ветрового стекла, без них сложно представить современную машину. Водители могут прямо из салона управлять работой дворников, удалять грязь и улучшать видимость дорожной ситуации. А электронные системы и вовсе автоматически следят за чистотой стекла, увеличивая комфорт и безопасность вождения без участия человека.

Как подобрать и поменять щетки стеклоочистителя для автомобиля?

Чистота лобового стекла машины — вопрос не только эстетики, но и безопасности. Рассказываем, как подобрать щетки стеклоочистителя для автомобиля и поменять их своими руками.

Основные конструкции

Каркасные стеклоочистители — классический вариант, актуальный для отечественных авто и бюджетных иномарок. Впрочем, их можно встретить и на премиальных авто, выпущенных более 15–20 лет назад. Основа такой конструкции — качающиеся коромысла, которые хорошо прижимают резинки к лобовому стеклу.

Преимущества: плотный контакт щетки с очищаемой поверхностью.

Недостатки: хрупкость, плохие аэродинамические свойства. Некоторые производители решают проблемы установкой спойлеров и защитных чехлов, но тогда стеклоочистители получаются громоздкими и тяжелыми.

Бескаркасные стеклоочистители используются в большинстве автомобилей среднего класса. У них нет коромысла — резинки удерживаются тонким корпусом из плотной резины или эластичного пластика. Естественное натяжение материала обеспечивает плотный контакт со стеклом.

Преимущества: минимальные размеры, сниженная нагрузка на электроприводы, хорошие аэродинамические свойства.

Недостатки: высокая цена, даже при незначительном повреждении или браке щетки перестают нормально очищать стекло.

Гибридные стеклоочистители выбирают для автомобилей среднего и премиального класса. Они сочетают преимущества двух конструкций. Тонкие коромысла из сверхпрочных материалов спрятаны внутри жесткого пластикового корпуса. Корпус надежно защищает их от ударов и воздействия непогоды.

Преимущества: скромные размеры, небольшой вес, плотный прижим, хорошие аэродинамические свойства.

Недостатки: высокая цена, ограниченный ассортимент.

Типы креплений

  1. J-образный крючок (J-Hook) — самый распространенный вариант. Используется в большинстве российских, корейских и японских авто. Крючки отличаются по размерам — чаще всего встречаются 9х3, 9х4, 8х3 и 12х4 мм. Замена такого стеклоочистителя требует больших усилий — со временем крепление теряет эластичность и окисляется.
  2. Боковая кнопка (Push Button) — встречается в автомобилях европейского производства, включая Ford, Citroen, Renault, Skoda и Volkswagen. Кнопки отличаются размером — 16, 19 или 22 мм. Стеклоочиститель снимается легким нажатием, но нужно действовать аккуратно, чтобы не сломать хрупкий механизм.
  3. Штыковой замок (Bayonet Arm) используется французскими автопроизводителями Citroen, Renault и Peugeot. Он встречается в грузовом транспорте — там щетка дополнительно крепится винтом. Прочный и удобный в использовании механизм.
  4. Боковой зажим (Pinch Tab) — популярен среди европейских компаний, включая BMW, Mercedes-Benz и Volkswagen. Надежное крепление, которое обеспечивает хороший прижим, но требует точного соблюдения правил установки.
  5. Штырь (Pin Lock) — используется в некоторых автомобилях Audi, SEAT и Mercedes-Benz. Простой и малогабаритный вариант крепления.

Этим список не ограничивается — есть множество видов креплений, которые используются в конкретных линейках и даже моделях автомобиля. Единого стандарта не существует, поэтому выбирать стеклоочистители по способу установки нужно очень внимательно.

Длина

Чтобы правильно выбрать щетки стеклоочистителя для автомобиля, лучше всего снять старые «дворники» и отправиться с ними в магазин. Если делать это неудобно, просто померяйте их длину рулеткой или большой линейкой. Измеряйте оба стеклоочистителя — у некоторых автомобилей они разные. Еще один способ узнать подходящие размеры — свериться с каталогом запчастей или с сервисной инструкцией к машине.

Желательно выбирать щетки рекомендованного размера. Более длинные модели могут заходить за кромку лобового стекла и отставать, а короткие — оставлять грязные пятна по краям, ухудшая видимость. Если вы хотите купить другие стеклоочистители, сначала проконсультируйтесь со специалистом на СТО или с опытными автолюбителями на форумах.

Правила выбора «дворников»

  1. Если не уверены насчет названия и формы крепления, выбирайте модель с набором переходников. Она обойдется чуть дороже, но установить ее будет проще.
  2. Лучше покупать щетки стеклоочистителей известных брендов — Bosch, Delphi и других. Они прослужат до трех сезонов, тогда как бюджетные могут рассыпаться через несколько месяцев.
  3. Летом устанавливают силиконовые щетки стеклоочистителей, которые лучше справляются с пятнами от насекомых. Зимой — резинки с добавлением графита, удаляющие липкую грязь и снег.
  4. Для самого сурового климата подойдут «дворники» с подогревом. Но вам придется проложить к ним провода и продумать подключение к бортовой сети — это стоит доверить профессиональному электрику.
  5. Опасайтесь брака и подделок. Проверяйте деталь при покупке. Корпус и резинка должны быть целыми — без трещин, сколов и заусенцев.

Как поменять стеклоочистители своими руками?

Если машина позволяет менять «дворники» в состоянии покоя, прекрасно – никаких дополнительных действий не требуется. Если они прячутся под капот и откинуть их невозможно, нужно остановить их посреди лобового стекла. Для этого достаточно активировать сервисный режим, следуя инструкции по ремонту автомобиля. Например, у Skoda и Volkswagen нужно включить и выключить зажигание, затем опустить подрулевой рычажок управления стеклоочистителями вниз и задержать на несколько секунд.

Чтобы поменять «дворники», нужно потянуть их рычаги на себя, в сторону капота машины. Приложите немного усилий — они подпружинены и легко падают обратно. Чтобы подстраховаться, накройте стекло плотной тканью, пляжным полотенцем или отражателем солнечного света. Это убережет автомобиль от лишних трещин и царапин.

Читайте также:  DAC – система помощи при спуске автомобиля: устройство, принцип работы

Достаньте щетки стеклоочистителей из упаковки. Проведите пальцем по резинкам — если на них есть пластиковый чехол, обязательно снимите его. Если в комплекте есть адаптеры для разных креплений, выберите подходящую модель.

Щетки стеклоочистителей устанавливают и снимают по одному принципу — отличается только порядок действий. У каждого крепления есть свои нюансы:

  • крючок — надеть и повернуть так, чтобы штырек на рычаге оказался внутри J-образной петли. Потянуть в обратную сторону и прижать до щелчка;
  • кнопка — нажать при снятии, сдвинуть вбок. Вставить новую щетку в паз и двигать до щелчка, пока кнопка не поднимется вверх;
  • штыковой замок — нажать сверху при снятии, потянуть. Вставить до щелчка, стараясь удерживать новый стеклоочиститель ровно;
  • боковой зажим — поставить щетку перпендикулярно, продеть петлю в ушко, повернуть на 90°, потянуть до щелчка;
  • штырь — нажать кнопку на стеклоочистителе, потянуть сдвижную часть корпуса на себя, вставить штырек на рычаге в открывшееся отверстие, закрыть и нажать до щелчка.

После аккуратно опускайте «дворники» на стекло. Даже если вы положили защиту, не бросайте их с размаху. Полейте стекло водой и включите очистители на несколько секунд — они должны убрать жидкость с первого–второго взмаха. Если щетки скрипят и стопорятся на влажной поверхности, вы допустили ошибку при установке.

