Срок годности моторного масла от 18 месяцев до 7 лет. Разберемся!

Как проверить срок годности у моторного масла

Если верно утверждение, что нет ничего вечного, то оно будет относиться и к моторному маслу. Действительно, этот продукт, будь он минерального или синтетического происхождения, со временем подвержен изменениям, которые происходят с его основными компонентами. Но насколько такие изменения влияют на его эксплуатационные характеристики? Попробуем с этим разобраться.

Есть ли cрок годности моторного масла

Срок хранения моторного масла – термин не нарицательный, но химики считают, что если придерживаться идеальных условий хранения, смазывающая жидкость практически не портится. Но это относится к синтетике. Идеальной тарой с точки зрения химической нейтральности считается стеклянная, но поскольку масло упаковывают в основном в пластиковые канистры или металлические бочки, то жидкость может взаимодействовать с этими материалами, что в конечном итоге сказывается на её пригодности к использованию.

Именно поэтому многие производители указывают на упаковке 3-летний срок хранения, делая допуск на то, что некоторые присадки могут окисляться и тем самым ухудшать свойства моторного масла. Впрочем, для синтетики это влияние минимальное, а вот минеральные масла действительно нельзя хранить больше 2-3 лет – они «портятся» в разы быстрее.

На предприятиях, изготавливающих смазывающие жидкости, они могут длительное время храниться в текст в больших металлических ёмкостях. Перед расфасовкой его в обязательном порядке отправляют в лабораторию, чтобы исключить продажу некондиционного продукта. Небольшие производители обычно на этом экономят, именно поэтому к noname брендам нужно относиться с большим предубеждением.

Какой срок годности у моторного масла, зависит от следующих факторов:

  • даты производства;
  • типа и химического состава;
  • условий хранения (тара, температурный режим).

Что касается типов, то жидкости на минеральной основе – наиболее прихотливые, характеризуются повышенной вязкостью и относительно невысоким ресурсом. Синтетические масла – это продукты первичной нефтепереработки, характеризующиеся отличной текучестью и максимально большим сроком замены. Полусинтетические жидкости содержат примерно поровну минеральных и синтетических компонент. Смешивать масла разных типов категорически воспрещено.

Срок годности моторного масла, хранимого в канистре, достаточно велик – сказывается невозможность проникновения через металл солнечных лучей, однако железу также свойственны реакции окисления, хотя в герметично закупоренной посуде они протекают очень медленно. Пластиковая тара заметно уступает в этом отношении, поскольку сам пластик химически более активен и довольно легко вступает в реакцию со смазывающей жидкостью.

Не способствуют сохранению рабочих характеристик моторного масла и частые температурные перепады, так что если оно хранится на открытом воздухе или в неотапливаемом складском помещении, оно теряет свои свойства намного быстрее.

Так что вопрос, есть ли срок годности у моторного масла, не совсем корректен: он обычно указывается на упаковке. Главное – как оно хранилось.

Факторы, влияющие на сохранность моторного масла

Срок хранения моторного масла, реализуемого в заводской упаковке, как правило, указывается на самой таре. Обычно это 4-5 лет, иногда проставляют и меньшее значение.

При этом предполагается, что жидкость будет храниться в запечатанном виде. Соответственно различают несколько важных факторов, при которых моторное масло теряет свои рабочие характеристики:

  • если тара с маслом хранится в неподвижном состоянии на протяжении длительного времени пи при этом подвержена резким амплитудным перепадам температур;
  • если смазочная жидкость подвержена воздействию влаги, солнечных лучей, отрицательных температур;
  • при попадании в масло посторонних примесей.

Срок хранения моторного масла согласно ГОСТу после вскрытия канистры – три года. Однако зачастую покупатель не знает, подвергался ли продукт переливу, и если да, то как давно. В таких случаях необходимо обратить внимание на внешний вид жидкости: изменение цвета, наличие осадка и мутных пятен будет свидетельствовать о непригодности моторной смазки.

Правила хранения

При выборе моторного масла для своего автомобиля необходимо придерживаться рекомендаций автопроизводителя по нескольким критериям:

  • допускам;
  • условиям эксплуатации;
  • сезонности;
  • срокам хранения;
  • соответствию качества и вязкости продукта международным стандартам.

Как правильно хранить моторное масло в гаражных условиях:

  • ёмкость с жидкостью должна быть герметично закупорена;
  • нужно следить, не подходит ли к концу срок годности;
  • нельзя допускать попадания на тару прямых солнечных лучей;
  • необходимо соблюдать оптимальный температурный режим и уровень влажности.

Если предполагается хранение моторного масла в больших (промышленных) объёмах, помещение должно быть оборудовано системой вентиляции и соответствовать требованиям гигиенической и противопожарной безопасности (наличие огнетушителей и тары с песком обязательно). При хранении на открытом воздухе не допускается попадание на тару осадков, желательна защита от ветра. Если продукт расфасован в маленькие ёмкости, их рекомендуется хранить в закрытых помещениях.

Читайте также:  Резонатор ваз 2107 инжектор: какой лучше, крепление, замена, инструкции с фото и видео - МастерАвто

Сколько бы ни хранилось моторное масло, помещение, в котором оно содержится, должно обеспечивать ряд условий:

  • простоту визуального контроля состояния упаковок и тары;
  • возможность удобного доступа для вскрытия ёмкостей;
  • чистый участок с возможностью уборки для отлива технической жидкости.

Если масло хранится в резервуарах, следует обеспечить их чистоту перед использованием и следить, чтобы ёмкость закрывалась максимально плотно. Наиболее качественными считаются резервуары из нержавеющей стали, хороший вариант – железные ёмкостью, покрытые внутри слоем эпоксидной смолы. Резервуар должен иметь дренажный вентиль, наличие поглощающих влагу силиконовых или гелевых устройств поощряется.

Срок хранения синтетического моторного масла для автомобиля можно увеличить при соблюдении рекомендуемых условий хранения:

  • в помещение не должны проникать солнечные лучи;
  • необходимо обеспечить благоприятный микроклимат (оптимальная температура – 20-25°С, максимально допустимая – 50°С, отрицательные температуры нежелательны из-за возможности образования конденсата – среды для появления плесени);
  • влажность должна находиться в пределах 60-80%;
  • ёмкость должна обеспечивать герметичность хранения.

Если вы сомневаетесь, соблюдались ли эти условия при хранении продукта, а проверка не дала результатов, такое масло лучше утилизировать.

Как проверить моторное масло на пригодность

Мы уже рассмотрели, что на сохранность эксплуатационных характеристик смазывающей жидкости влияет множество факторов. Из этого следует, что нельзя полностью доверять тем цифрам, которые производитель указал на упаковке. Второй напрашивающийся вывод – каждый автомобилист должен уметь самостоятельно определять пригодность продукта.

Если вы хотите использовать моторное масло, которое перед этим длительное время лежало в гараже, нужно сначала оценить его состояние:

  • Убедитесь в отсутствии значительного количества осадка в таре с жидкостью. Если она пригодна к эксплуатации, то должна быть прозрачной. Допускается минимальное количество осадков на дне в посуде с полусинтетической жидкостью. В синтетическом масле они могут присутствовать даже в относительно свежем продукте, только что приобретённом. Если после длительного хранения количество осадка увеличилось – откажитесь от заливки такого моторного масла в двигатель.
  • Смазывающая жидкость хорошего качества должна иметь визуально оцениваемую однородную структуру. Если при переливании вязкость изменяется (жидкость то течёт, как вода, то льётся с трудом), лучше отказаться от её применения.
  • Оцените состояние масла на свету – окрас должен быть однородным, как и текстура, наличие пузырьков воздуха не допускается.

Если такая проверка не выявила никаких изъянов, можно смело использовать моторное масло по прямому предназначению, не обращая внимания на указанный на упаковке срок годности, даже если он истёк.

Если вы собираетесь использовать жидкость, которая уже была залита в машину, даже если её состояние оценено как отличное, срок эксплуатации не должен превышать одного года, независимо от типа масла и того, насколько интенсивно вы эксплуатируете автомобиль.

Признаки просроченного масла для мотора

Итак, явными признаками ухудшения качества продукта, характерными для просроченной жидкости, являются:

  • наличие осадка тёмного цвета в виде хлопьев;
  • присутствие мутной взвеси;
  • изменение цвета масла;
  • наличие неоднородностей.

Наличие хотя бы одного из указанных симптомов должны насторожить – такой продукт лучше утилизировать. Помните, что изменение консистенции, цвета, запаха масла свидетельствует о потере изначальных рабочих характеристик. Если вы зальёте такую жидкость в двигатель, это в лучшем случае отрицательным образом отразится на ресурсе мотора.

Последствия при использовании просроченного моторного масла

Если вы выявили явные симптомы старения моторного масла, его использование категорически не рекомендуется. Во-первых, оно не сможет обеспечить оптимальный режим смазки трущихся деталей. Увеличение коэффициента трения приведёт к потере мощности силового агрегата и ускоренному износу его деталей, что в среднесрочной перспективе грозит капитальным ремонтом.

Во-вторых, наличие осадка в смазывающей жидкости приведёт к загрязнению магистрали и образованию твёрдого нагара на важных деталях мотора, а в дальнейшем – к закупорке масляных каналов, что чревато заклиниванием двигателя.

В двигатели, устанавливаемые в автомобили последних поколений, рекомендуется заливать исключительно «свежий», только что приобретённый продукт.

Можно ли вернуть просроченное масло в магазин

Независимо от того, истёк срок годности автомобильного масла или нет, вернуть его в торговую точку, где вы его приобрели, вам вряд ли удастся – закон здесь не на стороне покупателя. Дело в том, что моторные, трансмиссионные и другие масла относятся к бытовой химии, а эта категория товаров возврату/обмену не подлежит.

Читайте также:  Обновлённый Mercedes-Benz GLS 2020: обзор, фото, характеристики

Если продавец совестливый, он обменяет товар, но рассчитывать на это не стоит. Из этого правила есть исключения, но вряд ли стоит доказывать, что вас обманули через суд: шансы выиграть невелики, и вам придётся раскошелиться и на судебные издержки, и на проведение экспертизы масла.

DIY Ангельские глазки на приору.

как и обещал описываю весь процесс изготовления ангельских глазок из плексиглазовых трубок и светодиодов.
Для начала я пошел на авторынок и купил себе Б/У декоративные рамки для передних фар чтобы на всё время пока идет изготовка свои фары стояли на машине, у меня фары к счастью оказались БОШ(это у которых сзади заглушка одна цельная и большая) а у Киржача(две круглые маленькие) и еще у них разница в расположении лампочки подфарников, у боша сверху вроде а у киржача снизу.

вот как они выглядят после покраски в черную матовую краску

в покраске нет ничего сложного так что я процесс описывать не буду только скажу что нужно залепить увеличитель поворотника бумажным скотчем и снизу засунуть вату, и ее тоже закрепить скотчем… некоторые при покраски этот увеличитель снимают вообще и красят каркас отдельно.

теперь вернемся к глазкам…
для их изготовления нам понадобится две 1.плексиглазовые трубки по 1 метру(купить можно в максидоме называются поводки для штор фирмы GARDINIA) стоят 180р за две штуки
2. 8 светодиодов с уже припаянным сопротивлением(нашел в автомагазине, предназначены для приборных панелей, они очень яркие и угол света хороший)
или пойти на радио рынок и найти там яркие светодиоды и резисторы к ним.
3.термотрубки от 6 до 8, потому что резисторы нагреваются, а если у вас еще и не ксенон то нагреются от лампы накаливания еще больше и могу сгореть.
4.бор машина для насечек на трубках(это как у стоматолога только строительная) или НОЖОВКУ(НО скажу честно вы “быстро устанете”)
5. сверло на 4.8-5 мм и шуруповерт(он меньше гуляет)
6. Клей, секундный прозрачный, только ГЕЛЬ не берите, фигня полная
7. герметик мне не понадобился посадил на свой тот же родной, и не потеет
8.при разборе фары лучше еще одна лишняя пара рук

вот так выглядит палочка из плексиглаза

разрезаем их пополам по 50 см

и подбираем диаметр колец вот таким способом

спобос подбора банки идеален)) кольца подходят потом так что даже клеить не нужно))

к сожалению процесса нагрева и скручивания в кольца нет, все 4 руки были заняты
вот результат

отрезайте не жалейте, и легче будет сверлить отверстие и диоды крепить.

потом сверлим отверстия диаматром 5 мм с обоих концов

можно подключить один светодиод к одному концу для нанесения насечек, так лучше видно что получается

и делайте насечки не большой дилны, 3-4 мм хватает, и света теряться будет меньше и эффект будет как у бехи, сбоку когда смотришь насечки пропадают))

теперь нужно вырезать в декоративной рамке лишний кусок чтобы кольца встали идеально

всё остался последний этап изготовления это закрепить и спаять светодиоды, перед этим лучше отверстия в кольцах покрасить бесцветным лаком для ногтей.

вот так вставляем диоды и припаиваем провода

обязательно после спайки заизолируйте плюс и минус, чтобы не замкнул меж собой

на это фотке видна термотрубка

фальгу тоже наклеил, она вроде тоже помогает свет рассеивать
вот конечный результат

с кольцами закончили…

теперь встраивание в фару, честно говоря я думал всё будет на много сложнее, оказалось пустяк. мож потому что у меня БОШевские попались

снимаем бампер и фары, бампер снять легче простого, снизу штук 10 саморезов и выше радиатора на капоте 4 болта было вроде, а фары 2 болта и 1 шуруп.

всё сняли теперь несем домой, снимаем 4 скобы с каждой фары и греем феном(фенами)
потом поддеваем один край отверткой а аккуратнооооо тянем, раздвигаем и одновременно греем феном. процесса тоже нету руки все заняты были,
вот разобранная фара

оптику руками не лапайте

теперь оголяем минус общий и плюс от подфарников и присоединяем наши глазки, всё вставляем и снова начинаем греть родной герметик хорошенько и на стекле и на фаре, потом очень быстро надеваем стекло на фару и давим и давим, затем обратно вставляем скобы(лучше нагреть зажигалкой и вставить быстро) вот и всё

Читайте также:  Почему глохнет двигатель на горячую

на весь разбор и сбор ушло часа 3-4, зато результатом очень доволен

Ангельские глазки своими руками Лада Приора

АНГЕЛЬСКИЕ ГЛАЗКИ СВОИМИ РУКАМИ ЛАДА ПРИОРА.

Приветствую всех, владея отечественным автопромом – лада приора, решил я как-то индивидуализировать авто, выделить из огромного потока. Давно меня интересовала идея установки ангельских глазок в блок фары, причем с целью использовать их не как габаритные огни, а как дневные ходовые огни (ДХО), и я начал искать информацию в интернете по данному вопросу. Изучив огромное количество информации я узнал, что ангельские глазки можно изготовить своими руками либо из стержня оргстекла, в качестве которого везде предлагают использовать ручку от жалюзи, но я сколько искал круглую ручку от жалюзи не нашел, везде стержни не круглые, имеют форму многогранника. Процесс изготовления глазок из таких стрежней происходит следующим образом стержень нагревается и ему придается необходимая форма, а затем устанавливаются два светодиода на концах стержня. При наличии стержня из оргстекла круглой формы в принципе изготовить такие кольца не сложно, но есть минус яркость свечения таких колец не очень хорошая, что по моему мнению исключает возможность их использования в качестве ДХО, так как днем особо не видно. По этой причине я пришел к выводу, что нужно изготовить ангельские глазки состоящие из большого количества светодиодов, напаянных близко друг к другу на печатной плате. Далее я искал подробную информацию, как изготовить подобные глазки. В интернете информации много, но определенные тонкости все же никто не раскрывает. Несмотря на отсутствие полной картины процесса изготовления я решил попробовать начать, а дальше все как получиться.
Итак, для изготовления колец прежде всего нужно знать размеры колец. Задача не совсем сложная, в интернете в принципе размеры колец для блок фар приоры есть, причем есть как на фары Киржач, так и на фары Бош. Кроме этого я взял на разборке разбитую фару приоры фирмы Бош. Маска фары была целой, а это в данном случае самое главное. Далее я вырезал бумагу по размерам колодцев маски фары и отсканировал то, что получилось. В итоге получил картинки с необходимыми внешними размерами. Потом работа началась в программе Sprint Layout, которая используется скажем так для рисования печатных плат. В данной программе есть возможность загрузки шаблона, Я сканированные картинки вырезанной бумаги открыл в Sprint Layout в качестве шаблона, и получил внешние размеры колец, по которым нарисовал в данной программе слой «К» контур. Дальше начался процесс продумывания и рисования самой печатной платы в данной программе. Чтобы облегчить жизнь тем, кто решил самостоятельно изготовить глазки, далее будут выложены необходимые файлы. Если распечатать слой «К» то это будут размеры колец.

Скажу честно использованный вариант соединения светодиодов очень трудоемкий и сложный, дорожки получились тонкие. Для изготовления глазок были приобретены светодиоды LED SMD 5050 трехчиповые 60 ма, каждый чип по 20 ма. Исходя из информации найденной в сети в данной плате реализован самый правильный вариант для соединения светодиодов. Вся цепь состоит из множества цепочек последовательно соединенных трех светодиодов, причем на каждый чип светодиода подключен резистор, в результате чего если один чип перестает работать, то оставшиеся два чипа без каких-либо перегрузок продолжают работать.
Вот уже готовые распечатанные печатные платы

Далее нам нужен двухсторонний стеклотекстолит, я купил одни кусок размерами 20/30см, хватило как раз на 4 кольца. Сначала используя распечатанный контур колец наметил на листе стеклотекстолита четыре прямоугольника чтобы кольца помещались в них и при помощи ножниц по металлу вырезал прямоугольники. Затем необходимо перенести рисунок платы на вырезанные кусочки стеклотекстолита. Для этого нужно распечатать на лазерном принтере каждую сторону платы вместе с контуром, причем когда распечатываем второй слой нужно распечатать в зеркальном отражении, в программе Sprint Layout после нажатия кнопки печать появляется окошко где выставив галочку можно выбрать зеркальное отражение. Ну естественно там же нужно поставить галочку на черно-белое, так больше краски передается на лист и в настройках принтера установить максимальное качество печати без экономии тонера. И самое главное для распечатывания с целью перевода рисунка на стеклотекстолит нужно использовать подложку самоклеющейся пленки, так как с нее отлично переводится рисунок. В интернете пишут и про использование фотобумаги и про глянцевые журналы, но я пробовал и то и то, лучше всего переводится с подложки самоклеющейся пленки. Пошел в магазин где продают обои и купил метр дешевой самоклеющейся китайской пленки — 50 руб. и никаких проблем. Сама по себе подложка тонкая и принтер ее зажует, поэтому перед тем как печатать нужно вырезать прямоугольник большего размера чем кольцо и используя клей карандаш приклеить подложку на обычный лист А4, рисунок должен печататься на гладкой стороне подложки. клей наносить нужно точечно в четырех местах по углам, так как после распечатки подложку надо будет отрывать от листа А4, а после прохода через принтер от температуры клей высыхает и оторвать подложку от листа А4 сложно.

Читайте также:  Киа Спортейдж 2019: комплектации и цены, технические характеристики, обзор, тест-драйв, фото

Как установить ангельские глазки на приору

Ангельские глазки, впервые примененные концерном BMW, являются хорошим украшением автомобиля, но, к сожалению, отечественный производитель на свои машины их не устанавливает. Тем не менее этот вопрос решаем. Сегодня мы самостоятельно изготовим и поставим ангельские глазки (АГ) на приору.

Варианты заводских ангельских глазок на приору

Прежде чем браться за самостоятельное изготовление ангельских глазок для лады приоры, посмотрим, нельзя ли найти готовые. Открываем интернет, озадачиваем поискового робота… Есть результат, причем не один! К нашим услугам готовые ангельские глазки трех типов.

Газоразрядные

Представляют собой люминесцентные лампы, выполненные в виде кольца. Принцип работы лампы тот же, что и у обычной ЛДС, которую используют для освещения. Поскольку газоразрядная лампа питается высоким напряжением, в комплекте с такими ангельскими глазками идут повышающий преобразователь и блок розжига. Устройства имеют вполне демократичную цену, экономичны. Единственный, пожалуй, их недостаток – низкая ударопрочность.

Газоразрядные (CCFL) АГ с пускорегулирующим устройством

На CMD светодиодах

Такие глазки на приору представляют собой жесткие кольца-платы, на которых размещены SMD светодиоды. По сути, это обычная 12-вольтовая светодиодная лента, «свернутая» в кольцо. Глазки этого типа внешне выглядят как кольцо из светящихся точек. Стоят они несколько дороже газоразрядных устройств, но более экономичны и обладают высокой ударной прочностью. Поскольку напряжение бортовой сети выше 12 вольт, ангельские глазки на светодиодах требуют для своей работы стабилизатора напряжения (обычно в комплекте он не идет).

АГ на CMD диодах без стабилизатора в комплекте

На СОВ светодиодах

Эти ангельские глазки на приору, которые еще называют кластерными, тоже жесткие. Но в качестве источника света в них используется светодиодная матрица – набор микродиодов, покрытых общим слоем люминофора. Как и газоразрядные приборы, они обеспечивают равномерное свечение, хотя есть модели, имеющие вид спирали (зависит от формы матрицы). Экономичные, ударопрочные, стоят примерно столько же, что и ангельские глазки на светодиодах. Требуют для своей работы 12-вольтовый стабилизатор (опционально идет в комплекте).

Кластерные АГ со стабилизатором питания в комплекте

Есть еще один вариант: фары, производства «нонейм» с уже встроенными глазками, имеющими форму и габариты фары лада приора. Но «левые» фары, во-первых, не совсем бюджетный вариант (свои-то куда девать?), а во-вторых, такой тюнинг продержится до первого гаишника, способного видеть хотя бы одним глазом.

Делаем АГ на приору своими руками

Для тех, кто не ищет легких путей, покупка готовых ангельских глазок на приору – не вариант. Вот самому бы сделать все с нуля! Можно и сделать. Предлагаю два варианта для приоры, ты можешь выбрать любой.

Глазки на приору на двух светодиодах

Это вариант для настоящих Самоделкиных, зато он исключительно бюджетен. Для реализации этой конструкции тебе понадобятся:

  1. 4 сплошных прозрачных стержня из оргстекла длиной по 500 мм и диаметром по 8-10 мм.
  2. 8 сверхъярких светодиода с проволочными выводами.
  3. 8 резисторов по 1 кОм каждый.
  4. Герметик.
  5. 2 капли любого прозрачного нитролака или лака для ногтей.

Вот и все, что понадобится для изготовления этих ангельских глазок

Понадобятся несколько инструментов, которые есть в каждом доме:

  1. Ножовка по металлу или полотно от нее.
  2. Двое пассатижей или плоскогубцев (круглогубцев, клещей и т. п.).
  3. 2 круглые оправки по внутреннему размеру колец АГ*.
  4. Дрель или шуруповерт.
  5. Сверло 5.5 мм.
Читайте также:  Карбюратор ваз 2107 дааз 1107010 устройство, регулировка уровня топлива, фото и видео - МастерАвто

* Если у тебя на приоре блок-фара Bohs, то понадобятся оправки диаметром 105 мм минус 2 диаметра стержня и 115 мм минус 2 диаметра стержня. Если стоит блок-фара Киржач, то 100 мм минус 2 диаметра стержня и 110 мм минус 2 диаметра стержня.

Роль оправок может выполнять подходящая по размеру банка или бутылка, а в качестве стержней удобно использовать прозрачную трость для жалюзи без отверстия внутри. Всего понадобятся 2 трости.

А теперь приступим к изготовлению ангельских глазок для приоры. Прежде всего нам нужно сделать из стержней кольца нужного диаметра. Для этого нагрей стержень в кипящей воде или техническим феном и оберни его вокруг соответствующей оправки при помощи двух плоскогубцев.

Сгибание стержня в кольцо

Таким же образом сделай остальные 3 кольца. У тебя должно получиться 2 кольца большого и 2 меньшего диаметра, поскольку диаметры фар на приоре разные. Теперь бери ножовку и отрезай концы стержня так, чтобы в кольце был зазор 70 мм. Он необходим для того, чтобы скос внизу декоративной накладки на фары не мешал установке ангельских глазок.

Без таких больших прорезей ангельские глазки просто не встанут на место

Сверли в обоих торцах концов всех колец отверстия диаметром 5.5 мм на глубину 7-8 мм.

Сверление отверстий в кольцах

Осталось сделать нарезку с лицевой стороны ангельских глазок на приору. Для этого понадобится ножовка по металлу. Глубина канавок – 0.5 мм, шаг – 2 мм.

Нанесение светорассеивающих насечек

В результате у тебя должно получиться почти как на фото. Почти – потому что разрез в кольцах явно мал и его придется переделывать.

Готовые кольца для ангельских глазок на приору

Пора устанавливать светодиоды и резисторы. Припаяй к анодам всех светодиодов по резистору, предварительно укоротив выводы до 3-5 мм. Где у светодиода анод? Изначально он длиннее катода. Капни в каждое из отверстий по капле лака и вставь в них светодиоды так, чтобы выводы катода оказались друг напротив друга. Осталось собрать нехитрую схему, которая не требует комментариев.

Ангельские глазки на приору с уже собранной схемой

Осталось заизолировать эту схему. Проще и надежнее всего это сделать герметиком. Если герметик высох, то ангельские глазки можно проверить, подключив к ним батарею «Крона». При этом на резисторы надо подать плюс (красный провод на фото), а на катоды минус.

Проверка ангельских глазок (на фото глазки для другой модели авто)

Горят? Ангельские глазки готовы к установке на твою приору. Сделать ее несложно. Для этого нужно демонтировать фару с приоры и снять с нее стекло, посаженное на герметик. Нельзя сказать, что сделать это просто, но при помощи технического (а некоторые утверждают, что и посредством обычного для волос) фена вполне реально. Хорошо прогрей стекло, поддень его отверткой и очень медленно отрывай, продолжая при этом греть. В некоторых случаях помогает подрезание герметика канцелярским ножом.

Снятие стекла с блока фар приоры при помощи фенов

После этого наклей каждый АГ на декоративную накладку и предназначенное для него место герметиком. Пропусти провода в проделанные в декоративной пластмассовой накладке отверстия и выведи за пределы фары. Счисти старый герметик, нанеси новый и установи стекло на место, крепко прижав его до полного высыхания.

Важно! Обрати внимание на качество приклеивания стекла. Если оно будет посажено некачественно, то фара будет запотевать.

Ангельские глазки на приору из светодиодной трубки

Этот вариант проще в изготовлении, но смотрится на приоре куда эффектнее предыдущего. Единственный его недостаток – довольно высокая стоимость тюнинга (около 1 500 руб.).

Для реализации этого варианта тебе понадобятся 4 гибкие светодиодные трубки длиной по 30 см каждая (они продаются разной длины).

Гибкая светодиодная трубка для тюнинга автомобиля

Предположим, что бок фар с приоры уже снят. Сними с него стекло и декоративную накладку. С желаемой стороны накладки сделай 4 отверстия по диаметру трубки, сформируй АГ при помощи прищепок и закрепи трубку герметиком. После высыхания герметика собери фару и установи на приору. Вот и все.

Изготовление ангельских глазок для приоры из светодиодной трубки (выбрана тыльная сторона накладки)

А выглядеть это будет так:

Ангельские глазки из светодиодной трубки утоплены вглубь накладки

Ангельские глазки на приору из CMD светодиодов

Есть и еще один вариант, но он достаточно трудоемок и под силу только профессиональным радиотехникам, имеющим навыки конструирования печатных плат. Не буду особо на нем заострять внимание: кто знаком с утюжной технологией, тот поймет. Вкратце это выглядит так. В программе Sprint Layout разрабатывается двусторонняя печатная плата под SMD светодиоды и резисторы по размеру будущих колец. Потом эта плата распечатывается на глянцевой бумаге в реальном масштабе:

Читайте также:  Устройство и принцип работы карбюратора

Распечатка печатной платы будущих колец

Затем при помощи утюжной технологии рисунок переносится на фольгированный стеклотекстолит.

Рисунок печатной платы на листе стеклотекстолита

При помощи гравера или любого другого инструмента нужно вырезать лишнее, и получится почти готовая печатная плата.

Вырезанная плата

Осталось ее вытравить в растворе хлорного железа, облудить дорожки, и печатная плата готова.

Готовые печатные платы ангельских глазок

Производим монтаж светодиодов и резисторов. Ангельские глазки готовы.

Смонтированные ангельские глазки

Повторяю, процесс этот весьма трудоемок и под силу лишь специалисту, хорошо знающему свое дело. На мой взгляд, изготовление таких АГ носит чисто спортивный интерес.

Подключение АГ к проводке приоры

Осталось подключить ангельские глазки к бортовой сети твоей приоры. Если ты хочешь их включать независимо от других световых приборов, то имеет смысл установить дополнительную кнопку в салон и через нее подключить ангельские глазки, к примеру, параллельно прикуривателю или другому потребителю 12 В.

Но удобнее всего подключить АГ параллельно лампам габаритов. Все равно согласно правилам ПДД они горят круглые сутки. Но напрямую наши ангельские глазки подключать к бортовой сети приоры нельзя. Они рассчитаны на 12 В, а в бортовой сети при запущенном двигателе – 14.5 В. Именно по этой причине интернет кишит негативными отзывами о глазках: «Неделю не проработали!», « Не покупайте (как вариант, не делайте), сгорят!». Чтобы они не «горели», нужно не в интернете посты строчить, а включить голову или посоветоваться со знающими людьми.

Итак, нужно собрать стабилизатор, поддерживающий на АГ 12 В независимо от напряжения в бортовой сети. Проще всего это сделать при помощи интегрального стабилизатора напряжения КР142ЕН8Б. Стоит он порядка 20 рублей, а найти его можно в любом магазине радиодеталей или на радиорынке.

Интегральный стабилизатор напряжения КР142ЕН8Б

Важно! Обрати внимание, что последняя буква должна быть именно «Б». Микросхемы с другими буквами выдают другие напряжения.

Схема же стабилизатора на этой микросхеме будет выглядеть так:

Стабилизатор напряжения на микросхеме КР142ЕН8Б

Собирая эту схему, не забудь поставить микросхему на небольшой радиатор – ведь ей придется питать аж четыре АГ. Вместо радиатора можно использовать металлические части кузова автомобиля. Соедини все глазки параллельно, соблюдая полярность, и подключи к выходу стабилизатора. Вход стабилизатора подключи к лампе габаритов или выключателю, который ты установил на приборной панели. Для ангельских глазок на двух светодиодах схема будет выглядеть так:

Схема включения ангельских глазок на двух светодиодах

Если же ты сделал ангельские глазки из светодиодной ленты или трубки, то схема их подключения будет выглядеть так:

Схема включения ангельских глазок на светодиодной ленте

Законность тюнинга оптики

Насколько установка ангельских глазок законна? Здесь я много говорить не буду. Согласно законодательству любая самостоятельная доработка световых приборов транспортного средства, как и установка нештатных (не предусмотренных конструкцией автомобиля), запрещена.

Устанавливая ангельские глазки, ты преднамеренно вносишь изменения в конструкцию фары и неважно, отразится ли это на качестве света (а это однозначно отразится: уменьшится угол рассеивания фары). Таким образом, тюнингуя свою машину ангельскими глазками, ты рискуешь лишиться прав управления своей ласточкой на полгода. А если будешь упираться в суде, то и на год. Так что хорошо подумай, прежде чем браться за паяльник, – оно того стоит? Ну а если стоит, то вперед, надеюсь, у тебя все получится.

Теперь ты знаешь, как самостоятельно установить на ладу приору ангельские глазки, и при желании сможешь их сделать сам, ориентируясь на свой вкус, предпочтения и возможности.

Видео

Как сделать и установить ангельские глазки из трубок (оргстекло)

Многие современные иностранные автомобили имеют дневные ходовые огни выполненные в стиле ангельских глазок. Подобные огни можно изготовить разными методами, но мы остановимся только на одном из них. Рассмотрим преимущества плексигласовых трубок, а также их недостатки.

Читайте также:  Sintec multi freeze: отзывы, описание и характеристики антифриза - Сайт о маслах и присадках для авто

Как сделать ангельские глазки

Процесс самостоятельного изготовления ангельских глазок представленный далее считается универсальным. То есть инструкция подойдет для любого автомобиля, в том числе и отечественных Лада Гранта, Приора, Калина, Ларгус, Нива, Веста или Икс Рей.

Потребуется: палочки из плексигласа или трубки из оргстекла (в данном случае использовались поводки для штор фирмы GARDINIA), светодиоды (очень яркие с большим углом света), провода, термотрубки, бор машина или пилка, сверло диаметром 4.8-5 мм, дрель, супер-клей, фен, лак для ногтей и инструмент.

Размер ангельских глазок для каждой модели автомобиля разный. Для справки, диаметры колец следующие:

  • для Лада Приора – 106 мм и 115 мм.
  • для Лада Калина – 116-118 мм.
  • для Лада Гранта, Веста и других автомобилей Лада размеры будут добавляться со временем.

Подбираем под нужный диаметр заготовку, например, стеклянную банку. Разрезаем трубки из оргстекла на части, например, по 50 см. Затем скручиваем их по банке, нагревая феном или зажигалкой (помощник будет кстати). Лишнее оргстекло отрезаем.

С обоих концов трубки просверливаем отверстия диаметром 5 мм. Полученные отверстия красим бесцветным лаком для ногтей. Делаем насечки каждые 3-4 мм по всей площади оргстекла. Надрезы нужны для того, чтобы свет от диода лучше рассеивался по всей длине трубки.

Теперь вставляем светодиоды, припаиваем к ним подходящие резисторы (если они не встроены). Припаиваем провода, которые тщательно изолируем. Если концы трубок обернуть фольгой, то получится усилить эффект рассеивания света. Проверяем работу ангельских глазок.

Главное преимущество ангельских глазок из оргстекла в небольших затратах и простоте изготовления. Недостаток – свет колец хорошо заметено только ночью. Чтобы увеличить яркость следует:

  • выбирать яркие светодиоды;
  • нанести прозрачный лак в отверстие для светодиода;
  • использовать фольгу не только на кончиках трубок, но и по всей задней стороне трубки;
  • делать не только надрезы по всей длине, но и обработать трубку наждачной бумагой, матовая поверхность лучше отражает свет.

Выполнение всех этих условий сделает свет ангельских глазок более ярким.

Как установить ангельские глазки в фары

Возможно, перед тем, как поставить ангельские глазки в фары их придется доработать по месту. Например, в фарах Приоры следует отрезать небольшой кусок в рамке, чтобы кольца разместились внутри идеально.

Чтобы закрепить кольца внутри фары, используем герметик-гель и супер клей. Старайтесь надежно установить детали, чтобы они не отлетели во время поездки.

Читайте также, как сделать яркие LED-ДХО и установить гибкие ДХО. Подключить ангельские глазки проще всего к габаритам, но правильней выполнить подключение, как ДХО.

Как сделать и установить ангельские глазки на Ладу Приору: для настоящих умельцев

Многие автомобилисты украшают свою машину, и одним из распространённых вариантов является современная световая техника. Ангельские глазки — светящиеся кольца, устанавливаемые в фарах. Такое решение меняет внешний вид автомобиля, делает его оригинальным и заменяет габаритные огни. Применяют данный тюнинг и владельцы Лады Приоры.

Ангельские глазки на авто — что это, и какие есть виды

Ангельские глазки представляют собой светящиеся круги, установленные в штатную оптику автомобиля. Популярным такой вид тюнинга стал после выпуска серийных автомобилей BMW с такими фарами. Сейчас эти огни серийно устанавливают только на некоторых моделях, но самостоятельно установить ангельские глазки можно на любой автомобиль.

Они являются не только украшением авто, но и могут использоваться вместо габаритных или стояночных огней. В качестве дневных ходовых огней светодиодные кольца использовать нельзя.

Светодиодные ангельские глазки или LED

Кольцо сделано из светодиодов, напаянных на основание. Так как светодиоды боятся перепадов напряжения, то их надо подключать через стабилизатор.

  • высокая яркость;
  • срок службы до 50 тысяч часов;
  • мало потребляют энергии;
  • не боятся тряски и вибраций.
  • подключать надо через стабилизатор;
  • при выходе из строя одного диода приходится менять всё кольцо.

Газоразрядные или CCFL

Стеклянное кольцо наполнено неоном и защищено пластиковым корпусом. Для их работы надо подключать блок розжига.

  • свет по всему кольцу распределяется равномерно;
  • не боятся вибраций;
  • выдают мягкий свет;
  • низкая стоимость;
  • потребляют мало энергии.
  • незначительный срок службы инвертора, порядка 20 000 часов;
  • максимальная яркость наступает через несколько минут;
  • яркость хуже, чем у светодиодных.

Многоцветные или RGB

Светодиоды, напаянные на основу, состоят из трёх кристаллов (красный, зелёный, синий). При помощи контролёра происходит смешивание цветов, поэтому можно получить любой цвет.

  • высокая яркость, поэтому хорошо видны даже днём;
  • большой срок службы;
  • не боятся вибраций;
  • можно менять цвет и режим свечения.
  • для подключения требуется контролёр, а это увеличивает стоимость комплекта;
  • при выходе из строя одного диода надо менять всё кольцо.
Читайте также:  Где находится разъем для диагностики ваз 2110 - Авто журнал Альянс Авто

Кластерные или COB

Светящиеся кристаллы напаяны непосредственно на твёрдую основу. В обычном светодиоде кристалл находится ещё в керамической подложке, поэтому COB имеет меньшие размеры.

  • наилучшая яркость;
  • большой срок службы;
  • свет равномерно распределяется по кольцу;
  • устойчивость к вибрациям.
  • высокая стоимость;
  • при перегорании одного кристалла менять надо все кольцо.

Предусмотрены ли штрафы за установку

Установка фонарей типа ангельские глазки должна быть выполнена в соответствии с требованиями Росстандарта и Международных Правил ЕЭК ООН:

  • спереди — белые огни;
  • сбоку — оранжевые;
  • сзади — красные.

Разноцветные огни можно использовать при тюнинговании шоу автомобилей. Если сотрудник полиции встретит авто с разноцветными ангельскими глазками, он должен изъять нестандартное оборудование и составить на водителя протокол.

За такое нарушение штраф не предусмотрен, но в соответствии с ч.3 ст. 12.5 КоАП предусмотрена конфискация указанных приборов и возможно лишение права на управление автомобилем сроком от 6 месяцев до 1 года.

Как сделать и установить ангельские глазки на Приору своими руками

Сделать ангельские глазки можно самостоятельно, есть несколько вариантов их изготовления, рассмотрим на примере использования светодиодов, так как это самый бюджетный вариант.

Для работы понадобится:

  • 8 светодиодов;
  • 8 резисторов по 1 кОм;
  • сверло, диаметр которого соответствует размеру светодиодов;
  • дихлорэтан;
  • ножовка по металлу;
  • пруток от жалюзи;
  • оправки, диаметр которых соответствует диаметру фар;
  • герметик;
  • прозрачный лак для ногтей.

Порядок создания ангельских глазок: на Приору:

    Создание кольца. Для этого пруток разогревают в тазе с горячей водой или при помощи строительного фена. После этого загибают в кольцо на оправке необходимого размера.

  1. Демонтаж фары. Для этого надо снять фару с Приоры.
  2. Снятие стекла. Оно посажено на герметик. Его разогревают строительным феном, поддевают ножом или отвёрткой.

Видео: установка ангельских глазок на Приору

Подключение

Лучше всего подключать ангельские глазки параллельно с габаритными огнями автомобиля. Делать это напрямую к бортовой сети Приоры нельзя. При работающем двигателе в электросети автомобиля около 14,5 В, тогда как светодиоды рассчитаны на 12 В. Подключение напрямую приведёт к тому, что через некоторые время они выйдут из строя. С этим связано большинство отрицательных отзывов о таком тюнинге.

Подключать ангельские глазки надо через стабилизатор. Сделать его можно самостоятельно. В магазине надо купить интегральный стабилизатор напряжения КР142ЕН8Б. Он устанавливается на радиатор или на металлическую часть кузова, чтобы мог охлаждаться. Все глазки соединяют параллельно, после чего подключают к выходу стабилизатора. Его вход соединяют с питанием габаритных огней.

Установка ангельских глазок позволяет сделать автомобиль более заметным и красивым. Они видны при приближении к нему на 10 метров. При установке такого тюнинга надо соблюдать существующие правила и тогда проблем с полицией не будет.

Изготовление ангельских глазок для Лады Приора своими руками

Это еще одна запись из разряда “не для всех”. Пригодиться она может только самым отчаянным «кулибиным», но посмотреть и почитать не повредит никому.

Сам до сих пор не знаю, зачем оно мне понадобилось, когда куда проще съездить в магазин и купить готовое — это на самом деле так… Очень долго думал сначала по поводу разборки своих Киржачей, но все-таки решился, а раз уж решился, так делать все по максимуму… Правда не все задумки были реализованы, но время поджимало и сделал все самое основное.

Началось все естественно с разборки передка машины и самих фар.

Чуть больше года назад я уже проводил эксперименты над ангельскими глазками, точнее их изготовлением. Тогда мне удалось найти только оргстекло толщиной 8 мм обычной формы, из которого и был вырезан шестигранник, но естественно все это чистые эксперименты и получилось непонятно что…

А вот на службе в части было случайно найдено именно то, что нужно! Поломанный пруток шестигранной формы из оргстекла от старых горизонтальных жалюзи, какого было мое удивление и радость при такой находке! Вот так у меня и появились самые основные материалы для продолжения экспериментов. Только в этот раз все уже должно было быть на порядок серьезнее, совсем другой уровень, другое качество и ответственность… Конечно, позже через пару недель я умудрился найти еще одну половину этого прутка, но на момент изготовления у меня его было как раз на комплект глазок и права на ошибку не было. Забегая вперед скажу: все прошло как по маслу.

В процессе изготовления заглянул в радио магазин прикупить светодиоды и дихлорэтан (просто незаменимая вещь при обработке оргстекла). Кстати у меня уже было сверло по диаметру светодиодов, точнее чуть меньше их диаметра. Обходилось мне это сверло не дороже 10 р, но, если такового нет, нужно прикупить.

Теперь постараюсь немного описать сам процесс. Начинаем, конечно, с самих фар, точнее изучения подложки фар как ее называют.

После ее внимательного изучения, а также не менее внимательного заглядывания в корпус фар, было принято решение, что мои выдумки должны уместиться в тесный корпус и на работу самих фар ничего не повлияет… После этого по диаметру цилиндров были подобраны круглые предметы, которыми оказались старая банка из-под кофе и обычная баночная крышка. Далее при помощи недавно прикупленного строительного фена аккуратно, не перегревая оргстекла, изгибаем отрезки прутка и придаем необходимую форму. Поскольку пруток имеет грани, нижнюю грань приходится плотно прижимать во избежание искривления. После этих действий видим примерно такую картину:

Далее обрезаем концы, помечаем места сверлений и вооружившись шуруповертом или хорошей дрелью со сверлом по диаметру светодиодов очень аккуратно сверлим отверстия в торцах. Толщина стенок вокруг сверлений получилась примерно 1-1.5 мм!

После данной операции не терпелось хотя бы краешком глаза увидеть, как же будут гореть светодиоды в заготовках, вот и побежал подключить, выглядело это примерно так:

Уже есть стимул продолжать… А дальше самое интересное. Поскольку у меня между увалами была уйма свободного времени забирал заготовки с собой. Все дело в насечках, которые как может показаться по видео делаются элементарно, но не тут-то было. Именно от их качества зависит равномерность свечения, потому для повышения точности я сперва наносил примерную разметку. Черточки обычным фломастером наносил через каждый сантиметр и этого достаточно. Позже по середине нанес еще метки, а еще позже пришлось еще раз поделить черточки для создания необходимого свечения.

Пришло время показать, как работает дихлорэтан. Нужно всего по капле капать и растирать по стенкам в каждое сверление, эффект на лицо и даже на снимке отчетливо видно.

При более точной примерке выяснилось, что большие кольца нужно подпиливать, так что часть процедур было повторено…

На этом снимке так же видно, как часто были сделаны насечки в итоге.

На этом пока все, чуть позже сделаю продолжение, чтоб не получалось слишком длинной БЖ, да и вспомнить сразу так много всего не получается…

Вот кстати из чего складывается цена вопроса, которая по сути, СМЕШНАЯ:
Дихлорэтан — 25р
Светодиоды 8 шт. — 96 р
Сверло по диаметру светодиодов

Сразу опишу бюджет данного этапа:
Скотч алюминиевый

50р
Герметик силиконовый для шприца — 100 р
Баллончик матовой черной термостойкой краски — 150 р
1 метр (можно и меньше) термоусадной трубки диаметром 10мм

10р
Секундный клей — 20р

Герметик я взял для шприца, так экономичнее. Выглядит он примерно так (фото не сделал).

Только не берите именно тот, что на фото, он оказался редкостной гадостью. Хоть и написано, что содержит каучук и прочие компоненты резины, резины из него так и не получилось… В итоге был куплен простой прозрачный силиконовый герметик. На обе фары кстати ушел почти весь тюбик!

Теперь приступаем к креплению глазок. Крепить их в принципе можно, как угодно. Главное помнить, что у оргстекла высокий температурный коэффициент, то есть оно относительно сильно меняется в размерах от температуры, так что приклеивать нужно не по всему контуру, а частями. У меня, например, три участка нанесения клея. это забегая вперед.

Я выбрал способ крепления не поверх подложки, а с частичным углублением, чтобы зазор между отражателем и подложкой не пострадал. Для этого пришлось сделать небольшие пропилы, специально для каждого кольца.

После точной подгонки подложки отправились на покраску. Я не стал их зачищать и применять грунт. Только протер растворителем перед покраской. Нанес по 3-4 слоя краски примерно за 30-40 минут, каждый слой просушивал феном.

Теперь приступаем к креплению, приклеиванию колец. Думаю, с этим после просмотра фото в все будет понятно. Используется обычный секундный клей, нужно только следить чтоб клей не вытек на наружную часть и не испортил общей картины.

Далее дорабатываются кольца для улучшения эффекта свечения и устранения отражения колец в отражателях. Применяется односторонний алюминиевый скотч и канцелярский нож. Концы обклеиваются полностью, остальная часть лишь сзади.

Светодиоды я решил не вклеивать, во избежание проблем в будущем (кто ж знает, что может случиться) и решил закрепить изоляцией, точнее термоусадной трубкой. Выглядит это примерно так:

Сразу необходимо учесть способы пайки светодиодов и расположить контакты соответствующим образом.

Интересный момент, пока обжигал трубки моя пятилетняя валяющаяся зажигалка из машины сама сгорела, пришлось и ее модернизировать, так как другой под рукой не оказалось…

И еще одна тонкость, я сначала хотел сразу сделать до конца окошки для замены светодиодов, на всякий случай) Но времени на это было мало и решил пока обойтись лишь разметкой, если что можно будет и сделать эти окошки. По плану хотел их прорезать и закрыть металлическими крышка на герметике и паре саморезов. Все равно это нижняя невидимая часть фары, а пользы предостаточно (очень уж не тянет разбирать вновь фары).

Еще перед сборкой фары померил и отметил места окошек, наклейки виниловые

Теперь все готово.

Приступаем к финишному этапу пайки и сборки. Для этого потребуются естественно провода очень желательно двух цветов и резисторы, о последних чуть подробнее. Резисторы обычно подходят 390 Ом’ные, но мощность их должна быть соответствующей светодиодам. Я спаял светодиоды параллельно и вывел только по два провода. Светодиоды, к сожалению, точно подобрать не получилось, они даже не сверхъяркие (!), и свечение как позже выяснилось не то чтобы плохое, но именно такой цвет совпадает с дневным и днем его не заметно, особенно на солнце. В добавок резисторов, которые я смог найти дома, оказалось недостаточно, свечение в результате не полное. Общая мощность резисторов в каждой фаре получилась по 4 Вт. Нужно делать проволочные более мощные, но времени не было и собрал так. Я так-то и не хотел сильно яркого свечения глазок никогда. Посмотрим чуть позже, может и доработаю…

На фото видно впаянный резистор и заплавленный термоусадкой

Провода подключения оставил побольше намеренно, в один из них впаял резисторы. Габаритные лампочки просто вынул, а провода глазок не припаивал намеренно, чтобы можно было быстро поменять обратно в случае чего непредвиденного…

Фары после этого были аккуратно собраны при помощи герметика и скотча. Хорошо сушились пару дней и были установлены на машину. С тех пор не трогались, испытания показали, что фары после разборки не запотевают, а глазки работают исправно в любых условиях… Кстати ни в коем случае не следует думать, что сие изобретение может заменить ДХО! Из попытки доказать обратное следует автоматическое признание в изменение оптики самостоятельно, а это уже может повлечь дальнейшие последствия в некоторых случаях.

Вот в общем-то и все, естественно есть еще куча всего, что не вспомнил и не написал, но основное все. Всегда рад ответить на вопросы если вдруг кого-то заинтересует данная история.

Не смотря на указанные недочеты все-таки и мне и окружающим глазки очень нравятся, особенно своими переливами, которые к сожалению, на фото не увидеть, так что я проделанной работой и полученным опытом доволен =) Теперь, думаю, на изготовление глазок будет уходить на порядок меньше времени если вдруг понадобится их делать, а себестоимость только снизится.

Инструкция по разборке фар типа Киржач и установка дополнительных фар дальнего света в Ладу Приора

Содержание статьи:
1. Инструкция по разборке фар Приоры типа Киржач
2. Установка дополнительных фар дальнего

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: