Про газовые амортизаторы
«Поставил спереди спортивных коней – совсем иначе машина бегать стала».
Вы что-нибудь поняли?
Между тем, фраза не лишена смысла: любитель быстрой езды сообщает своему собеседнику, что амортизаторы фирмы KONI заметно улучшили сцепление колес с дорогой и управляемость его автомобиля. Впрочем, разбираться в амортизаторах приходится не только шумахерам – эта деталь подвески машины первой страдает от качества российских дорог, и практически каждый отечественный автомобилист хоть раз сталкивался с необходимостью замены амортизаторов.
Миф о газовых амортизаторах так силен, что некоторые фирмы специально делают масляные более мягкими, а газовые – более жесткими.
Две стихии – газ и масло
Конструктивно все амортизаторы можно разделить на два типа – однотрубные и двухтрубные. Иногда внутрь амортизатора кроме гидравлической жидкости закачивается газ – такие амортизаторы называются газогидравлическими. Кроме того, газ может быть под атмосферным давлением или сжатым. Подобное разнообразие типов часто вводит потребителя в заблуждение.
Так, многие считают, что присутствие в амортизаторе газа – тем более, под давлением – делает его более жестким, как бы спортивным. Это не так. Газ нужен только для того, чтобы предотвратить вспенивание масла в тех случаях, когда амортизатор работает в особо напряженном режиме.
Чистая физика: если машина быстро едет по плохой дороге и колеса сильно трясет, амортизатор гасит все толчки, поглощая избыточную энергию. Внутри амортизатора поршень проходит через масло, оно нагревается, то есть энергия выделяется в виде тепла, и масло рано или поздно начинает кипеть. При этом в масле образуются пузырьки, которые легко проходят через отверстия в поршне, – амортизатор полностью теряет упругость, машину начинает раскачивать.
А газ, если он есть в амортизаторе, может немного сжиматься, уводя часть энергии от масла, и нагревание происходит медленнее. Впрочем, в среде профессионалов можно услышать мнение о том, что правильно сконструированный и установленный амортизатор не нагреет масло настолько, чтобы допустить его вспенивание, и поэтому в большинстве случаев газ – всего лишь своеобразный маркетинговый ход производителей.
Дальше всего по пути подобного маркетинга ушли Boge и Sachs – впрочем, это один концерн. Они действительно выпускают жесткие газовые амортизаторы и мягкие гидравлические, подстраиваясь под заблуждения покупателей.
Правильная жесткость
Если коротко, то амортизатор – один из узлов, отвечающих за плавность хода и сцепление колес с дорогой. Наклонитесь и посмотрите на машину сбоку.
Вероятно, вам удастся заметить пружины, расположенные за каждым из колес. Когда во время движения колесо попадает на неровность дорожного полотна – бугорок или впадинку, – такая пружина гасит толчок и не дает ему передаться на кузов автомобиля.
Беда только в том, что пружина, оставленная на произвол судьбы, поглотив один толчок, будет еще долго раскачиваться, а вместе с ней будет качаться и крениться кузов машины. Амортизаторы нужны как раз для того, чтобы этого избежать. По-английски, кстати, они так и называются: «shock absorbers» – «поглотители ударов».
Сам по себе, амортизатор представляет собой насос, заполненный гидравлической жидкостью. Его напорный цилиндр крепится к нижнему концу пружины, а поршень – к верхнему. Растягиваясь или сжимаясь, пружина заставляет поршень проходить через жидкость. Сжать или растянуть жидкость невозможно.
Для того чтобы сделать движение возможным, в поршне есть маленькие отверстия – жиклеры. Через них гидравлическая жидкость проходит во внутреннюю полость амортизатора за поршнем. Но для того, чтобы буквально продавить масло через жиклеры, нужно достаточно большое усилие, и, делая это, пружина замедляет свой ход. Чем жестче амортизатор, тем меньше возможность хода у пружины.
Пружина не может отталкивать колесо от машины или, наоборот, прижимать его сильнее, колесо постоянно прижимается к дороге с одинаковой силой, а это означает стабильное сцепление, хорошую управляемость и отсутствие кренов кузова на поворотах. Но расплачиваться приходится потерей комфорта: каждый камешек и каждая выбоина ощущаются пассажирами. Кстати, именно поэтому в спортивных машинах часто ставят специальные, очень мягкие кресла.
Дилемма проста – повышенный комфорт или улучшенная управляемость. Автопроизводители выходят из сложного положения с достаточным изяществом: амортизаторы снабжаются электромоторами, которые могут открывать или закрывать часть жиклеров по команде из салона машины. Чем меньше жиклеров открыто, тем сложнее сдвинуть поршень амортизатора и тем жестче становится подвеска. Впрочем, обычно вариантов бывает всего два – «спорт» и «комфорт».
К слову, далеко не всегда подобное решение бывает удачным. Например, на спорт-купе Mitsubishi Eclipse комфортный режим слишком мягок, и машина раскачивается, как корабль на неспокойном море, а спортивный, наоборот, делает ее настолько жесткой, что она вытряхивает из пассажиров душу. Но вернемся к строению амортизатора.
Кто это сделал?
На рынке присутствует более десятка компаний. Самые громкие имена – Monroe, Sachs, Boge, Kayaba, Bilstein, KONI. Причем каждый производитель имеет в своем ассортименте несколько серий амортизаторов – пожестче и помягче, с газом и без. На практике это означает, что потребитель выбирает чуть ли не из полусотни вариантов.
Если денег немного, стоит быть внимательнее к технической стороне дела: дешевый амортизатор действительно может иметь конструктивные недостатки, чреватые вспениванием масла, – стоит подумать о газогидравлике. Однотрубный или двухтрубный? Первые бывают дешевле, но беда в том, что амортизатор находится там, куда при быстрой езде может залетать щебень из-под колес. Крупный камень может деформировать стенку амортизатора настолько, что поршень внутри не будет двигаться, а это означает еще одну замену. Так что лучше не экономить и сразу потратиться на двухтрубник.
Если денег достаточно, все гораздо проще – покупайте самое дорогое. И не стоит зацикливаться на марке, «родной» для вашей машины: иногда независимые производители могут предложить что-нибудь поинтереснее. Так, некоторые владельцы новых BMW (из тех, кто любит «прохватить» с ветерком) сразу меняют штатные амортизаторы на KONI (цена – больше $100 за штуку). С Mercedes все наоборот.
Машины на заводе комплектуются только амортизаторами Bilstein – весьма дорогими и надежными. Bilstein рассматривает сотрудничество с производителем знаменитых лимузинов как вопрос PR и поставляет DaimlerChrysler’у специально отобранные и протестированные амортизаторы – говорят, что в магазине таких не купишь, покупные «Билштайны» хуже тех, что стоят в «Мерседесах» штатно.
Ситуация уникальная – как правило, на новые машины ставятся обычные серийные амортизаторы. Для справки: Monroe является официальным поставщиком Volvo и Porsche (не все модели); амортизаторы Kayaba стоят почти на всех новых «японках»; Sachs снабжает своей продукцией Saab, Volkswagen, Audi и BMW, а с 1996 года – и Ferrari; Boge – те же VW, Audi и BMW; Bilstein кроме «Мерседесов» ставятся на Porsche Boxter, Chevrolet Corvette; а KONI можно найти на таких машинах, как Lotus, Maseratti и Lamborghini. Кроме того, многие производители сотрудничают с командами, участвующими в ралли, кольцевых гонках и заездах «Формулы-1».
Впрочем, это лирика. А суровая действительность состоит в том, что в российских условиях стоит помнить: покупка амортизаторов – сродни лотерее. Наши дороги изобилуют такими ухабами, которые могут очень быстро укатать даже самые дорогие и именитые shock absorbers.
Как убить амортизатор
Во-первых, очень сильный удар может погнуть шток поршня – это в большей степени актуально для жесткого амортизатора, который среагирует на удар как жесткая конструкция. Мягкий амортизатор в такой ситуации поведет себя иначе – и смерть его тоже будет иной.
Он поглотит весь удар, но поршень может дойти до самого конца рабочей камеры и выбить клапан, который находится на ее дне. Но самым распространенным заболеванием амортизаторов можно считать попадание в них грязи. Если испорчен пластиковый пыльник, который прикрывает шток, выходящий из рабочей камеры, песок рано или поздно попадет внутрь рабочей камеры, поцарапает сам шток, уничтожит сальник.
В результате амортизатор потеряет герметичность и перестанет функционировать. Все это тем более печально, что амортизаторы не восстанавливаются – почти все они (за исключением самых дорогих моделей) при производстве завальцовываются, и их просто невозможно вскрыть.
Впрочем, известны случаи, когда даже абсолютно новый и исправный амортизатор доставлял массу хлопот. Так, многие любители быстрой езды ставят жесткие спортивные амортизаторы на старые машины и начинают слышать, как стучат стойки кузова. Старые, изношенные и оттого мягкие амортизаторы гасили толчки, и ветхий кузов держался, а новые «бьют» по машине сильнее и появляются стуки. Поэтому перед тем, как ставить амортизаторы из «жестких» серий, стоит здраво оценить возможности подержанной машины. После установки новых амортизаторов можно почувствовать, как машина немного ходит из стороны в сторону на поворотах. Это может означать, что шины не соответствуют обновленной подвеске вашего автомобиля по жесткости – пора менять «гражданские» шины с мягким кордом на спортивные.
Нет конца
По статистике, каждый четвертый автомобиль нуждается в замене амортизаторов. Изношенные амортизаторы увеличивают тормозной путь и время реакции, уменьшают видимость и ухудшают сцепление с дорогой.
Как выбрать амортизаторы, какие амортизаторы лучше купить, обзор производителей и многое другое
Выбор амортизаторов — это всегда большая ответственность и серьезная проблема, которая заключается не в том, что выбрать не из чего, наоборот — ассортимент настолько огромен, что вероятность купить китайскую подделку очень велика. Сегодня мы поговорим о том: какие амортизаторы выбрать, какие амортизаторы лучше покупать – газовые или масляные, а также рассмотрим производителей амортизаторов, для того чтобы ваш выбор был более легким и максимально правильным.
В начале я сказал, что это большая ответственность. Действительно, роль амортизаторов сложно переоценить, т. к. они отвечают не только за комфортное передвижение, но и за безопасность движения. Тем, кто не в курсе скажу, что амортизаторы направлены не столько на то чтобы “глотать” ямы и бугры, сколько на то чтобы подавить колебания и раскачивания кузова автомобиля, которые возникают из-за пружин. Не будь в машине амортизаторов, кузов постоянно раскачивался бы в стороны, делая езду невозможной и небезопасной, поскольку центр тяжести постоянно менялся бы и сцепление колес с дорожным покрытием было бы не одинаковым и не стабильным. О длительных поездках и вовсе не было бы речи, т. к. долго находиться в постоянно раскачивающемся авто смог бы только человек с железным вестибулярным аппаратом, я думаю вы понимаете о чем речь.
Если вы купите амортизаторы, которые рассчитаны на спортивную подвеску и гонки по кольцевой, то следует быть готовым к тому, что езда станет менее комфортной, грубо говоря “долбить” будет так, что мало не покажется. Однако на скорости, при прохождении поворотов или в спортивном состязании, ваша машинка сможет продемонстрировать прекрасные показатели. То есть, если коротко, то в вопросе какие амортизаторы лучше, каждый должен ответить себе на вопрос, что я хочу получить от новых амортизаторов: комфорт или хорошие показатели во время гонки.
Как работают амортизаторы
Принцип работы амортизаторов можно сравнить с работой масляного насоса. Подвеска постоянно колеблется, приводя в движение шток амортизатора, при этом закрепленный на его конце поршень создает давление и давит на масло, которое находится в одной из полостей напорного цилиндра. Маслу некуда деваться и оно продавливается сквозь небольшие отверстия в другую полость, которая находится за поршнем. За счет того, что отверстия имеют маленький диаметр, поршень замедляется, тем самым поглощая колебания подвески. Когда нагрузка резкая или это просто удар, жиклеры не могут мгновенно пропустить основную часть масла. Здесь усилие направленное на гашение колебаний кузова зависит от того, как быстро передвигается подвеска. Чем быстрее это будет происходить, тем большее будет сопротивление амортизатора.
Какие бывают амортизаторы?
Амортизаторы бывают трех основных типов: масляные, газовые и газо-масляные.
Масляные амортизаторы
У амортизаторов этого типа самая простая по сравнению с другими конструкция, однако при этом они достаточно надежны. Их недостаток в том, что во время интенсивных нагрузок (езда по неровной дороге), поршень двигается очень резко, в результате чего возникают кавитационные пузырьки способствующие вспениванию масла. Из-за этого пропускная способность пропускных отверстий существенно снижается, в результате амортизаторы превращаются во что-то на подобие бесконтрольно пружинящих, не гасящих колебания устройств.
Газовые амортизаторы
Газовые амортизаторы имеют только один цилиндр, давление газа в котором равно примерно — 25 бар. Плавающий поршень отделяет газ от масла, за счет высокого давления газа, масло практически не подвержено вспениванию, а плавающий поршень не позволяет им смешиваться.
Плюсы газовых амортизаторов
Несомненным плюсом является их хорошая реакция на положение колес, это позволяет улучшить управляемость во время движения по неровной дороге. Однако это тот самый случай, когда плюс может одновременно быть и минусом. С таким амортизаторами ваша пятая точка ощутит все неровности дороги. Вывод — газовые амортизаторы хорошо подойдут для тех, кто за хорошую управляемость и держание автомобилем дороги, готов пожертвовать собственным комфортом.
Газо-масляные амортизаторы
Газо-масляные имеют практически такую же конструкцию, что и масляные амортизаторы, то есть — состоят из двух цилиндров. Верхняя часть полости цилиндра наполняется азотом, после чего образуется давление (2,5-5 бар), увеличивающее эффективности амортизаторов. Что характерно, чем выше будет давления газа на масло – тем их реакция будет быстрее, однако при этом подвеска становится более жесткой.
Плюсы газо-масляных амортизаторов
Преимущества заключаются в том, что при минимальной амплитуде колебаний подвески авто получает хорошую амортизацию. Вспенивание в этих устройствах минимизировано, из чего следует, что их надежность и эффективность очень высока, особенно во время больших нагрузок (быстрая езда по неровным дорогам).
Какие амортизаторы лучше купить?
Ответ на этот вопрос не может быть однозначным, т. к. из сказанного выше можно сделать вывод, что каждый тип амортизаторов имеет свои плюсы и минусы. Выбирать необходимо исходя из того, что вы итоге хотите получить, а здесь все просто, либо комфорт и мягкость, либо управляемость и жесткость. Что касается фирм производителей амортизаторов, то я бы рекомендовал выбрать одну из этих: KAYABA, KONI, MONROE, SACHS. Теперь более подробно о каждой и них.
Амортизаторы SACHS
Фирма SACHS — это крупнейший в мире производитель амортизационной техники, который успешно лидирует на этом рынке на протяжении 65 лет. Компания постоянно совершенствует свои изделия, использует новейшие технологии и материалы для изготовления своих амортизаторов. Благодаря правильным революционным конструкторским решениям продукция компании SACHS успешно устанавливается на большинство автомобилей таких компаний как: Skoda, BMW, Audi, Jaguar, Mercedes, Peugeot, и даже наши автомобили марки Lada и многие другие. Амортизаторы “Сакс” производятся в Германии и как видно из списка выше, ими комплектуются в основном немецкие автомобили. Безупречная репутация и прекрасные ходовые качества — это то, почему автопроизводители с мировым именем выбирают именно амортизаторы SACHS.
Амортизаторы MONROE
Компания Monroe одна из самых известных на рынке амортизаторов, ее продукция не первый год занимает лидирующие позиции, а среди постоянных клиентов такие автобренды как Alfa Romeo. Серия Sensatrac — одна из последних серий компании. Многолетний опыт, собственные исследования и наработки в области газовых амортизаторов, позволили добиться прекрасных показателей, Sensatrac мгновенно реагируют и способны подстроиться практически под любой тип дорожного покрытия. Кроме того, улучшена управляемость и реакция во время резких маневров.
Амортизаторы KONI
Довольно важный момент то, что фирма с символическим для нашего человека названием “Кони”, специализируется исключительно на выпуске амортизаторов, следовательно все силы и исследования компании направлены именно на выпуск одного продукта. Главной особенностью амортизаторов KONI является — возможность регулировки. Запас можно регулировать по своему усмотрению, в зависимости от дорожных условий и индивидуально по своим требования. Совместимость изделий Koni практически со всеми автомобилями независимо от модели и предназначения делают их очень популярными среди автомобилистов.
Амортизаторы KAYABA
Амортизаторы японского производителя Kayaba популярны в Европе, среди авторитетных клиентов концерна такие автомобильные компании как: Ford, Peugeot, Renault, Seat и не только. Главный козырь “Каяба” — невысокая стоимость и прекрасные эксплуатационные характеристики при относительно небольшой цене. За счет последнего Kayaba уверенно “прописалась” на наших широтах, а также Украины и Беларуси.
На этом наш обзор заканчивается, анализируйте и делайте ваш выбор. Спасибо за внимание, будьте внимательны на дорогах!
Спасибо, что посетили Форд Мастер
Обязательно посмотрите видео про амортизаторы, оно поможет вам понять как работают амортизаторы, а также упростит ваш выбор.
Как и какой амортизатор для автомобиля лучше выбрать
И вот здесь перед автовладельцем возникает вопрос: «Какие амортизаторы купить?». Сегодня в ассортименте магазинов автозапчастей вы можете встретить масляные, газовые и газо-масляные амортизаторы. Давайте постараемся разобраться в преимуществах и недостатках каждого вида, а также определим, какие являются лучшими.
Принцип работы амортизаторов
Предназначение амортизатора заключается в сокращении колебания автомобиля при попадании колеса на камень или в яму. Это позволяет сделать управление транспортным средством более мягким и комфортным для пассажиров. Принцип работы данной детали в чем-то похож на работу насоса – при создании давления на содержимое цилиндра, последнее сжимается.
Часто (даже продавцы в автомастерских) амортизатор путают со стойкой или утверждают, что это одно и то же. На самом деле это не так. Стойка – это комплект автомобильных деталей, которые отвечают в первую очередь за целостность конструкции. Также она служит соединением колес и кузова машины. Понимать словосочетание «стойка» следует так: стойка посредством шарнирного крепления стыкуется с демпфером амортизатора. При этом эти детали имеют общую функцию – удержание и равномерное распределение веса автомобиля.
Основные различия и что все-таки лучше
Попробуем разобраться, в чем различия между масляными и газовыми амортизаторами. Итак, масляные проще в производстве, соответственно стоимость на них не высокая. Технические характеристики отличаются мягкостью, долговечностью. Последнее может и не относится к нашим дорогам.
Газовые обладают достаточной жесткостью, хорошо удерживают дорогу во время скоростной езды. Подходят для передвижения по ровному шоссе, асфальтированной трассе.
При покупке стоит учитывать требования и рекомендацию автопроизводителя. Без этого не обойтись. Если поставить не то, к примеру, мягкие могут пробить подвеску по неровным дорогам. Установка жестких приведет к разрыву кузова. Обязательно учитывайте заводские допуски.
Что касаемо брендов, они представлены широким ассортиментом. Оригинальных много, также и подделок. Конечно куда без подержанных фирменных амортизаторов. Как же выбрать подходящую деталь? Вопрос на первый взгляд не простой. Главное, придерживаться требований производителя и обращать внимание на качественные изделия. Все ведь знают, что необоснованно низкая стоимость на известные бренды, должна насторожить любого. Рекомендуется при любых обстоятельствах осмотреть внимательно элементы, потребовать сертификат. Кроме этого не стоит забывать о правильной установке. Неправильно поставленные детали могут вызвать поломку других механизмов.
Виды амортизаторов
Есть всего два вида:
- Газовые. Применяется две рабочие среды – газ и масло, что делает ход машины мягче. Стоит заметить, что главным достоинством этого типа является то, что его свойства меняются в зависимости от качества дорожного покрытия (или его отсутствия);
- Масляные. Практика применения показала, что они намного жестче. Это объяснимо тем, что в нем задействовано одно рабочее вещество – масло, которое тяжело сжать. Эффект амортизации обеспечивается только за счет выхода рабочего вещества через обратные клапаны.
Масляные амортизаторы
Масляные амортизаторы отличаются самой доступной стоимостью в сравнении с другими видами амортов. Они подходят для тех драйверов, которые предпочитают размеренную манеру вождения и в основном передвигаются по городским дорогам хорошего качества. Эти амортизаторы даруют наибольший комфорт и считаются самыми мягкими, поскольку гасят колебания авто за счет низкой сжимаемости масла и его перетекания из одной камеры в другую.
К недостаткам масляных амортизаторов относят:
Наличие в компенсационной камере гидравлического амортизатора определенного объема воздуха, когда его становится меньше, масло начинает без особых усилий проходить в компенсационную камеру, в результате чего сокращается способность амортизатора гасить колебания.
Нагревание масла в процессе работы амортизатора, что приводит к ухудшению эксплуатационных характеристик.
Жесткую работу подвески в холодное время года до тех пор пока масло не нагреется до рабочей температуры.
Выбор очевиден!
Исходя из перечисленных выше особенностей двух видов, сам собой напрашивается ответ на вопрос «Какие амортизаторы лучше?» Все характеристики говорят в пользу газового. Но есть один важный момент: следует отдать предпочтение тому типу детали, который дает в рекомендациях завод-производитель транспортного средства. Любой – газовый или масляный амортизатор – способен обеспечить комфортную езду на автомобиле, если его качество соответствующего уровня. Но такие комплектующие не будут стоить дешево, к этому нужно быть готовым. Выбирая, какие амортизаторы – газовые или масляные – приобрести, не стоит ставить в приоритет показатель стоимости детали. Ориентируйтесь на рекомендации и качество сборки, хотя масляный будет на порядок дешевле, чем газовый.
Газовые амортизаторы
Газовые амортизаторы предназначаются для автомобилей со спортивным характером, потому как они являются более жесткими, но это обеспечивает отличное управление даже на высоких скоростях. Помимо этого заполненные газом амортизаторы минимизируют риск появления эффекта аквапланирования. Данный тип амортов самый дорогой, однако он может похвастать долгим сроком службы и демонстрацией отличных эксплуатационных характеристик в любых условиях.
Однако даже у газовых амортизаторов есть свои недостатки, среди коих следует выделить:
Более высокую стоимость (примерно на 20-30%) в сравнении с масляными аналогами.
При эксплуатации автомобиля на дорогах с плохим качеством полотна происходит ускоренный износ других элементов подвески автомобиля.
Меньший уровень комфорта из-за жесткости амортизаторов.
Какой фирмы амортизаторы лучше?
Российский рынок амортизаторов для иномарок с долей основных игроков 10 и более процентов по данным журнала «Автоинструкция» представлен несколькими известными фирмами (диаграмма на рисунке выше):
Интересно, что при опросе сервисных центров, проведенном изданием «Кузов», на предмет рекомендаций профессионалов по выбору производителя качественных амортизаторов, картина получилась несколько иная.
Рейтинг амортизаторов, рекомендуемых механиками независимых СТО г. Москвы
При бесспорном лидерстве таких фирм, как KYB, Bilstein и Boge, профессионалы только в 5% случаев советуют Monroe, хотя рыночная доля этой фирмы почти втрое выше. И практически не рекомендуют белорусский бренд Fenox, доля продукции которого весьма значима – 15%.
Чтобы разобраться, какие амортизаторы лучше поставить, необходимо кратко остановиться на характеристиках ведущих игроков российского рынка.
- KYB (Каяба) – продукция японского концерна популярна не только в России, но и в Европе благодаря высоким показателям качества и надёжности при относительно невысоком уровне цен. Амортизаторы этой фирмы можно встретить на конвейерах известных европейских автопроизводителей. Газомаслянный амортизатор серии Ultra SR пользуется особой популярностью у российских любителей спортивной езды;
- Bilstein (Бильштайн) – всемирно известная немецкая компания, выпускающая амортизаторы более 50 лет. Именно здесь была разработана конструкция однотрубного газонаполненного амортизатора. Продукция Bilstein устанавливается на европейские премиум-бренды: BMW, Porsche, Mercedes, Ferrari, Maseratti, Jaguar;
- Boge (Боге) – бренд принадлежит концерну ZF Friedrichshafen AG (Германия) – одному из старейших в мире производителей амортизаторов. С недавнего времени отошел к другой известнейшей торговой марке – SACHS и теперь однотипная продукция выпускается под двумя торговыми марками. Продукция концерна покрывает более 90% номенклатуры мировых автопроизводителей. На российском рынке предоставляется гарантия 1 год независимо от пробега;
- Monroe (Монро) – американская компания, продукция которой является, наверное, смой известной в Европе и предназначена для 99% выпускаемых в мире марок и моделей машин. Последние разработки Monroe – газовые амортизаторы серии Sensatrac обеспечивают высокие показатели управляемости и мгновенную реакцию на изменяющиеся условия движения;
- Koni (Кони) – амортизаторы – это единственный вид продукции голландской компании на протяжении почти 70 лет. Главная отличительная особенность амортизаторов Koni – возможность регулировать параметры жёсткости, адаптируя автомобиль, как к внешним условиям, так и к индивидуальным особенностям водителя и манере управления машиной.
Но все ли крупные производители амортизаторов широко представлены на российском рынке? На рисунке ниже – первые шесть игроков этого рынка в США по данным опроса издания Ranker.
Первая тройка состоит из участников российского рейтинга. А вот продукция американской Fox Racing и шведской Ohlins специфическая – она предназначена для мотоциклов, квадроциклов и внедорожников. Американская Rancho Suspension в России достаточно известна и специализируется на поставках продукции для популярных в США пикапов и больших внедорожников. А несколько лет назад Rancho была приобретена концерном Tenneco, владеющим в свою очередь торговой маркой Monroe.
Таким образом, первая тройка фирм-производителей амортизаторов c высокой репутацией для России – это KYB, Monroe и Bilstein.
Что касается объективных характеристик, обеспечиваемых амортизаторами и влияющими на безопасность, управляемость и комфорт автомобиля, выглядят они по данным самих производителей следующим образом.
Тормозной путь на скорости 40 км/час:
- Bilstein – 8,0 метров;
- Monroe – 8,5 метров;
- KYB – 9,0 метров.
Отличия довольно существенные, если помнить, что в критической ситуации бывают важны сантиметры тормозного пути.
Снос задней оси на 90° (режим крутого поворота):
- Bilstein – 59 км/час;
- Monroe – 52 км/час;
- KYB – 48 км/час.
Испытания на плавность хода (характеристики, тесно связанной с субъективным ощущением комфорта) и курсовую устойчивость проводятся применительно к каждой конкретной модели автомобиля, поэтому и сравнивать амортизаторы разных производителей можно только для конкретных машин.
Интересно, что такие испытания иногда дают парадоксальные результаты: маститые фирмы могут проиграть аутсайдерам, как по отдельным показателям, так и по совокупным результатам испытаний.
Производители стоек амортизаторов: какие лучше купить
Самыми дорогими являются стойки от фирм KONI и Bilstein. Компания KONI даже предоставляет гарантию на весть срок службы своей продукции. Немецкие стойки Bilstein немного проще и чуть дешевле KONI.
Стоит отметить амортизаторы из Японии Kayaba – они устанавливаются на такие автомобили, как Honda, Toyota, Mazda, Ford, Renault и некоторые другие.
Так же из немецких брендов можно выделить фирму Boge. Эти амортизаторы, к слову, идут на конвейер таких автогигантов, как VAG, BMW, Mercedes. Этот бренд на данный момент принадлежит компании Sachs. Амортизаторы компании Sachs считаются надёжнее, чем Kayaba и стоят немного дороже. Стойки от Сакс бывают в трёх исполнениях: SuperTouring, Advantage и Sporting Set.
Популярными являются амортизаторы фирмы Monroe – это самые дешёвые амортизаторы из всех, упомянутых ранее. Срок службы примерно 20 тысяч километров. Бельгийская фирма предоставляет широкий ассортимент своей продукции, среди которых однотрубные и двухтрубные стойки. Раньше качество Monroe было чуть выше, чем сейчас, но всё же это довольно неплохой вариант за свои деньги.
Типы стоек амортизаторов: масляные и газомаслянные
Амортизаторы бывают газовые (газомаслянные) и масляные. Также амортизаторы разделяются по количеству труб: однотрубные и двухтрубные.
Масляные амортизаторы – самые дешёвые, если бюджет ограничен, можно выбрать их. Такая конструкция не очень долговечная, плохо отрабатывают на кочках и нестабильно себя ведет в условиях низких температур.
Газомаслянные лучше ведут себя на неровностях, увереннее проходят повороты. Они более долговечны, но и стоят дороже. Если вы любите быструю езду, вам нужна хорошая управляемость на больших скоростях и надежное сцепление шин с покрытием – выбирайте газовые стойки. Но учтите, что придётся терпеть дискомфорт при езде по кочкам: будет хорошо трясти на неровностях, подвеска начнет чаще выходить из строя.
В итоге, можно сделать вывод, что оптимальный вариант для большинства автолюбителей –газомаслянные амортизаторы, т. к. скорость занимает далеко не последнее место. Остаётся определиться с фирмой-производителем. Сделаем небольшой обзор наиболее популярных и известных брендов.
Какие амортизаторы лучше поставить
В отличие от масляных, газомасляные амортизаторы обеспечивают лучшую управляемость машиной. Они более надежны, а работают так же мягко, как масляные, привнося комфорт в салон. Они более защищены от пробоя.
В отличие от масляных, газомасляные амортизаторы обеспечивают лучшую управляемость машиной.
Какие амортизаторы лучше: масляные или газомасляные, сказать сложно. Необходимо брать во внимание заводские настройки механизма, размеры и другие особенности. Не стоит пренебрегать изучением технических характеристик своей машины. Производителем точно рассчитывается подвеска и, естественно к автомобилю подходят штатные амортизаторы.
При установке амортизатора с усиленными характеристиками, увеличивается нагрузка на ходовую часть. Приобретая газовые или газомасляные амортизаторы, следует серьезно обращать на это внимание, и подбирать стойки, идентичные штатным. И все же, решение какой амортизатор лучше выбрать остается за покупателем. Если эксплуатация автомобиля происходит на бездорожье, то лучше приобретать мягкие виды. На хорошее, ровное дорожное покрытие – жесткие.
Какой выбрать
Назначение любого типа амортизаторов, помимо создания комфорта при езде для водителя и пассажиров – управляемость при совершении автомобилем маневра и устойчивость автомобиля.
Плавный ход автомобиля, конечно, важен, но на первом месте безопасность движения: время отклика на поворот руля, крен, раскачка кузова, точность выполнения поворота. Сочетание баланса между комфортом и безопасностью – главные качества хорошего амортизатора.
Гидравлические, газовые или газово-гидравлические амортизаторы имеют различные характеристики. Выбор типа зависит от нескольких причин:
- массы автомобиля;
- манеры вождения;
- состояния дорог, преимущественно используемых для передвижения;
С завода машины выходят с амортизаторами, рассчитанными на некий усредненный уровень, и многие водители предпочитают выбрать устройства «под себя». Таким образом, прежде чем поменять амортизаторы, определите, какие характеристики вас больше волнуют, и как вы используете свой ВАЗ-2110.
Газовые и масляные амортизаторы: рабочие свойства и выбор под стиль езды
Как и любая другая деталь в автомобиле, независимо от качества, амортизаторы выходят из строя, имеют свой срок службы и требуют замены. Многие автовладельцы понимают их предназначение и функциональные характеристики, но далеко не все могут определить, какая неисправность амортизаторов имеется на авто.
Стоит отметить, что амортизаторы используются не только в качестве дополнительных элементов подвески, которые улучшают комфорт. Правильный выбор влияет на безопасность, управляемость, тормозной путь и скоростные характеристики. Не стоит пренебрегать услугами диагностики специализированных сервисных центров, придерживаться регламентируемых сроков ТО и замены деталей.
О производителях амортизаторов
На данном этапе развития автоиндустрии, автовладельцам приходиться сталкиваться с заменой амортизаторов, их ремонтом. Существует огромное количество мест, где можно купить запчасти для автомобилей. Перед автовладельцами открывается широкий выбор разных амортизаторов.
Необходимо правильно выбрать амортизаторы для автомобиля. Но это не просто сделать, так как на рынке представлена широкая гамма фирм, изготавливающих разные амортизаторы, включающие в себя множество различных характеристик, свойств, типов и видов.
Самые популярные фирмы – производители амортизаторов: SACHS, KYB, MONROE, Koni, Bilstein, Boge, TOKICO (HITACHI), Al-KO, DELCO, Fenox, Fox, Plaza, Bilstein, СААЗ, LYNXauto, ZEKKERT, RANCHO, PATRON, AMD, Arirang, Asam, Finwhale, Miles, Ashika, Stellox, BORT, Mando, Avantech, KORTEX, SAT, FEBI, Optimal, PILENGA, PARTS-MALL, TRIALLI, Japanparts, TRW.
Первые десять из них, возглавляют рейтинг производителей амортизаторов.
У продавца как правило, всегда стоит одна цель – продать. Чтобы покупатель вернулся, продавец ориентируется на возможности и действует по схеме:
- предлагать наиболее популярные бренды;
- предлагать самые дешевые или самые дорогие;
- делать акцент на том товаре, который есть в наличии;
- осуществлять выбор относительно ценовой категории покупателя;
- мотивировать покупателя тем, что именно такие амортизаторы ставятся с завода на его авто.
Несмотря на это, покупатель сам может определить и подобрать себе подходящие для него запчасти обладая необходимыми знаниями. Так какие же лучше газовые, или масляные?Попробуем разобраться в этом сложном вопросе и дать исчерпывающие ответы.
Виды амортизаторов
Для правильного выбора подходящих деталей не нужно быть автомехаником и обладать знаниями о всех механизмах в машине. Амортизаторы – немаловажная запчасть и не хочется менять их часто, поэтому нужно подобрать именно то, что больше подойдет по техническим характеристикам.
Существуют следующие виды амортизаторов:
- однотрубные газовые;
- двухтрубные масляные;
- двухтрубные газовые;
- газовые с выносной камерой;
- амортизаторы с автоматической электрической регулировкой.
В зависимости от условий эксплуатации авто подбирается наиболее соответствующий вид.
Основные характеристики разных типов амортизаторов
Однотрубные газовые амортизаторы
Эти амортизаторы – газомаслянные, заполняются гидравлическим маслом, с газовым подпором, рабочим телом является гидравлическая жидкость. В основном, применяются для спортивной езды. Они помогают достичь максимальной устойчивости автомобиля на трассе за счет увеличения его сцепных характеристик с дорожным покрытием, увеличения жесткости работы подвески в целом, при этом, естественно, теряется комфорт.
В них поддерживается постоянное высокое давление газа. Как правило, срок эксплуатации данных амортизаторов высок, но они требовательны к качеству дорожного покрытия.
Проходящий через перепускные отверстия газ под избыточным давлением (например, азот) из одной камеры в другую затрудняет движения штока, при этом гидравлическое масло, залитое в амортизатор не пенится, за такт отбоя и сжатия отвечает специализированный клапан.
В различных моделях используется гидравлическое масло разной вязкости и фирм – производителей, это влияет как на температурные показатели вязкости, так и на способность клапанов пропускать гидравлическую жидкость. Прохождения масла через каналы разного диаметра, происходит с различным пенообразованием – компенсируется увеличением давлением газа.
Самая распространённая система сборки клапанов на штоке – является «ёлочка». Шайбы клапана набираются от меньшей к большей постепенно, по нарастающей. Тем самым вначале хода амортизатора (на небольших кочках) мы имеем небольшое демпфирование, а на больших кочках в работу вступают большие шайбы и подвеска начинает работать прогрессивно. Таким образом исчезают провалы в работе и обеспечивается стабильность хода.
Двухтрубные масляные амортизаторы
Данные амортизаторы масляные, за исключением пневматических, которые в гражданском варианте редко используются, без газового подпора.
Принцип работы: роль расширительного бачка выполняет внешняя труба, при опускании поршня вниз, жидкость во внешней трубе поднимается, в отличии от однотрубных, в которых компенсация гидравлической жидкости происходит за счет плавающего поршня и газового подпора.
Масляные перепускные каналы более большего диаметра, за счет этого происходит меньшее пенообразование и не нужно компенсировать образовавшуюся пену, в итоге получаем наиболее комфортную и мягкую езду, автомобиль более вальяжен, не прихотлив к покрытию и качеству дорог.
Чем больше диаметр отверстий в перепускном клапане, тем поршню оказывается меньшее сопротивления масла и поршню работается легче – амортизатор становиться мягче. Если диаметр отверстий меньше, соответственно ход становиться жестче.
В основном их использовали на устаревших сейчас автомобилях. К сожалению комфорт и управляемость – сложно совместимые вещи, поэтому использование масляных амортизаторов, при активной езде не подходит.
Масляный амортизатор, к преимуществу которого относится доступная цена, предназначен для простых условий эксплуатации. Данный вид обладает рядом недостатков: перегрев масла из-за медленного охлаждения вплоть до закипания масла, частая замена демпфирующих элементов.
Двухтрубные газовые амортизаторы
Являются газомасляными – комбинированный тип амортизаторов, созданный с целью объединения всех положительных характеристик однотрубных и двухтрубных. Имеют устойчивость к повышенным температурам, за счет лучшего охлаждения и контакта гидравлической жидкости со второй трубкой.
Принцип работы: газ под давлением, вместо воздуха во внешнем цилиндре, позволяет препятствовать вспениванию масла внутри амортизаторов, что способствует улучшению характеристик. В таком положении поршень находится в поджатом газом состоянии, при преодолении ухабов дорог, жесткость меняется нелинейно. Выбор таких амортизаторов необходим, кто предпочитает активную езду.
Обеспечивают идеальное сцепление с дорогой, даже в непредсказуемых ситуациях, при этом их можно использовать в обычной гражданской, городской езде. Для тех, кто предпочитает смесь активной езды с повседневной – лучше поставить амортизаторы именно такого типа.
Стоит учитывать, что ценовая категория данных амортизаторов несколько выше обычных масляных, они обойдутся автовладельцам приблизительно на 15-20% дороже.
Газовые с выносной камерой
В этих амортизаторах применяется выносная камера. Выносная камера – предназначена для увеличения объема масла и газа, при тех же габаритных размерах, что позволяет увеличить ход штока, установить дополнительные гидравлические клапаны, для перетекания гидравлической жидкости из рабочей камеры в выносную и противодействия работе поршня.
Есть возможность установить различные регулировки жесткости и отскока штока, в некоторых моделях можно регулировать высоту амортизатора и даже клиренс автомобиля.
Такие изделия требуют более тщательного ухода и обслуживания. Применяются в основном в спорте. Российская гоночная команда «КАМАЗ-мастер» – многократный победитель «Дакара», использует именно амортизаторы с выносной камерой т.к. существует необходимость тщательных настроек подвески для различных видов трассы, погодных условий, скоростных режимов, что в совокупности позволяет сэкономить драгоценные минуты времени.
На серийные автомобили такие амортизаторы не устанавливаются т.к. они являются компонентами тюнинга для спортивной и агрессивной езды. Да и стоимость обойдется автовладельцам не дешево.
Амортизаторы с автоматической электрической регулировкой
В них применяется гидравлическое масло и газ, но в автоматических режимах. Автоматическая, электрическая регулировка – это новейший тип. С такой регулировкой отпадает необходимость покидать автомобиль для настройки работы амортизатора.
Гидромеханическая адаптивная система с дополнительным клапаном, совместно с различными датчиками, способна определять частоту колебаний подвески, проанализировав данные, стиль езды, определить насколько необходимо открыть или закрыть перепускной клапан, делая амортизатор более мягким, или более жестким. В некоторых случаях можно вручную выбирать режимы работы.
На ровной поверхности амортизатор не теряет жесткость, что позволяет быстро проходить повороты, а на ухабах, брусчатке, клапаны в амортизаторах открываются, обеспечивая более мягкую работу подвески, для улучшения комфорта езды.
Другой вариант автоматической регулировки меняет давления газа. В этом варианте применяются амортизаторы с выносными камерами и пневматическими магистрали к ним. Компрессор изменяет давление в ресивере и через редуктор подает их в выносную камеру, что позволяет регулировать жесткость амортизаторов, а иногда и клиренс автомобиля.
Электромагнит в штоке, позволяет добиться молниеносной реакции, амортизаторы могут менять жесткость мгновенно, в зависимости от скорости движения и работы подвески, на каждом колесе в автоматическом режиме, передавая данные от датчиков контроллеру и к электромагнитному клапану. Технология не долговечна, за счет ее сложности, не стабильна к различным перепадам температур, но является много перспективной и развивающейся.
Полезные советы
Амортизаторы всегда меняются парами! Недопустимо использование различных типов и брендов на одной оси! Допускается установка нескольких амортизаторов на одно колесо. Не допускается использование другого, не заводского типоразмера.
После долгого простоя (например, на полках магазинов, транспортировке, и т.д.) перед тем, как установить амортизатор на автомобиль, в независимости от того, новый или нет, его необходимо прокачать.
Прокачка позволяет избавиться от воздушных пробок, которые могут находиться в перепускных каналах. Во время прокачки можно провести проверку детали и понять, как звучит перетекающая жидкость, нет ли стуков в конце хода штока, определить отсутствие люфтов в конце хода, наличие масляных подтеков на штоке – все это можно провести при покупке в магазине.
Для прокачки необходимо установить амортизатор штоком вверх и п произвести несколько движений штока (5-10 раз) вниз и вверх с небольшим не доходом до нижней и верхней точки. Воздушная пробка переходит во внешнюю трубу. При прокачке должна появиться плавность в работе, должны исчезнуть шумы. Прокачивать необходимо все амортизаторы!
Кто возместит ущерб, если у виновника ДТП нет страховки?
По ОСАГО страхуется автогражданская ответственность виновника ДТП — то есть застраховавшийся по ОСАГО водитель по отношению к данной машине страхует риск возмещения вреда в случае ДТП. Это главное, что нужно знать про такой вид страхования. Но что, если у виновника ДТП нет страховки, и кто возместит ущерб в 2021 году в данном случае?
Как происходит возмещение ущерба
В случаях, когда столкнулись два автомобиля, есть виновник и потерпевший. В ряде случаев оба водителя могут иметь оба статуса, когда вина признана обоюдной.
Если виновный в ДТП только один, то Гражданский кодекс обязывает его возместить причинённый им ущерб автомобилю потерпевшего. Но ФЗ “Об ОСАГО” предусматривает возможность выплаты такой компенсации за него. Проще говоря, если Вы приобрели полис, то за Вас почти во всех случаях выплачивает страховая компания.
Куда обращаться
В случае обращения при ДТП, чья страховая компания возмещает ущерб пострадавшему? Всё просто: если в аварии нет пострадавших, то компенсацию должна выплатить компания потерпевшего — это называется обращение за выплатой по прямому возмещению убытков. В конце 2017 года законодательство изменилось, и после принятых поправок в статью 14.1 ФЗ “Об ОСАГО” при любом количестве участников потерпевшие обращаются в свою страховую (ранее только если 2 участника).
Если в ДТП есть пострадавшие, то обращаться нужно только в страховую виновника. Право выбора в обоих случаях при вопросе, в чью страховую обращаться, потерпевшему не предоставлено.
Как получить возмещение
Вам понадобятся следующие документы:
- постановление виновнику, протокол в его отношении либо соответствующее определение об отказе в возбуждении административного дела,
- справка о ДТП (её могут не выдавать после изменений регламента от 20.10.2017, но тогда все обстоятельства аварии должны быть записаны в другие документы или отдельный документ с печатью и подписью ГИБДД),
- извещение (его Вы можете заполнить сами на официальном бланке),
- заявление о страховом возмещении (пишется в свободной форме),
- реквизиты для оплаты возмещения (либо в заявлении указывается, что желаете получить компенсацию наличными, если Вас не направят на ремонт).
По результату поданных документов в течение 20 дней страховая компания обязана выдать Вам направление на ремонт или выплатить деньгами компенсацию (на усмотрение страховой).
Если автомобиль, что называется, “ушёл в тотал” — то есть при полной гибели автомобиля страховая возмещает ущерб только деньгами. При этом, к сожалению, сумма будет, скорее всего, уменьшена на стоимость годных остатков от машины. Но и тут возможны два варианта (обычно страховая компания оставляет выбор за владельцем — как в случае ОСАГО, так и Каско):
- повреждённый авто страховая забирает себе, а Вам производит выплату по полной рыночной стоимости автомобиля,
- страховая выплачивает Вам рыночную стоимость за вычетом годных остатков, согласовав сумму вычета с Вами, а остатки машины Вы, разумеется, оставляете себе.
Если у виновника нет страховки
Вот только смысла почти во всех вышеперечисленных документах нет, если автогражданская ответственноть виновника не застрахована. Но это не всегда значит, что выплату Вы не получите. Закон об ОСАГО предусматривает возможность компенсации и в этом случае.
Что делать, если у виновника ДТП нет страховки?
Если Вы попали в ДТП, а у виновника нет страховки ОСАГО, и у Вас нет полиса Каско, то всё зависит от того, застрахована ли ответственность на ком-либо вообще по этому автомобилю. Но с большой долей вероятности Вам придётся взыскивать с виновника ущерб без страховой.
Здесь есть два варианта развития событий:
- взыскание в досудебном порядке,
- взыскание только по результату судебного разбирательства.
Первый должен происходить само собой сразу после ДТП. Попробуйте напрямую договориться с виновником об этом. Причём, это не обязательно должна быть выплата — есть практика согласования ремонта в выбранном обеими сторонами автосервисе с предварительно озвученной стоимостью ремонта, после чего виновный просто оплачивает выставленный счёт.
В любом случае, если ответственность виновника перед пострадавшим не застрахована по ОСАГО, у Вас должна фигурировать расписка о возмещении ущерба при ДТП. Пишется она в свободной форме, где указывается сам факт возникновения задолженности у виновника перед потерпевшим, а также паспортные данные обоих участников и их подписи.
Если участник попал в аварию без страховки, но, тем не менее, отказывается возмещать ущерб или вообще считает себя невиновным в дорожно-транспортном происшествии, то придётся соблюсти некоторые формальности.
Во-первых, сумма ущерба должна быть закреплена официально, и простой чек из автосервиса для суда не подойдёт. Потребуется провести независимую экспертизу оценки ущерба. Это стоит в зависимости от самого ущерба и конкретной фирмы от 5 до 20-25 тысяч рублей. Если возраст Вашего авто менее 5 лет, то также попросите включить расчёт утери товарной стоимости (УТС) — он составит около 8-10% от общей суммы ущерба.
Далее, сняв копии со всех документов, имеющих отношение к аварии, в том числе, с чека по экспертизе и самой экспертизы, нужно направить досудебную претензию виновнику с требованием о возмещении ущерба, согласно оценке, по адресу его регистрации. Сделать это необходимо заказным письмом с уведомлением о вручении, чтобы у Вас было доказательство того, что письмо было доставлено, а должник просто уклонялся от его получения.
Также придётся дать разумный срок для оплаты — обычно он составляет 10-20 дней.
Если виновник в течение этого времени не возместил ущерб, то нужно подавать исковое заявление в суд. Но для суда потребуются уже оригиналы документов. Подавать нужно в районный или городской суд, можно по месту Вашего пребывания (проще говоря, куда Вам удобнее будет ездить).
С требованием прийти в суд должнику придёт повестка, а по решению суда будет вынесен исполнительный лист, который передаётся приставам, а у тех уже не возникнет вопроса, как взыскать ущерб ДТП, если у виновника нет страховки ОСАГО, а у Вас — Каско.
Если полис поддельный
Но если у виновника оказался поддельный полис ОСАГО, то это не обязательно означает, что порядок возмещения ущерба при ДТП должен быть применён по инструкции выше — напрямую досудебно или через суд.
Законодательство, если быть точнее, то решение Верховного суда, позволяет взыскать компенсацию со страховой компании, но при двух существенных условиях:
- поддельный страховой полис стал таковым в результате выбытия из рук страховой (при краже или утере), то есть фактически сам бланк не поддельный, а настоящий, но подделаны записи в нём и удостоверяющие оттиски,
- виновник не знал о том, что страховка у него поддельная — если он купил его, например, у мошенников, не зная, что те мошенники, и по адекватной цене.
В других случаях обращение в страховую у потерпевшего невозможно.
КС: Потерпевший вправе требовать возмещения ущерба от виновника ДТП, несмотря на наличие ОСАГО
11 июля Конституционный Суд РФ вынес Определение № 1838-О, которым подтвердил возможность взыскания с лица, застрахованного в рамках ОСАГО, разницы между реальным ущербом и полученной потерпевшим страховой выплатой.
Норильский городской суд Красноярского края обратился в КС с запросом, в котором указал на неконституционность ряда норм Закона об ОСАГО в их взаимосвязи с правилами ГК о возмещении убытков при совершении деликта. Заявитель полагал, что оспариваемые положения позволяют страховым компаниям уклоняться от полного возмещения ущерба потерпевшему, которое осуществляется в форме ремонта транспортного средства. Такое уклонение, по его мнению, возможно как минимум двумя законными способами: путем незаключения договора о ремонте на станциях техобслуживания, а также путем заключения с потерпевшим соглашения о денежном страховом возмещении, при выплате которого учитывается износ деталей автомобиля.
В запросе отмечалось, что в производстве Норильского городского суда находится дело по иску о взыскании ущерба, причиненного ДТП. Суд обратил внимание, что по общему правилу страховое возмещение потерпевшему осуществляется путем организации и оплаты ремонта его автомобиля на станции техобслуживания, стоимость которого не зависит от износа деталей, поврежденных при ДТП. Однако вместо этого истцу были выплачены денежные средства, поскольку у страховой компании не было договора ни с одной СТО в г. Норильске и его окрестностях. В силу прямого указания закона при денежной компенсации выплата производится с учетом износа поврежденных частей ТС. То есть если бы истец смог воспользоваться первым способом, возмещение было бы произведено в большем размере.
Истец заявил, что стоимость работ без учета износа деталей составляет свыше 300 тыс. руб., при том что страховщик выплатил ему чуть более 96 тыс. Поэтому истец обратился непосредственно к причинителю вреда с требованием о взыскании разницы. Ответчик заявил, что он, как добросовестный законопослушный гражданин, вправе рассчитывать, что страховая компания исполнит обязанность по оплате ремонта в полном объеме, т.е. без учета износа подлежащих замене деталей.
Как полагает Норильский горсуд, оспариваемые нормы нарушают равенство прав причинителей вреда по двум причинам. Во-первых, потому что обязанность по возмещению вреда потерпевшему за счет виновника ДТП ставится в зависимость от того, приняла ли конкретная страховая компания меры по заключению договоров об организации ремонта на соответствующей территории, а также по организации и оплате ремонта. Во-вторых, согласно закону, указанная обязанность причинителя вреда зависит и от усмотрения потерпевшего, который может отказаться от ремонта и получить от страховой компании денежное возмещение. При этом страховщик, уклонившийся от надлежащей организации ремонта, не обязан восполнить потерпевшему разницу между стоимостью ремонта без учета износа заменяемых деталей и с учетом износа – эта обязанность возложена на виновника ДТП.
КС признал запрос не подлежащим дальнейшему рассмотрению. Со ссылкой на свое Постановление от 31 мая 2005 г. № 6-П он указал, что потерпевший является наименее защищенным из всех участников правоотношений по обязательному страхованию, поэтому правовое регулирование в соответствующей сфере должно предусматривать специальные гарантии защиты его прав.
Конституционный Суд подчеркнул, что приоритет восстановительного ремонта при повреждении автомобилей не расходится с приведенной точкой зрения. По его мнению, различные варианты получения страхового возмещения установлены в целях защиты права потерпевшего на возмещение вреда, причиненного его имуществу при использовании транспортных средств другими лицами.
В рассматриваемом определении указано, что оспариваемые положения относятся к договорному праву, поэтому непосредственно не регулируют обязательства, возникающие вследствие причинения вреда. В Постановлении № 6-П Суд уже оценивал нормы Закона об ОСАГО в их взаимосвязи с положениями ГК об ответственности за деликты. При этом КС исходил из того, что требование потерпевшего к страховщику является самостоятельным договорным требованием и отличается от требований по обязательствам из причинения вреда. Суд пояснил, что необходимо разграничивать страховые обязательства, где страховщик должен осуществить возмещение по договору, и деликтные, ответственность по которым возникает непосредственно у причинителя вреда. Смешение этих обязательств, полагает КС, может иметь неблагоприятные последствия для потерпевшего, в то время как рассматриваемый институт страхования установлен в его интересах.
Конституционный Суд подчеркнул, что ОСАГО не может ни подменить, ни отменить институт деликтных обязательств. Оно также не должно приводить к безосновательному снижению размера возмещения, которое потерпевший вправе требовать от причинителя вреда. В определении также отмечается, что Закон об ОСАГО является специальным нормативным актом, однако он не отменяет действия общих норм гражданского права об обязательствах из причинения вреда. Поэтому, если страховая выплата не покрывает полностью размер ущерба, потерпевший имеет право потребовать от причинителя вреда возместить разницу.
Ранее в Постановлении от 10 марта 2017 г. № 6-П КС указал, что нормы ГК во взаимосвязи с правилами обязательного страхования ответственности владельцев ТС предполагают возможность получения потерпевшим разницы между страховой выплатой и реальным ущербом непосредственно от причинителя вреда. При этом потерпевшему необходимо доказать, что размер его ущерба действительно больше суммы, полученной от страховой компании.
Там же подчеркивается, что лицо, у которого потерпевший требует возмещения разницы между страховой выплатой и ущербом, вправе ходатайствовать как о назначении судебной экспертизы, так и о снижении размера возмещения. Суд разъяснил, что уменьшить возмещение возможно, если из обстоятельств дела с очевидностью следует другой более разумный и распространенный в обороте способ исправления таких повреждений имущества.
КС подчеркнул, что оспариваемые нормы действуют в системном единстве с ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод одних лиц не должно нарушать права и свободы других. Они позволяют сторонам в определенных случаях отступить от общих условий страхового возмещения, но не допускают их применения вопреки положениям ГК. С учетом этого Конституционный Суд определил, что сами по себе оспариваемые нормы не содержат признаков неопределенности в обозначенном заявителем аспекте.
Комментируя «АГ» определение, юрист и руководитель проектов МКА «Яковлев и Партнеры» Андрей Набережный отметил, что КС не провел четкой границы между страховыми и деликтными обязательствами. Эксперт полагает, что вывод о том, что ОСАГО не может подменять и тем более отменять институт деликтных обязательств, очевиден. «В то же время нужно развивать идею о том, что потерпевший не может получить одну и ту же сумму потерь два раза: и от страховщика, и от страхователя. Нужно установить необходимость первоначального обращения к страховой компании и ее участия в процессе определения размера выплаты, взыскиваемой с причинителя вреда. Это позволит в дальнейшем исключить споры о занижении размера страховой выплаты», – добавил он.
Юрист также обратил внимание на наличие аналогичной позиции в актах Верховного Суда РФ. В качестве примера он привел Определение от 17 мая 2018 г. № 305-ЭС17-20897 по делу № А40-210876/2016, пояснив, что наличие страховых правоотношений не прекращает существующего между сторонами обязательства вследствие причинения вреда и не препятствует разрешению иска о возмещении вреда, однако первоначально необходимо обратиться с иском к страховой компании.
По мнению адвоката АП Воронежской области Олеси Алимкиной, определение КС – еще один шаг в сторону полного освобождения страховых компаний от выплаты адекватного страхового возмещения в рамках ОСАГО. «Изначально благая идея страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, заключавшаяся в том, чтобы потерпевший не бегал за виновником ДТП для взыскания убытков, а цивилизованно получал возмещение в страховой компании, осталась в прошлом», – с сожалением констатировала она.
Эксперт также отметила парадоксальность ситуации: с одной стороны, владельцы транспортных средств обязаны страховать свою ответственность, и за отсутствие страховки их привлекают к административной ответственности. С другой стороны, если страховая компания не заключила договор с СТО, потерпевший получает мизерное страховое возмещение и идет взыскивать оставшуюся часть убытков с виновника ДТП. Адвокат обратила внимание, что в рассматриваемом случае потерпевший получил от страховой компании менее трети суммы убытков, а остальную часть пытается взыскивать с виновника ДТП.
«Фактически мы вернулись в начало 2002 г., когда ОСАГО не существовало, – резюмировала Олеся Алимкина. – Страховые правоотношения не отменяют деликтных обязательств, но возникает закономерный вопрос: зачем нужно ОСАГО, если страховая компания может, не рискуя лицензией, не заключить договор с СТО и выплатить потерпевшему 29% страхового возмещения вместо того, чтобы оплачивать станции техобслуживания полную стоимость восстановительного ремонта автомобиля потерпевшего?»
У виновника ДТП нет страховки: как взыскать ущерб в 2020 году
В соответствии с Законом РФ «Об ОСАГО» и КоАП РФ каждый российский автолюбитель, управляющий машиной, должен иметь при себе страховой полис. Это может быть ОСАГО, ДСАГО или КАСКО, главное, чтобы автогражданская ответственность была застрахована. В большинстве случаев это избавляет водителей от лишних расходов и дает уверенность в компенсации ущерба, причиненного аварией.
Но что если у виновника ДТП нет страховки, как взыскать ущерб в 2020 году? Об этом расскажет предложенный материал.
Как проверить действителен ли полис ОСАГО
Если произошло ДТП, и водитель предлагает оформить аварию по европротоколу, то совсем нелишним будет проверить подлинность предлагаемого полиса ОСАГО.
Это займет не более нескольких минут. Это ничто в сравнении с поиском виновника аварии, который уже растворится в неизвестном направлении. Поддельный полис, по сути, равен его отсутствию. Есть сразу несколько вариантов проверки.
По базе РСА. Все страховые компании обязаны числиться в реестре РСА. На официальном сайте ассоциации autoins.ru можно проверить подлинность каждого полиса. Для получения исчерпывающей информации необходимо ввести:
- номер и серию полиса,
- госномер машины, номер кузова либо VIN,
При помощи этого сервиса можно узнать подлинный ли документ, и какая страховая компания его выдала. Ответов может быть несколько:
- Полис действителен – «находится у страхователя».
- Данные о полисе еще не поступили в РСА – «находится у страховщика». О таком ответе можно не беспокоиться, если полис совсем свежий. На внесение данных в базу нужно несколько дней. Если документ выдан давно, а данных все еще нет, стоит вызвать ГИБДД.
- Недействительный или поддельный полис – «потерян или утратил силу».
- Бланк еще не поступил в страховую компанию – «напечатан производителем».
Проверка QR-кода. На каждом бланке должен быть специальный двухмерный символ. Он позволяет при сканировании камерой получить информацию о документе. Для проверки достаточно скачать приложение на свой телефон «ДТП Европротокол» и навести камеру на символ. Она автоматически считает изображение и вынесет вердикт о подлинности документа. Если на руках у виновника аварии подделка, то неизбежно нужно вызывать ГИБДД.
Кто будет возмещать ущерб
Суть договора страхования в том, что при наступлении рискового случая страховщик берет на себя обязанности по покрытию ущерба, причиненного ДТП. В случае если такого договора нет, вся ответственность остается на водителе.
Внимание! Ни одна страховая компания не должна будет покрывать ущерб, даже если пострадавший застрахован по ОСАГО, а у виновника полиса нет.
Однако, это верно только для происшествий, в которых не пострадавших. Если же в ДТП причинен вред здоровью или погиб человек, то ситуация изменится.
Необходимо обратиться в РСА, которая компенсирует ущерб в предел 500 тысяч рублей на каждого пострадавшего. Если же лечение обойдется сверх лимита, то придется обращаться в суд.
Автомобиль является источником повышенной опасности и в соответствии с ГК РФ весь ущерб, причиненный им, компенсируется его собственником. Это значит, что автомобилист, доверивший свое транспортное средство третьему лицу, должен быть готов заплатить в случае аварии со своим незастрахованным авто. Впоследствии он получает право регрессного требования к виновнику ДТП.
К сожалению, если виновник скрывается с места происшествия и сотрудники ГИБДД не смогли его найти, получить компенсацию будет маловеротяно. Так же трудно получить ее с безработного. Часто оказывается, что имущество у него отсутствует и приставам взять с него нечего.
Какие компенсации можно получить
В большинстве случаев вопросы возмещения ущерба приходится решать в судебном порядке. При этом истец может заявить целый ряд компенсаций, связанных с возмещением ущерба, понесенных расходов и смежных с этим убытков:
- материальный ущерб,
- вред жизни и здоровью,
- расходы на реабилитацию пострадавших после аварии,
- недополученный заработок,
- моральный вред,
- расходы на эвакуацию, если она потребовалась,
- стоимость проведенных экспертиз,
- расходы на представительство юриста,
- упущенная выгода,
- судебные издержки.
Сейчас складывается интересная судебная практика, связанная с тем, что даже после ремонта поврежденное авто остается битым и скрыть это вряд ли получиться.
Это даже несмотря на то, что стоимость ремонта рассчитывается без учета износа.
Логично, ведь как бы не была изношена поврежденная деталь, она была исправна, и купить агрегат с таким же износом уже не получится. Значит нужно дать возможность приобрести новый.
Даже после ремонта вряд ли удастся скрыть аварийное прошлое автомобиля. Продать его как новый уже не получится. Опытный покупать приедет с профессионалом, который за несколько секунд при помощи измерителя толщины краски укажет, какие детали красились. После ДТП машина может потерять до половины своей рыночной стоимости. Возникает вопрос, что делать с таким неявным ущербом? Его тоже можно возместить. В последнее время формируется судебная практика по возмещению утраченной товарной стоимости (УТС). Это разница между тем, сколько машина стоила до аварии и какова ее цена после ремонта.
Вернуть разницу реально. Сделать это проще после того, как будет произведен восстановительный ремонт и получены компенсации от страховой и виновника аварии, если выплаты не хватило для покрытия ущерба. После этого авто можно будет даже продавать. Как только сделка будет проведена можно начинать готовить иск о возмещении УТС. Если машина была продана по ее реальной рыночной стоимости (это желательно подтвердить предварительной экспертизой), то суд согласится с иском. Виновник ДТП должен будет заплатить сумму разницы между ценой продажи и рыночной стоимостью до момента аварии.
Порядок получения компенсации
После того, как выяснилось, что виновник аварии не застраховал свою автогражданскую ответственность нужно готовиться отстаивать свои права в суде. Если в ДТП пострадали люди можно обратиться в РСА. Для этого потребуются:
- Документ, удостоверяющий личность заявителя,
- Заявление на выплату компенсации по ущербу жизни и здоровья. Бланк и образец можно скачать на сайте РСА autoins.ru/kompensatsionnye-vyplaty/dokumenty-neobkhodimye-dlya-polucheniya-kompensatsionnykh-vyplat/
- Протокол об административном правонарушении,
- Извещение от ДТП,
- Банковские реквизиты для перечисления денег,
- Согласие органов опеки и попечительства, если выплаты будут производиться в интересах ребенка,
- Медицинские документы, подтверждающие степень вреда здоровью.
- Свидетельство о смерти, если человек погиб,
- Решение или приговор суда по делу, либо постановление об отказе в возбуждении уголовного дела,
- Свидетельства о рождении детей, если в аварии погиб родитель или законный представитель.
Для получения всех остальных видов компенсаций для начала нужно обратиться с претензией. В ней излагаются все требования пострадавшего и предложение удовлетворить их добровольно в досудебном порядке. Если ответ на претензию не поступил или отрицателен, остается лишь обращаться в суд.
Внимание! Все требования о компенсации материального и другого измеримого вреда должны подтверждаться результатами экспертизам и другими документальными основаниями. Поэтому, прежде чем предъявлять претензию необходимо провести экспертизы. На них придется потратиться пострадавшим. Затем эти средства взыскиваются ответчика.
Для подготовки к гражданскому процессу желательно обратиться к профессиональному автоюристу. Он подготовится исковое заявление, оценит имеющиеся на руках документы и подскажет, насколько реальны и законны требования истца. Разбирательство может длиться несколько месяцев, но в итоге большая часть требований пострадавших будет удовлетворена.
Итак, если у виновника дорожно-транспортного происшествия нет действительного полиса ОСАГО, то возмещать ущерб будет виновник аварии. Даже если же за рулем авто был не собственник, то расходы лягут на его плечи.