Как часто меняют «дворники»?

Периодичность замены зависит от конкретной модели стеклоочистителей, химического состава резины, типа корпуса, условий эксплуатации автомобиля, погоды, времени года и множества других факторов. Нормой считается промежуток времени от 1 до 3 лет.

Есть признаки, по которым можно понять, что пришло время для замены щеток:

  • на стекле остаются разводы после 2–3 взмахов;
  • при очистке влажной поверхности слышен сильный скрип;
  • «дворники» оставляют грязь полосами;
  • проводя пальцем по резинке, вы нащупываете бугорки, впадины, трещины и другие неровности.

Принцип работы стеклоочистителя автомобиля. Имеется ли альтернатива? Критерии правильного выбора автомобильных дворников

23.03.2021 5 011 Электропакет

Система стеклоочистки включает в себя множество элементов, соединенных между собой и выполняющих одну важную функцию — очищение лобового стекла от грязи. Если по каким-то причинам система перестает работать, обзорность дороги для водителя будет ухудшена, соответственно, это может повлиять на его безопасность. Какие функции выполняет поводок стеклоочистителя, и из каких элементов состоит система — узнайте из этой статьи.

Функция и принцип действия дворников

Ключевой задачей механизма щеток стеклоочистителей является очищение ветрового стекла от воды при дожде, а также попадающих на его поверхность в процессе передвижения осадков грязи. Работают данные дворники при помощи специальных механизмов.

Принцип функционирования конструкции, куда включены и дворники, прост – электрический двигатель привода производит вращение рычага, на котором посредством шарниров закреплены тяги всей системы, а уже к ним крепятся и сами стеклоочистители.

С помощью схемы тяг и шарниров обеспечивается некруговое движение специальных конусов, они только обеспечивают поступательно-вращательное действие, после чего возвращаются обратно. Почти в каждом авто имеется два дворника. Схема тяг и шарниров выполнена таким образом, чтобы приводные конусы работали синхронно, что способствует одновременному перемещению рычагов дворников. Это помогает предотвратить их соприкосновение.

Зачастую на заднее стекло автомобиля также устанавливается дворник. Его функция аналогична, но схема немного проще. Привести в движение дворник заднего стекла помогает электродвигатель, так как работают эти механизмы практически одинаково на всех автомобилях. Чаще всего он расположен поблизости от приводного конуса рычага, но начинает его перемещение с помощью маленького зубчатого редуктора.

Устройство моторчика

Электродвигатель в «дворниках» также называется моторедуктором, и в современных версиях обычно является трехщеточным. Моторчик может иметь несколько скоростей, при этом его рабочие усилия вырабатываются за счет Состав данного агрегата можно представить так:

Так опасно, что не видно, как не видно. Воздушные фильтры необходимы для обеспечения надлежащего функционирования двигателя и увеличения срока службы оборудования, особенно тех, которые работают в пыльных районах, таких как карьеры и строительные площадки. Это связано с тем, что они сохраняют твердые частицы в воздухе и предотвращают попадание загрязняющих веществ в камеру сгорания, что может привести к ряду проблем при правильной работе.

Производители фильтров не одобряют очистку пользователей в полевых условиях, но эта рекомендация не всегда соблюдается. Во многих операциях специалисты по техническому обслуживанию успешно использовали сжатый воздух при низком давлении для удаления остатков загрязняющих веществ. Однако этот тип процедуры может серьезно повредить фильтр и повлиять на его производительность, если он выполнен неправильно. Кроме того, очистка фильтра сжатым воздухом подразумевает немедленную отмену гарантии, предлагаемой производителем продукта.

  • корпус (для редуктора и самого электродвигателя);
  • якорь, а также задняя и передняя втулки его вала;
  • выходной вал;
  • ведомая шестеренка;
  • траверса, имеющая фиксаторы для щеток;
  • кольцо из войлока;
  • коллектор;
  • постоянный магнит;
  • механизм промежуточных шестеренок.

В некоторых исполнениях моторчик стеклоочистителя включает также системы защиты — в этом качестве используются термобиметаллические предохранители, от перегрузок, а дроссели с конденсаторами снижают и радиопомехи.

Обоснование производителей заключается в том, что когда на фильтрующую среду наносятся любые типы давления, усилия или воздушной струи, микроволокна, которые его образуют, могут иметь постоянный разрыв и незаметный для невооруженного глаза. При этом меньшие загрязняющие вещества могут проходить через фильтр и доходить до двигателя, где они будут воздействовать на износ своих внутренних компонентов до упора. Если пользователь по-прежнему выбирает очистку воздушного фильтра, он должен следовать рекомендациям, приведенным в таблице на следующей странице.

Конструкция и разновидности автомобильных стеклоочистителей

Дворники для автомобиля имеют несколько составных элементов на схеме устройства и работают по одному принципу. Главной частью, которая обеспечивает очистку, служит мягкая основа, выполненная из резино-каучуковой смеси. Также есть специальный держатель ленты, который в сочетании с основой образует стеклоочиститель. Сама основа дворника оборудована специальным адаптером, позволяющим подсоединить всю схему к рычагу.

Читайте также:  Новый Вольво ХС60 2018 года цена комплектация фото видео тест-драйв характеристики отзывы

При взгляде на данную основу в разрезе, можно заметить, что ее устройство имеет нетривиальную конструкцию, которая состоит из рабочей части, а также имеет крепежный элемент. Крепежный элемент имеет одну или две прорези по бокам, используемых для схемы фиксирующих пластин. Снизу у них есть другие прорези – для фиксации самого каркаса. Фиксирующая база соединяется с подвижной шейкой. В свою очередь рабочая зона обладает заостренной формой, а ее наконечником служит главная кромка основы.

Основные неисправности механизма и способы их устранения

В каких случаях требуется ремонт моторчика стеклоочистителя?

Перед тем, как снять, как проверить моторчик и его заменить, ознакомьтесь с основными неисправностями узла:

  1. Устройство не функционирует, предохранительный элемент тоже, но его целостность не работает. В данном случае сначала следует произвести диагностику целостности проводки, подключения контактов, а если в ходе диагностики будут выявлены повреждения, то их надо устранить. Если с проводкой все нормально, то необходимо проверить подрулевой переключатель щеток, вполне возможно, что он вышел из строя. Естественно, проблема может крыться и в электромоторе, к примеру, подгорели его контакты или закислились щетки, если это так, то его надо будет ремонтировать либо менять. Не лишним будет произвести диагностику проводки, которая идет к нему и колодке. Предохранительный элемент рекомендуется зачистить или заменить, если очистка не дала результатов. Если после выполнения всех этих действий система все равно не работает, то нужно будет произвести диагностику целостности обмотки так называемого якоря мотора. Если диагностика показала, что цепь отсутствует, то либо производится замена якоря, либо всего электродвигателя в сборе.
  2. Щетки не работают, при этом предохранительный элемент рабочий, а в цепи питания предохранитель регулярно выходит из строя. В данном случае диагностируются рычаги — возможно, они не могут работать в результате деформации либо примерзания щеток к ветровому стеклу. Значительно хуже, если поломка узла обусловлена коротким замыканием в цепи якоря, тогда вам придется решать, что менять конкретно — якорь либо редукторный узел.
  3. Устройство не функционирует в прерывистом режиме. Как правило, такая неисправность обусловлена выходом из строя реле либо переключателя. И в том, и в другом случае лучше произвести замену вышедшего из строя механизма.
  4. Дворники работают в прерывистом режиме, но не останавливаются. В данном случае проблема, как правило, кроется в неработоспособности реле либо концевого выключателя. Если причина заключается в выключателе, то вероятнее всего, пружинная пластика не дожимается до конца шестеренкой, а данном случае ее нужно будет просто подогнуть (автор видео — Игорь Иванов).

Существуют три разновидности ветровых дворников:

  1. Устройство держателя без каркаса
  2. Устройство держателя с каркасом
  3. Держатель для гибридной щетки, устройство которого похоже на остальные.

Соединить основу с корпусом помогают прижимные пластины. На схеме они выполнены в виде полосок, выполненных из пружинистого сплава, по краям имеющие выпилы, обеспечивающие фиксацию держателя на основе. Держатели основ вставляются в специальные боковые пазы.

Затем осуществляется закрепление резинки со вставленными пружинами на самом держателе. В случае каркасного крепежа применяется конструкция, которая состоит из гнутых коромысел – корпуса. У подобной схемы есть главное коромысло, где находится крепеж для его фиксирования на рычаге. По краям подвижных коромысел расположены фиксаторы, способствующие удерживанию основы с пружинами.

Лента бескаркасных крепежей устанавливается и крепится в зажимах ровной упругой пружины в форме дуги. Данная пружина придавливает резинку к поверхности стекла, а для установки на рычаг в упругой пружине применяется адаптер. Что касается гибридных дворников, то они имеют каркас, упрятанный в корпус из пластика.

Как снять моторчик?

Основные проблемы с работой стеклоочистителя все же затрагивают элементы моторчика, требуя его ремонта или замены. Вообще, приступая к любым восстановительным операциям, следует знать, как снять моторчик стеклоочистителя, не повредив его конструкцию и связанные с ним компоненты.

Для начала следует открутить крепежи, фиксирующие рычаги — это позволит снять щетки с приводных шлицев. Первым делом отвинчиваются гайки, а затем снимаются пластиковые втулки и прокладки. Далее необходимо изъять колодку с проводами. Для этого нужно приподнять уплотнители по краям и провести демонтаж через прорезь в моторной нише. На этой стадии следует снять и всю конструкцию стеклоочистителя, вынуть шайбу, пружину и тяговые элементы. Это пример того, как можно снять передний моторчик стеклоочистителя без вмешательства в приводные системы самого автомобиля. Когда устройство будет изъято, можно приступить к его осмотру и выявлению дефектов. Оценив состояние омывателя, необходимо принять решение — заменять его или ремонтировать.

Некоторое оборудование все еще может полагаться на фильтр с фильтром масляной фильтрации, накапливая грязь до насыщения, когда необходимо заменить смазочное масло. Пользователь может также искать специальные системы фильтрации, такие как более высокие муфты для забора воздуха. По мнению экспертов, в более тяжелых случаях рекомендуется, чтобы вход находился на высоте не менее 2 м над уровнем земли, где воздух был менее насыщен пылью.

Когда пользователь выбирает очистку фильтров, он должен выполнить обслуживание с выключенным двигателем и открыть крышку отсека в местах с небольшим количеством загрязнений в воздухе. Эти рекомендации даются так, что удаление фильтра может быть выполнено без ущерба для целостности двигателя. После удаления первичного фильтра убедитесь, что вторичный фильтр, если он не удален, действует как гарантия безопасности при удалении основного фильтра. Защитный фильтр следует удалять только при указании.

Автомобильные дворники. Подбираем под авто

Если вы решили заменить щетки, то дворники следует подбирать под авто. Это можно сделать, сравнивая со старыми дворниками, предварительно снятыми с машины, которые уже работают некоторое время.

Выбор необходимо осуществлять в соответствии со следующими правилами:

  1. Вид крепления. Некоторые автомобильные щетки единственного производителя могут использовать различные способы крепежа на рычаге. Поэтому желательно сравнивать тип крепления с предыдущей щеткой. Если же вы выбрали дворники с неподходящим креплением, можно купить специальный переходник.
  2. Длина. Важно учитывать, что максимальное отклонение длины автомобильных дворников не должно быть 1.5-2.0 сантиметров.
  3. Тип щетки дворника. Здесь вы выбираете на свое усмотрение. Можно заказать дешевую каркасную модель либо потратить больше, но купить гибридные либо бескаркасные дворники.
  4. Компания-производитель. При покупке дешевых китайских щеток стеклоочистителей можно не рассчитывать на их долгий срок службы. Есть множество фирм, специализирующихся на изготовлении щеток стеклоочистителей высокого качества. В частности, Bosch, SWF, Denso и Valeo.
Читайте также:  Сравнение Changhe A6 и BAIC Senova D50

Возможные поломки

Вывести мотор стеклоочистителя из строя могут разные факторы, которые приводят к нарушению в соединениях между щетками и коллектором, клину в редукторе, нестабильной работе мотора и т. д. При этом моторчик стеклоочистителя не всегда требует замены, оставляя и возможность сохранения рабочего состояния путем коррекции положения компонентов системы — это, к примеру, касается биметаллического предохранителя. К нарушениям в работе скоростных режимах обычно приводят поломки в резисторах или переключателях.

Чтобы определить уровень насыщенности фильтра, оборудование имеет индикаторы ограничения. Эти системы могут быть электронными, предупреждая оператора с помощью световой индикации на панели кабины или механической, с цветовой гаммой или дюймами водяного столба, расположенного рядом с фильтром. Если эта шкала показывает от 40% до 50% индекса насыщения в фильтре, это будет указывать на то, что воздушный проход взломан, и что очистка или обмен должны выполняться немедленно. В отсутствие индикатора ограничения пользователь должен следовать указаниям, изложенным в руководстве изготовителя оборудования.

Неполадки со щетками также устраняются несложными манипуляциями с механизмом остановки — в большинстве случаев их регулировка позволяет восстановить работоспособность чистящих элементов. Проблемы эстетического рода, среди которых — скрип, скрежет и другие неприятные звуки, почти всегда решаются очисткой самих щеток. Кроме того, сухость стекла также приводит к злополучному шуму.

Фильтр следует тщательно менять, следя за тем, чтобы правильное время было достигнуто с помощью индикаторов ограничения. Тем не менее, рекомендуется проводить ежедневный опрос или больше раз в день в зависимости от примесей в воздухе. Однако этот осмотр не должен выполняться в корпусе фильтра, где простое отверстие корпуса может накапливать больше пыли внутри.

Во многих тяжелых условиях применения пользователь выбирает использовать два набора фильтров и систему предварительной очистки, которая действует как аксессуар, который удерживает от 60% до 80% более тяжелых частиц с помощью циклонной системы, В этом случае есть два типа предварительных фильтров: первый накапливает эту грязь в акриловом ящике, который должен быть удален вручную, а другой — автоматизированная система, которая направляет все эти частицы к выхлопу двигателя.

Как снять мотор на заднем стеклоочистителе?

Устройство и принципы крепления заднего стекла несколько отличаются от переднего, как и средства обеспечения приводных систем. Поэтому и подход к съему омывателя с его электромотором имеет ряд особенностей. Начинается работа с установки «дворника» в вертикальную позицию, что даст возможность открутить крепежные винты. Затем, чтобы снять моторчик заднего стеклоочистителя, необходимо отсоединить все внешние компоненты системы и саму конструкцию. В частности, снимается рычаг, защитный колпак на валике, отвинчивается болт кронштейна.

На картотеке фильтра отметьте количество очищенных часов и даты, когда они были очищены. Эта система тегирования является важным профилактическим процессом и должна напоминать операторам в нужное время об утилизации фильтра, а также управлять моментом замены вторичного или защитного фильтра.

Указывается, что после трех обменов первичного фильтра изменяется предохранительный фильтр. Появляются сообщения о том, что первичный фильтр при правильной очистке был перемещен на машине до шести раз перед отбрасыванием. Рекомендация экспертов даже в тех случаях, когда фильтр не подвергался столь многим чисткам, заключается в том, что он всегда отбрасывается после 12 месяцев использования. Но всегда следуйте инструкциям производителя, которые в некоторых случаях даже рекомендуют обмен вторичным элементом всякий раз, когда первичный изменяется.

Особенностью этой процедуры является и необходимость снятия обивки багажного отсека. Для этого нужно по очереди вынимать пистоны, блокирующие подход к колодке с проводкой. Важно учитывать, что вынимать придется две колодки — одна предназначена для жгутов, а другая — для кабелей. Когда эти элементы будут изъяты, можно приступать к откручиванию винтов, фиксирующих мотор. Далее остается изъять приводной компонент, поворачивая его по сторонам.

Однако все заботы, отмеченные фильтром, становятся недостаточными, если пользователь не обращает внимания на всю систему впуска воздуха. Проверки должны проводиться на воздушных шлангах, зажимных зажимах и резиновых уплотнениях, которые могут быть сухими и дефектными, что вызывает появление ложных воздушных входов. Прежде всего, следует соблюдать интервалы очистки и периоды замены фильтра.

Безопасность технического специалиста всегда должна быть гарантирована в процессе очистки фильтров с использованием средств индивидуальной защиты. Должны носить резиновые перчатки, респираторную маску, специальные защитные очки и защитные наушники. Со временем запах кондиционера начинает беспокоить вас. Это признак того, что в фильтре есть влажность и накопление пылевых клещей, и в идеале его следует изменить. Мы протестировали четыре марки бактерицидного продукта, которые, хотя и не столь эффективны и долговечны, как дезинфекция, дешевле, быстрее и обещают новый автомобильный запах.

Как работает привод, поводок и другие узлы стеклоочистителя?

Система стеклоочистки включает в себя множество элементов, соединенных между собой и выполняющих одну важную функцию — очищение лобового стекла от грязи. Если по каким-то причинам система перестает работать, обзорность дороги для водителя будет ухудшена, соответственно, это может повлиять на его безопасность. Какие функции выполняет поводок стеклоочистителя, и из каких элементов состоит система — узнайте из этой статьи.

Система стеклоочистителя лобового стекла

Штатные очистители ветрового стекла предназначены для удаления грязи, пыли, а также избыточных осадков с его поверхности. Это позволяет увеличить видимость дороги в любой момент, включая плохие погодные условия: сильный дождь или снег. Для большей эффективности устройство сочетают со стеклоомывателем, который распыляет на поверхность стекла специальную омывающую жидкость под высоким давлением. Таким образом, происходит очистка стекла от прилипшей грязи и насекомых.

В некоторых автомобилях предусмотрен задний стеклоочиститель, а также специальные устройства для очистки передних фар (омыватель). Это позволяет обеспечить безопасность движения при любых погодных условиях. Частота и длительность работы стеклоочистителей регулируется водителем из салона.

Элементы конструкции стеклоочистителей

Конструктивные особенности зависят от вида устройства и типа крепежных элементов. Стандартная схема стеклоочистителей состоит из следующих деталей:

  • рычажного привода (трапеции);
  • поводков;
  • реле для управления режимами работы;
  • электронного блока управления (при наличии);
  • электродвигателя с редуктором;
  • шарнирных креплений;
  • щеток.
Читайте также:  Штраф за проезд на красный свет в 2020 году под камеру

Дополнительно предусмотрены управляющие устройства. К примеру, для ручного управления используется подрулевой переключатель режимов работы стеклоочистителей, а для автоматического режима в транспортном средстве устанавливают специальный электронный блок управления и датчик для анализа загрязнения стекла (датчик дождя).

Автомобильные дворники. Подбираем под авто

Если вы решили заменить щетки, то дворники следует подбирать под авто. Это можно сделать, сравнивая со старыми дворниками, предварительно снятыми с машины, которые уже работают некоторое время.

Выбор необходимо осуществлять в соответствии со следующими правилами:

  1. Вид крепления. Некоторые автомобильные щетки единственного производителя могут использовать различные способы крепежа на рычаге. Поэтому желательно сравнивать тип крепления с предыдущей щеткой. Если же вы выбрали дворники с неподходящим креплением, можно купить специальный переходник.
  2. Длина. Важно учитывать, что максимальное отклонение длины автомобильных дворников не должно быть 1.5-2.0 сантиметров.
  3. Тип щетки дворника. Здесь вы выбираете на свое усмотрение. Можно заказать дешевую каркасную модель либо потратить больше, но купить гибридные либо бескаркасные дворники.
  4. Компания-производитель. При покупке дешевых китайских щеток стеклоочистителей можно не рассчитывать на их долгий срок службы. Есть множество фирм, специализирующихся на изготовлении щеток стеклоочистителей высокого качества. В частности, Bosch, SWF, Denso и Valeo.

Принцип работы устройства

Несмотря на простой функционал очищающей системы, необходимо разобраться с тем, как работают стеклоочистители. Основные нюансы, о которых нужно знать:

  1. Электромагнитное реле принимает управляющую команду и устанавливает режим работы щеток. В зависимости от транспортного средства, очистители могут работать в прерывистом режиме с небольшими интервалами в 3-5 секунд, постоянно двигаться с установленной скоростью, а также переходить в режим мойки с включенным омывателем.
  2. Мотор стеклоочистителей получает питание от бортовой электросети. Точная схема подключения зависит от модели автомобиля.
  3. Поводки стеклоочистителей, а вместе с ними и щетки для очистки стекла, приводятся в действие при помощи электродвигателя с червячным редуктором и рычажного привода (трапеции). Трапеция передает и преобразует вращательное движение от электродвигателя на щетки, которые, плотно прижимаясь к рабочей поверхности, удаляют грязь и влагу со стекла.

Правильно настроенная система не должна оставлять разводы или механические повреждения на поверхности стекла, а также шуметь во время работы. В случае подобных проблем необходимо оперативно устранить неисправность.

Как работает трапеция

Трапеция стеклоочистителей состоит из системы тяг и рычагов, которые преобразуют вращательное движение от редуктора в возвратно-поступательное движение поводков со щетками. Стандартное устройство должно выполнять следующие функции:

  • движение щеток при работающем электродвигателе стеклоочистителя;
  • обеспечение нужной амплитуды и скоростного режима очистки;
  • поводки стеклоочистителей при двух и более щетках должны двигаться синхронно.

Трапеция, как и электромотор, является важной составляющей системы. При любых неисправностях (появлении люфтов) в ее работе ухудшается эффективность и качество очистки стекла. Для большей надежности элементы трапеции выполняют из листовой стали, которая устойчива к агрессивной среде, а также имеет высокую жесткость на изгиб.

В зависимости от конструкции очистителей стекла, трапеции могут быть одно-, двух- и трехщеточные, а по принципу работы — симметричные и асиметричные.

Моторчик стеклоочистителей

Моторчик стеклоочистителей имеет базовую конструкцию независимо от модели автомобиля. К основным элементам можно отнести непосредственно сам электромотор и редуктор (как правило, червячный), который увеличивает усилие от электродвигателя в несколько раз. Современные устройства могут быть оборудованы дополнительными элементами, включая предохранители для защиты от сильных нагрузок, подогревательные элементы для работы при низких температурах и многое другое.

Мотор-редуктор стеклоочистителей является важнейшим элементом системы, который обеспечивает ее работоспособность. Щетки должны плотно прилегать к стеклу и свободно перемещаться по нему, иначе возникает повышенная нагрузка на электродвигатель.

Рекомендованные сообщения

Serjant1986

  • Продвинутый
  • Advanced Members
  • 6
  • 397 публикаций
  • Марка авто:ВАЗ 2108
  • Откуда:Ярославль

вопрос такой – подключал ли кто на 2108-2109 дворники напрямую к акб? слышал где-то, что кто-то делал и вроде как офигенски получилось – потерь минимум, дворники летают. есть мнения? заранее спасибо!

Сэмен

  • Мастер
  • Moderators
  • 1 703
  • 5 754 публикации
  • Марка авто:VW Sharan
  • Откуда:Брянск

вопрос такой – подключал ли кто на 2108-2109 дворники напрямую к акб? слышал где-то, что кто-то делал и вроде как офигенски получилось – потерь минимум, дворники летают. есть мнения? заранее спасибо!

Подключал, обстоятельства заставили. Ночью в ливень, при сгоревшей дорожке в МБ. Как аварийнй вариант приемлемо.

Serjant1986

  • Продвинутый
  • Advanced Members
  • 6
  • 397 публикаций
  • Марка авто:ВАЗ 2108
  • Откуда:Ярославль

Подключал, обстоятельства заставили. Ночью в ливень, при сгоревшей дорожке в МБ. Как аварийнй вариант приемлемо.

а работать лучше стали?

buerno

  • Новичок
  • Users
  • 15 публикаций
  • Марка авто:21099
  • Откуда:Moscow

Serjant1986

  • Продвинутый
  • Advanced Members
  • 6
  • 397 публикаций
  • Марка авто:ВАЗ 2108
  • Откуда:Ярославль

buerno,почитал статью – вопрос, ты в подрулевом лепестке контакты переставлял? у меня просто переставлены. там пишет не фурычит тогда, если переставить контакты.

buerno

  • Новичок
  • Users
  • 15 публикаций
  • Марка авто:21099
  • Откуда:Moscow
  • Новичок
  • Users
  • 4 публикации
  • Марка авто:ВАЗ 21093
  • Откуда:Новосибирск

buerno, а у тебя в сильный дождь дворники сами не включаются? У меня сделано также как у тебя и после сильного дождя прерывистый режим работает как первая скорость и иногда при включении зажигания включаются дворники.

KalGan

  • Продвинутый
  • Advanced Members
  • 35
  • 395 публикаций
  • Марка авто:ВАЗ 21051, ВАЗ 21099
  • Откуда:Нижний Тагил

Всем привет! Машина Ваз 21099 инжектор. Проблема с дворниками, не могу понять в чем причина дворники молотят сами по себе, даже при выключенном зажигании раньше такого не было, где искать причину в блоке или перемкнуло в моторчике стеклоочистителя. Дворники работают без остановки без разницы включено зажигание или выключено! и еще вопрос при выключенном зажигании должен ли быть + на моторчике или нет.

АдмиралЪ

  • Продвинутый
  • Advanced Members
  • 16
  • 157 публикаций
  • Марка авто:Kia Cee’d SW и Ваз-21099
  • Откуда:Волгоград

Всем привет! Машина Ваз 21099 инжектор. Проблема с дворниками, не могу понять в чем причина дворники молотят сами по себе, даже при выключенном зажигании раньше такого не было, где искать причину в блоке или перемкнуло в моторчике стеклоочистителя. Дворники работают без остановки без разницы включено зажигание или выключено! и еще вопрос при выключенном зажигании должен ли быть + на моторчике или нет.

Я занимался проблемой дворников у друга. Там кажись в проводах идущих от моторчика синий провод отвечает за малую скорость а желтый за большую (может наоборот я не помню). Так вот у него была проблема что они не включались. Причина – обгорание дорожек в монтажном блоке. Хотя вообще на дворники есть реле. в Вашем случае я бы проверил исправность реле, попробуйте его подменить. оно похоже “залипло” поэтому дворники не отключаются. Так же можете легонько по реле постукать.

Читайте также:  Корректировка пробега на авто: типы одометров, способы скрутки, методы выявления — ЗА БАРАНКОЙ

По идее без зажигания на реле не должно приходить питание.

KalGan

  • Продвинутый
  • Advanced Members
  • 35
  • 395 публикаций
  • Марка авто:ВАЗ 21051, ВАЗ 21099
  • Откуда:Нижний Тагил

Дак в том то и дело что при выключенном зажигании они продолжают работать уже всю голову изломал что делать

АдмиралЪ

  • Продвинутый
  • Advanced Members
  • 16
  • 157 публикаций
  • Марка авто:Kia Cee’d SW и Ваз-21099
  • Откуда:Волгоград

Дак в том то и дело что при выключенном зажигании они продолжают работать уже всю голову изломал что делать

пройдитесь по схеме включения дворников. Дерните реле из монтажного блока. Значит где-то провод перегорел и замкнул на провод на котором есть постоянные +12

KalGan

  • Продвинутый
  • Advanced Members
  • 35
  • 395 публикаций
  • Марка авто:ВАЗ 21051, ВАЗ 21099
  • Откуда:Нижний Тагил

Снял блок вскрыл блок посмотрел что внутри него сухо протер спиртом окисления собрал блок поставил все работает. я подозреваю что в моей машине живет бабайка

Shuga

  • Гуру
  • VIP Member
  • 16
  • 674 публикации
  • Марка авто:ВАЗ21065, ВАЗ21140
  • Откуда:Ярославль

—> протер спиртом окисления Читайте также: 1118 6512010 Схема подключения на шевроле нива

Изменено 21 декабря 2013 пользователем Maxdiagnoz

Управление очистителями

Система очистки ветрового стекла может управляться двумя способами — электронным и электрическим. Последний вариант подразумевает ручное изменение режимов работы. Под рулем находится специальный рычаг управления, позволяющий включать устройство, регулировать паузу в работе стеклоочистителей и изменять режимы очистки. Но подобный вариант требует постоянного участия водителя.

Электронная система управления является полностью автономной и не требует человеческого вмешательства. В автомобиле устанавливается специальный электронный блок и датчик дождя, который анализирует чистоту стекла и погодные условия. С помощью электронного управления обеспечивается целый ряд функций:

  • автоматическое включение и выключение;
  • изменение параметров работы очистителя;
  • блокировка моторчика при наличии препятствий на ветровом стекле;
  • дополнительная очистка с помощью стеклоомывателя;
  • предотвращение замерзания щеток при выключенном двигателе.

Функция и принцип действия дворников

Ключевой задачей механизма щеток стеклоочистителей является очищение ветрового стекла от воды при дожде, а также попадающих на его поверхность в процессе передвижения осадков грязи. Работают данные дворники при помощи специальных механизмов.

Принцип функционирования конструкции, куда включены и дворники, прост – электрический двигатель привода производит вращение рычага, на котором посредством шарниров закреплены тяги всей системы, а уже к ним крепятся и сами стеклоочистители.

С помощью схемы тяг и шарниров обеспечивается некруговое движение специальных конусов, они только обеспечивают поступательно-вращательное действие, после чего возвращаются обратно. Почти в каждом авто имеется два дворника. Схема тяг и шарниров выполнена таким образом, чтобы приводные конусы работали синхронно, что способствует одновременному перемещению рычагов дворников. Это помогает предотвратить их соприкосновение.

Зачастую на заднее стекло автомобиля также устанавливается дворник. Его функция аналогична, но схема немного проще. Привести в движение дворник заднего стекла помогает электродвигатель, так как работают эти механизмы практически одинаково на всех автомобилях. Чаще всего он расположен поблизости от приводного конуса рычага, но начинает его перемещение с помощью маленького зубчатого редуктора.

Виды щеток

Производители автомобилей предоставляют владельцам машин выбор типа щеток. В зависимости от конструкции и эксплуатационных характеристик, они могут быть следующих видов:

  1. Каркасные щетки — оптимальный и доступный вариант. Они хорошо адаптируются под рабочую поверхность ветрового стекла, но ухудшают качество очистки при минусовых температурах и высоких скоростях.
  2. Бескаркасные стеклоочистители — более дорогой вариант, обеспечивающий качественную очистку стекла. Устройство более стойкое к замерзанию, а также дольше служит в эксплуатации. Из недостатков необходимо отметить сложность подбора щеток для обеспечения правильного прилегания к стеклу.
  3. Гибридные стеклоочистители — их часто называют зимними благодаря закрытой конструкции и влагостойкости. Идеально подходят для регионов с низкими температурами, где важно обеспечить работоспособность очистительной системы.

Существуют три разновидности ветровых дворников:

  1. Устройство держателя без каркаса
  2. Устройство держателя с каркасом
  3. Держатель для гибридной щетки, устройство которого похоже на остальные.

Соединить основу с корпусом помогают прижимные пластины. На схеме они выполнены в виде полосок, выполненных из пружинистого сплава, по краям имеющие выпилы, обеспечивающие фиксацию держателя на основе. Держатели основ вставляются в специальные боковые пазы.

Затем осуществляется закрепление резинки со вставленными пружинами на самом держателе. В случае каркасного крепежа применяется конструкция, которая состоит из гнутых коромысел – корпуса. У подобной схемы есть главное коромысло, где находится крепеж для его фиксирования на рычаге. По краям подвижных коромысел расположены фиксаторы, способствующие удерживанию основы с пружинами.

Лента бескаркасных крепежей устанавливается и крепится в зажимах ровной упругой пружины в форме дуги. Данная пружина придавливает резинку к поверхности стекла, а для установки на рычаг в упругой пружине применяется адаптер. Что касается гибридных дворников, то они имеют каркас, упрятанный в корпус из пластика.

Принцип работы стеклоочистителя автомобиля. Имеется ли альтернатива? Критерии правильного выбора автомобильных дворников

23.03.2021 5 011 Электропакет

Система стеклоочистки включает в себя множество элементов, соединенных между собой и выполняющих одну важную функцию — очищение лобового стекла от грязи. Если по каким-то причинам система перестает работать, обзорность дороги для водителя будет ухудшена, соответственно, это может повлиять на его безопасность. Какие функции выполняет поводок стеклоочистителя, и из каких элементов состоит система — узнайте из этой статьи.

Функция и принцип действия дворников

Ключевой задачей механизма щеток стеклоочистителей является очищение ветрового стекла от воды при дожде, а также попадающих на его поверхность в процессе передвижения осадков грязи. Работают данные дворники при помощи специальных механизмов.

Читайте также:  Как помыть двигатель автомобиля самостоятельно

Принцип функционирования конструкции, куда включены и дворники, прост – электрический двигатель привода производит вращение рычага, на котором посредством шарниров закреплены тяги всей системы, а уже к ним крепятся и сами стеклоочистители.

С помощью схемы тяг и шарниров обеспечивается некруговое движение специальных конусов, они только обеспечивают поступательно-вращательное действие, после чего возвращаются обратно. Почти в каждом авто имеется два дворника. Схема тяг и шарниров выполнена таким образом, чтобы приводные конусы работали синхронно, что способствует одновременному перемещению рычагов дворников. Это помогает предотвратить их соприкосновение.

Зачастую на заднее стекло автомобиля также устанавливается дворник. Его функция аналогична, но схема немного проще. Привести в движение дворник заднего стекла помогает электродвигатель, так как работают эти механизмы практически одинаково на всех автомобилях. Чаще всего он расположен поблизости от приводного конуса рычага, но начинает его перемещение с помощью маленького зубчатого редуктора.

Устройство моторчика

Электродвигатель в «дворниках» также называется моторедуктором, и в современных версиях обычно является трехщеточным. Моторчик может иметь несколько скоростей, при этом его рабочие усилия вырабатываются за счет Состав данного агрегата можно представить так:

Так опасно, что не видно, как не видно. Воздушные фильтры необходимы для обеспечения надлежащего функционирования двигателя и увеличения срока службы оборудования, особенно тех, которые работают в пыльных районах, таких как карьеры и строительные площадки. Это связано с тем, что они сохраняют твердые частицы в воздухе и предотвращают попадание загрязняющих веществ в камеру сгорания, что может привести к ряду проблем при правильной работе.

Производители фильтров не одобряют очистку пользователей в полевых условиях, но эта рекомендация не всегда соблюдается. Во многих операциях специалисты по техническому обслуживанию успешно использовали сжатый воздух при низком давлении для удаления остатков загрязняющих веществ. Однако этот тип процедуры может серьезно повредить фильтр и повлиять на его производительность, если он выполнен неправильно. Кроме того, очистка фильтра сжатым воздухом подразумевает немедленную отмену гарантии, предлагаемой производителем продукта.

  • корпус (для редуктора и самого электродвигателя);
  • якорь, а также задняя и передняя втулки его вала;
  • выходной вал;
  • ведомая шестеренка;
  • траверса, имеющая фиксаторы для щеток;
  • кольцо из войлока;
  • коллектор;
  • постоянный магнит;
  • механизм промежуточных шестеренок.

В некоторых исполнениях моторчик стеклоочистителя включает также системы защиты — в этом качестве используются термобиметаллические предохранители, от перегрузок, а дроссели с конденсаторами снижают и радиопомехи.

Обоснование производителей заключается в том, что когда на фильтрующую среду наносятся любые типы давления, усилия или воздушной струи, микроволокна, которые его образуют, могут иметь постоянный разрыв и незаметный для невооруженного глаза. При этом меньшие загрязняющие вещества могут проходить через фильтр и доходить до двигателя, где они будут воздействовать на износ своих внутренних компонентов до упора. Если пользователь по-прежнему выбирает очистку воздушного фильтра, он должен следовать рекомендациям, приведенным в таблице на следующей странице.

Конструкция и разновидности автомобильных стеклоочистителей

Дворники для автомобиля имеют несколько составных элементов на схеме устройства и работают по одному принципу. Главной частью, которая обеспечивает очистку, служит мягкая основа, выполненная из резино-каучуковой смеси. Также есть специальный держатель ленты, который в сочетании с основой образует стеклоочиститель. Сама основа дворника оборудована специальным адаптером, позволяющим подсоединить всю схему к рычагу.

При взгляде на данную основу в разрезе, можно заметить, что ее устройство имеет нетривиальную конструкцию, которая состоит из рабочей части, а также имеет крепежный элемент. Крепежный элемент имеет одну или две прорези по бокам, используемых для схемы фиксирующих пластин. Снизу у них есть другие прорези – для фиксации самого каркаса. Фиксирующая база соединяется с подвижной шейкой. В свою очередь рабочая зона обладает заостренной формой, а ее наконечником служит главная кромка основы.

Основные неисправности механизма и способы их устранения

В каких случаях требуется ремонт моторчика стеклоочистителя?

Перед тем, как снять, как проверить моторчик и его заменить, ознакомьтесь с основными неисправностями узла:

  1. Устройство не функционирует, предохранительный элемент тоже, но его целостность не работает. В данном случае сначала следует произвести диагностику целостности проводки, подключения контактов, а если в ходе диагностики будут выявлены повреждения, то их надо устранить. Если с проводкой все нормально, то необходимо проверить подрулевой переключатель щеток, вполне возможно, что он вышел из строя. Естественно, проблема может крыться и в электромоторе, к примеру, подгорели его контакты или закислились щетки, если это так, то его надо будет ремонтировать либо менять. Не лишним будет произвести диагностику проводки, которая идет к нему и колодке. Предохранительный элемент рекомендуется зачистить или заменить, если очистка не дала результатов. Если после выполнения всех этих действий система все равно не работает, то нужно будет произвести диагностику целостности обмотки так называемого якоря мотора. Если диагностика показала, что цепь отсутствует, то либо производится замена якоря, либо всего электродвигателя в сборе.
  2. Щетки не работают, при этом предохранительный элемент рабочий, а в цепи питания предохранитель регулярно выходит из строя. В данном случае диагностируются рычаги — возможно, они не могут работать в результате деформации либо примерзания щеток к ветровому стеклу. Значительно хуже, если поломка узла обусловлена коротким замыканием в цепи якоря, тогда вам придется решать, что менять конкретно — якорь либо редукторный узел.
  3. Устройство не функционирует в прерывистом режиме. Как правило, такая неисправность обусловлена выходом из строя реле либо переключателя. И в том, и в другом случае лучше произвести замену вышедшего из строя механизма.
  4. Дворники работают в прерывистом режиме, но не останавливаются. В данном случае проблема, как правило, кроется в неработоспособности реле либо концевого выключателя. Если причина заключается в выключателе, то вероятнее всего, пружинная пластика не дожимается до конца шестеренкой, а данном случае ее нужно будет просто подогнуть (автор видео — Игорь Иванов).

Существуют три разновидности ветровых дворников:

  1. Устройство держателя без каркаса
  2. Устройство держателя с каркасом
  3. Держатель для гибридной щетки, устройство которого похоже на остальные.
Читайте также:  Замена радиатора печки нива шевроле: устройство, неисправности, ремонт и полезные советы

Соединить основу с корпусом помогают прижимные пластины. На схеме они выполнены в виде полосок, выполненных из пружинистого сплава, по краям имеющие выпилы, обеспечивающие фиксацию держателя на основе. Держатели основ вставляются в специальные боковые пазы.

Затем осуществляется закрепление резинки со вставленными пружинами на самом держателе. В случае каркасного крепежа применяется конструкция, которая состоит из гнутых коромысел – корпуса. У подобной схемы есть главное коромысло, где находится крепеж для его фиксирования на рычаге. По краям подвижных коромысел расположены фиксаторы, способствующие удерживанию основы с пружинами.

Лента бескаркасных крепежей устанавливается и крепится в зажимах ровной упругой пружины в форме дуги. Данная пружина придавливает резинку к поверхности стекла, а для установки на рычаг в упругой пружине применяется адаптер. Что касается гибридных дворников, то они имеют каркас, упрятанный в корпус из пластика.

Как снять моторчик?

Основные проблемы с работой стеклоочистителя все же затрагивают элементы моторчика, требуя его ремонта или замены. Вообще, приступая к любым восстановительным операциям, следует знать, как снять моторчик стеклоочистителя, не повредив его конструкцию и связанные с ним компоненты.

Для начала следует открутить крепежи, фиксирующие рычаги — это позволит снять щетки с приводных шлицев. Первым делом отвинчиваются гайки, а затем снимаются пластиковые втулки и прокладки. Далее необходимо изъять колодку с проводами. Для этого нужно приподнять уплотнители по краям и провести демонтаж через прорезь в моторной нише. На этой стадии следует снять и всю конструкцию стеклоочистителя, вынуть шайбу, пружину и тяговые элементы. Это пример того, как можно снять передний моторчик стеклоочистителя без вмешательства в приводные системы самого автомобиля. Когда устройство будет изъято, можно приступить к его осмотру и выявлению дефектов. Оценив состояние омывателя, необходимо принять решение — заменять его или ремонтировать.

Некоторое оборудование все еще может полагаться на фильтр с фильтром масляной фильтрации, накапливая грязь до насыщения, когда необходимо заменить смазочное масло. Пользователь может также искать специальные системы фильтрации, такие как более высокие муфты для забора воздуха. По мнению экспертов, в более тяжелых случаях рекомендуется, чтобы вход находился на высоте не менее 2 м над уровнем земли, где воздух был менее насыщен пылью.

Когда пользователь выбирает очистку фильтров, он должен выполнить обслуживание с выключенным двигателем и открыть крышку отсека в местах с небольшим количеством загрязнений в воздухе. Эти рекомендации даются так, что удаление фильтра может быть выполнено без ущерба для целостности двигателя. После удаления первичного фильтра убедитесь, что вторичный фильтр, если он не удален, действует как гарантия безопасности при удалении основного фильтра. Защитный фильтр следует удалять только при указании.

Автомобильные дворники. Подбираем под авто

Если вы решили заменить щетки, то дворники следует подбирать под авто. Это можно сделать, сравнивая со старыми дворниками, предварительно снятыми с машины, которые уже работают некоторое время.

Выбор необходимо осуществлять в соответствии со следующими правилами:

  1. Вид крепления. Некоторые автомобильные щетки единственного производителя могут использовать различные способы крепежа на рычаге. Поэтому желательно сравнивать тип крепления с предыдущей щеткой. Если же вы выбрали дворники с неподходящим креплением, можно купить специальный переходник.
  2. Длина. Важно учитывать, что максимальное отклонение длины автомобильных дворников не должно быть 1.5-2.0 сантиметров.
  3. Тип щетки дворника. Здесь вы выбираете на свое усмотрение. Можно заказать дешевую каркасную модель либо потратить больше, но купить гибридные либо бескаркасные дворники.
  4. Компания-производитель. При покупке дешевых китайских щеток стеклоочистителей можно не рассчитывать на их долгий срок службы. Есть множество фирм, специализирующихся на изготовлении щеток стеклоочистителей высокого качества. В частности, Bosch, SWF, Denso и Valeo.

Возможные поломки

Вывести мотор стеклоочистителя из строя могут разные факторы, которые приводят к нарушению в соединениях между щетками и коллектором, клину в редукторе, нестабильной работе мотора и т. д. При этом моторчик стеклоочистителя не всегда требует замены, оставляя и возможность сохранения рабочего состояния путем коррекции положения компонентов системы — это, к примеру, касается биметаллического предохранителя. К нарушениям в работе скоростных режимах обычно приводят поломки в резисторах или переключателях.

Чтобы определить уровень насыщенности фильтра, оборудование имеет индикаторы ограничения. Эти системы могут быть электронными, предупреждая оператора с помощью световой индикации на панели кабины или механической, с цветовой гаммой или дюймами водяного столба, расположенного рядом с фильтром. Если эта шкала показывает от 40% до 50% индекса насыщения в фильтре, это будет указывать на то, что воздушный проход взломан, и что очистка или обмен должны выполняться немедленно. В отсутствие индикатора ограничения пользователь должен следовать указаниям, изложенным в руководстве изготовителя оборудования.

Неполадки со щетками также устраняются несложными манипуляциями с механизмом остановки — в большинстве случаев их регулировка позволяет восстановить работоспособность чистящих элементов. Проблемы эстетического рода, среди которых — скрип, скрежет и другие неприятные звуки, почти всегда решаются очисткой самих щеток. Кроме того, сухость стекла также приводит к злополучному шуму.

Фильтр следует тщательно менять, следя за тем, чтобы правильное время было достигнуто с помощью индикаторов ограничения. Тем не менее, рекомендуется проводить ежедневный опрос или больше раз в день в зависимости от примесей в воздухе. Однако этот осмотр не должен выполняться в корпусе фильтра, где простое отверстие корпуса может накапливать больше пыли внутри.

Во многих тяжелых условиях применения пользователь выбирает использовать два набора фильтров и систему предварительной очистки, которая действует как аксессуар, который удерживает от 60% до 80% более тяжелых частиц с помощью циклонной системы, В этом случае есть два типа предварительных фильтров: первый накапливает эту грязь в акриловом ящике, который должен быть удален вручную, а другой — автоматизированная система, которая направляет все эти частицы к выхлопу двигателя.

Как снять мотор на заднем стеклоочистителе?

Устройство и принципы крепления заднего стекла несколько отличаются от переднего, как и средства обеспечения приводных систем. Поэтому и подход к съему омывателя с его электромотором имеет ряд особенностей. Начинается работа с установки «дворника» в вертикальную позицию, что даст возможность открутить крепежные винты. Затем, чтобы снять моторчик заднего стеклоочистителя, необходимо отсоединить все внешние компоненты системы и саму конструкцию. В частности, снимается рычаг, защитный колпак на валике, отвинчивается болт кронштейна.

Читайте также:  Новый Вольво ХС60 2018 года цена комплектация фото видео тест-драйв характеристики отзывы

На картотеке фильтра отметьте количество очищенных часов и даты, когда они были очищены. Эта система тегирования является важным профилактическим процессом и должна напоминать операторам в нужное время об утилизации фильтра, а также управлять моментом замены вторичного или защитного фильтра.

Указывается, что после трех обменов первичного фильтра изменяется предохранительный фильтр. Появляются сообщения о том, что первичный фильтр при правильной очистке был перемещен на машине до шести раз перед отбрасыванием. Рекомендация экспертов даже в тех случаях, когда фильтр не подвергался столь многим чисткам, заключается в том, что он всегда отбрасывается после 12 месяцев использования. Но всегда следуйте инструкциям производителя, которые в некоторых случаях даже рекомендуют обмен вторичным элементом всякий раз, когда первичный изменяется.

Особенностью этой процедуры является и необходимость снятия обивки багажного отсека. Для этого нужно по очереди вынимать пистоны, блокирующие подход к колодке с проводкой. Важно учитывать, что вынимать придется две колодки — одна предназначена для жгутов, а другая — для кабелей. Когда эти элементы будут изъяты, можно приступать к откручиванию винтов, фиксирующих мотор. Далее остается изъять приводной компонент, поворачивая его по сторонам.

Однако все заботы, отмеченные фильтром, становятся недостаточными, если пользователь не обращает внимания на всю систему впуска воздуха. Проверки должны проводиться на воздушных шлангах, зажимных зажимах и резиновых уплотнениях, которые могут быть сухими и дефектными, что вызывает появление ложных воздушных входов. Прежде всего, следует соблюдать интервалы очистки и периоды замены фильтра.

Безопасность технического специалиста всегда должна быть гарантирована в процессе очистки фильтров с использованием средств индивидуальной защиты. Должны носить резиновые перчатки, респираторную маску, специальные защитные очки и защитные наушники. Со временем запах кондиционера начинает беспокоить вас. Это признак того, что в фильтре есть влажность и накопление пылевых клещей, и в идеале его следует изменить. Мы протестировали четыре марки бактерицидного продукта, которые, хотя и не столь эффективны и долговечны, как дезинфекция, дешевле, быстрее и обещают новый автомобильный запах.

Автомобильные стеклоочистители – на дороге в ненастье!

Автомобильные стеклоочистители удаляют влагу, грязь и снег с лобовика вашего автомобиля. Как и любая другая часть автомобиля, они тоже требуют за собой ухода и постоянного контроля. Как раз об этом и поговорим в этой статье.

Автомобильные щетки стеклоочистителя и другие комплектующие

Данным устройством оснащены не только автомобили, но и практически все транспортные средства. Даже на самолетах, вертолетах и кораблях устанавливаются стеклоочистители. Принцип их работы очень прост, вы включаете дворники (так называют их в народе), они удаляют или лишнюю воду, или грязь на лобовом стекле.

Вы можете выбрать несколько режимов работы: постоянный, с заданным промежутком времени или одинарный. Вспомогательным устройством является механизм подачи воды, чтобы удалить большое количество грязи или пыли с лобового стекла. В схему стеклоочистителей входят следующие главные детали:

  • электродвигатель, который приводит их в работу;
  • ось рычага;
  • рычаг щеток;
  • реле стеклоочистителя;
  • щетки и щеткодержатель;
  • корпус;
  • монтажный блок.

Перечислены самые незаменимые в работе автомобильных дворников детали, их перечень также зависит от модели автомобиля. В новых машинах устанавливают очень «навороченные» варианты. Бывают и щетки с подогревом, и автоматические стеклоочистители, которые реагируют, если на лобовик попадает вода или грязь. Так что на этих особенностях останавливаться не будем, перейдем к общим понятиям.

Признаки неисправности автомобильного стеклоочистителя

Автомобильные щетки стеклоочистителя являются самой главной деталью, за которой необходимо своевременно следить. Именно они выполняют всю «грязную» работу, поэтому быстро изнашиваются. Резиновая щетка контактирует с поверхностью стекла при очень высоком давлении, поэтому по своим свойствам должна быть в меру гибкая и одновременно жесткая. На износ щеток влияет большое количество факторов, особенно погодные условия. Жара, холод, дождь: всё это отрицательно может влиять на работу данного механизма.

Изнашиваются щетки постепенно, водитель сможет сразу заметить определенную неисправность с этим связанную, хотя бы элементарные следы воды, которые не будут уходить вслед за работающими щетками.

Определить причину поломки стеклоочистителя не составит для вас труда. Если на стекле после использования остаются полосы, царапины, вы слышите некорректный шум при работе, значит, пора менять щетки. Видите, что щетки двигаются не в такт – или очень медленно, или очень быстро – пришел в негодность электродвигатель. Также стоит обратить внимание на рычаг или реле. При поломке оси щетки могут натыкаться друг на друга или разъезжаться в разные стороны. А если они слетают во время езды, то щеткодержатель необходимо заменить, в принципе все довольно-таки логично.

Стеклоочистители автомобильные – как продлить срок службы?

Чтобы продлить работу стеклоочистителя, стоит контролировать состояние щеток, они всегда должны находиться в чистоте. После активного использования, например, во время дождя, необходимо все тщательно просушить. Рекомендуется даже снять щетки, чтобы просох и сам механизм, в который они устанавливаются. Переключатель, который приводит в работу дворники, не стоит дергать резко, так как у него несколько позиций. На большинстве машин он переключается очень плавно и не требует лишних усилий. По возможности, удаляйте грязь вручную.

Применять стеклоочиститель стоит только в случаях, когда лобовик испачкался во время езды. В морозное время года используйте зимние щетки стеклоочистителя, они выполнены из менее гибкого материала, но более массивны. За счет этого они без проблем удаляют снег или примерзшую корку. Но все-таки, если у вас есть время, лучше убрать снег самостоятельно, если вы только готовитесь к поездке на автомобиле.

Если вас настиг снегопад во время движения, то лучше включить подогрев стекла, если есть такая возможность, это облегчит работу для щеток.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: