Необслуживаемые аккумуляторы: Жидкостные, Гелевые и AGM

Сравнение аккумуляторов: свинцово-кислотные, гелевые и AGM

На текущий момент на рынке представлены три основных вида аккумуляторных батарей: свинцово-кислотные с жидким электролитом, гелевые и AGM. Все они имеют одинаковый принцип работы, но есть существенные различия в устройстве. Эти различия дают им особые характеристики, однако, у каждого типа есть свои недостатки, которые стоит учитывать при выборе АКБ.

  1. Свинцово-кислотные АКБ с жидким электролитом
  2. Устройство и принцип работы
  3. Преимущества и недостатки
  4. Гелевые АКБ
  5. Преимущества и недостатки
  6. AGM аккумуляторы
  7. Преимущества и недостатки
  8. Выводы

Свинцово-кислотные АКБ с жидким электролитом

Этот тип аккумуляторных батарей имеет самое широкое распространение. Их устройство практически не изменилось с момента изобретения в 1859 году.

Устройство и принцип работы

В корпусе батареи расположены шесть изолированных друг от друга отсеков или банок. В каждом из отсеков находятся свинцовые пластины и жидкий электролит. Пластины с положительным и отрицательным зарядом (катод и анод). В свинцовых пластинах могут содержаться примеси сурьмы или кремния. Электролит представляет собой смесь серной кислоты (35%) и дистиллированной воды (65%). Между свинцовыми пластинами находятся пористые пластины-разделители, которые называются сепараторами. Они необходимы для предотвращения короткого замыкания. Каждая банка вырабатывает около 2В, а в сумме получается 12В (последовательное соединение).

Устройство свинцово-кислотной АКБ

Ток в свинцово-кислотных АКБ вырабатывается в результате электрохимической реакции между двуокисью свинца и серной кислоты. При этом расходуется серная кислота, которая распадается. Плотность электролита снижается. При зарядке от ЗУ или от генератора автомобиля происходит обратный процесс (зарядка).

Преимущества и недостатки

Широкому распространению свинцово-кислотных АКБ способствует их простое и надежное устройство. Они выдают довольно высокие стартерные токи для запуска двигателя (до 500А), стабильно работают до 3-5 лет при правильной эксплуатации. Зарядку АКБ можно проводить повышенными токами. Это не нанесет вред ёмкости батареи. Главным плюсом является доступная цена.

Основные недостатки этого типа АКБ связаны с обслуживанием и эксплуатацией. Электролит находится в жидком состоянии. Поэтому есть опасность его протекания. Серная кислота – очень агрессивная жидкость. Также в процессе эксплуатации выделяются едкие газы. Это значит, что АКБ нельзя устанавливать в салоне автомобиля, только под капотом.

Водителю нужно периодически следить за уровнем заряда батареи и плотностью электролита. Если батарею перезарядить, то она закипает. Вода испаряется и ее нужно периодически доливать в отсеки. Используется только дистиллированная вода.

Нельзя допускать падения уровня заряда ниже 50%. Полный разряд гарантированно погубит устройство, так как происходит глубокая сульфатация пластин (образования сульфата свинца).

Хранить и эксплуатировать АКБ нужно в строгом вертикальном положении, чтобы электролит не вытекал, и пластины не замкнули между собой. Замыкание также может произойти и в результате осыпания пластин.

В холодное время года аккумулятор обычно снимают с машины, чтобы он не замерз. Это может случиться с жидким электролитом. Холодная АКБ также хуже работает.

Гелевые АКБ

Гелевые АКБ работают по таким же принципам, что и обычные свинцово-кислотные. Только электролит внутри находится не в жидком, а в гелевом состоянии. Этого удалось добиться в результате добавления силикагеля с содержанием кремния. Силикагель удерживает электролит внутри. Он разделяет положительные и отрицательные пластины, т.е. выполняет функции сепаратора. Для изготовления пластин используется только высокоочищенный свинец без каких-либо примесей. Плотное расположение пластин и силикагеля обеспечивает низкое сопротивление, а следовательно, быстрый заряд и высокие токи отдачи (800-1000А на стартер при запуске).

Гелевая АКБ

Наличие силикагеля также дает одно большое преимущество – батарея не боится глубоких разрядов.

Процесс сульфатации в таких АКБ протекает медленнее. Образовавшиеся газы остаются внутри. При слишком интенсивном газообразовании излишки газов выходят через специальные клапаны. Это плохо сказывается на емкости батареи, но не критично. Доливать ничего не нужно. Гелевые АКБ относятся к классу необслуживаемых.

Преимущества и недостатки

Плюсов гелевых АКБ больше, чем минусов. Благодаря тому, что электролит внутри находится в состоянии геля, батарею можно безопасно эксплуатировать практически в любом положении и месте. Ничего не проливается, как это может случиться с жидким электролитом. Даже при повреждении корпуса емкость батареи не снижается.

Срок службы гелевой батареи при правильном уходе составляет около 10-14 лет. Так как процесс сульфатации происходит медленно, пластины не осыпаются, и храниться такая батарея может до 3-х лет без подзарядки и большой потери емкости. В год обычно уходит 15-20% заряда.

Гелевая батарея может выдержать до 400 полных разрядов. Это опять же достигается благодаря состоянию электролита. Уровень заряда быстро восстанавливается.

Низкое сопротивление позволяет отдавать высокие пусковые токи, обеспечивая высокую эффективность работы.

К недостаткам относится чувствительность к перезаряду и короткому замыканию. Поэтому на таких батареях указывают допустимые параметры напряжения при зарядке. Заряжать также нужно напряжением в 10% от емкости батареи. Даже небольшое перенапряжение может привести к ее выходу из строя. Поэтому с такими АКБ рекомендуется использовать специальные зарядные устройства.

На сильном морозе силикагель также может замерзнуть и потерять в емкости. Хотя мороз гелевые АКБ выдерживают лучше, чем обычные АКБ.

Одним из главных недостатков также является высокая стоимость гелевых батарей в сравнении с простыми.

AGM аккумуляторы

Принцип работы AGM аккумуляторов такой же, как у двух предыдущих типов. Главное отличие в устройстве сепараторов и состоянии электролита. Между свинцовыми пластинами находится стекловолокно, которое пропитано электролитом. AGM так и расшифровывается Absorbed Glass Mat или Абсорбированное стекловолокно. Для пластин также используется только чистый свинец.

Стекловолокно и пластины плотно прижаты друг к другу. Электролит удерживается благодаря пористости материала. Создаётся низкое сопротивление, которое влияет на скорость зарядки и высокий ток при отдаче.

Читайте также:  Geely Xingyue - Технические характеристики. Китайские автомобили

Такие батареи также относятся к необслуживаемым аккумуляторам. Сульфатация проходит медленно, пластины не осыпаются. Электролит не течет и практически не испаряется. Излишки газов выходят через специальные клапаны.

AGM аккумулятор с цилиндрическими отсеками

Еще одной особенностью AGM батарей является возможность скручивания пластин в рулоны или спирали. Каждый отсек имеет форму цилиндра. Это позволяет увеличить площадь взаимодействия и повысить устойчивость к вибрации. Батареи в таком исполнении можно увидеть у известной марки OPTIMA.

Преимущества и недостатки

AGM аккумуляторы можно эксплуатировать и хранить в любом положении. Корпус герметичен. Нужно следить только за уровнем заряда и состоянием клемм. Храниться устройство может 3 года, при этом теряя только 15-20% заряда в год.

Такие АКБ отдают высокие пусковые токи до 1000А. Это в несколько раз выше обычных.

Полные разряды не страшны. Батарея выдерживает 200 разрядов под ноль, до 500 разрядов на половину и 1000 разрядов на 30%.

AGM батареи лучше всех остальных работают при низких температурах. Даже при сильном морозе характеристики не снижаются. Также хорошо переносят высокие температуры до 60-70°C.

Как и гелевые аккумуляторы, AGM чувствительны к зарядке. Небольшое превышение тока выводит батарею из строя. Выше 15В уже критично. Также нельзя допускать короткого замыкания. Поэтому нужно всегда использовать специальное зарядное устройство.

Стоят AGM батареи в несколько раз больше обычных, даже дороже гелевых.

Выводы

Даже при таких значительных плюсах гелевые и AGM аккумуляторы не смогли потеснить свинцово-кислотные АКБ. Последние более доступные по цене и вполне справляются со своими задачами на автомобиле. Даже в холодное время года стартеру достаточно 350-400А, чтобы запустить двигатель.

На автомобиле AGM или гелевые АКБ будут актуальными только при наличии большого количества энергозатратных потребителей. Поэтому более широкое применение они нашли в качестве накопителей энергии от солнечных батарей, ветровых станций, в домах или как источник энергии и в различных переносных устройствах.

Что надо знать о гелевых и AGM-аккумуляторах, чтобы не тратить деньги впустую?

Когда в январе 2011 года мы выясняли, в какие деньги обойдется покупка аккумулятора AGM в розничной торговле, оказалось, что такие батареи марок Varta и Banner емкостью 70 Ач и пусковым током 760 А предлагались по цене 780 тыс. руб., что в переводе в “условные единицы” по действующему на тот момент курсу составляло около 250 у.е.

Сегодня в рознице аналогичные батареи тех же марок можно купить за 290-300 руб., что составляет порядка 152-158 у.е. при нынешнем курсе. Это к тому, что просьба рассказать про преимущества гелевых и AGM-аккумуляторов, поскольку они стали более доступными, с которой обратился к нам один из читателей ABW.BY, в той части, где приславший письмо указывает на их доступность, соответствует действительности.

Осталось поговорить об особенностях устройства гелевых аккумуляторов и батарей, изготовленных по технологии AGM, их отличиях от аккумуляторов традиционной конструкции, достоинствах, а также недостатках, которые могут повлиять на срок службы.

На наши вопросы согласился ответить начальник отдела розничной торговли компании “Батавтотрейд” Александр Романенко.

– В автомобилестроении гелевые аккумуляторы распространения не нашли, – начал рассказ Александр. – Их упоминание в присланном вам письме, видимо, является следствием заблуждения отдельных владельцев автомобилей, которые думают, что гелевые батареи и AGM-аккумуляторы – это одно и то же.

На самом деле это не так. В гелевых батареях в качестве электролита используется силикатогель. Говоря иначе, электролит в них загущен до состояния геля, причем сам гель имеет пористую структуру. Гель полностью обволакивает электродные пластины и заполняет пространство между ними.

Электролит в аккумуляторах AGM более концентрированный, чем в обычных батареях, но он жидкий, поэтому, повторюсь, называть AGM гелевыми неправильно. В AGM пространство между пластинами занимают прокладки из пористого стекловолокна, или, по-другому, маты. Собственно AGM расшифровывается как Absorbent Glass Mat – абсорбирующий стеклянный мат.

Причин, почему гелевые аккумуляторы не находят применения в автомобилях, несколько, а главная из них – низкий ток холодной прокрутки. На этикетках батарей указывают пусковой ток. Это 7-секундный ток при температуре минус 18 градусов. Дальше этот ток можно делить практически надвое. У гелевых батарей пусковой ток меньше, чем у аккумуляторов AGM, даже меньше, чем у обычных кислотных батарей. А ведь главная задача аккумулятора – запуск двигателя. Остальные задачи второстепенны, но для решения главной задачи гелевые батареи приспособлены плохо, особенно в холода. Поэтому они не используются в качестве пусковых, а применяются как тяговые – вот в этом качестве из-за своих особенностей они намного лучше, чем AGM.

Тяговыми AGM-батареи тоже бывают. Но если их использовать в этом качестве, то они выдерживают 200 циклов полного разряда и последующей зарядки на стационарном устройстве, а гелевые способны выдержать 400 циклов. А еще гелевые аккумуляторы существенно дороже. Если взять один и тот же бренд, то AGM-аккумулятор примерно на 50 процентов дороже обычного с подобными характеристиками, а гелевая батарея на 50-60 процентов дороже AGM. И поскольку в автомобильное издание с вопросами об аккумуляторах обращаются, скорее всего, люди, которых интересуют стартерные батареи для автомобилей, а на белорусском рынке я таких гелевых аккумуляторов не встречал, на этом с ними покончим.

Что касается AGM, то их присутствие в автомобилях постоянно увеличивается. Растет энергопотребление – обычные кислотные батареи со своими обязанностями, которые они должны выполнять помимо запуска двигателя, не справляются. Поясню примером, с которым мы сталкиваемся в своей практике регулярно. Приходит владелец BMW, допустим, 2006-2007 года, в котором штатно стоял AGM. Владелец ищет замену старой батарее, но AGM ему кажется дорогим, платить за него он не готов. Он покупает обычный аккумулятор – его хватает максимум на год. В то же время если в машине, где раньше стояла обычная батарея, поставить AGM, то он прослужит как минимум в два раза дольше обычной батареи.

Читайте также:  Автомобильный компрессор для подкачки шин: какой лучше и как выбрать

Разработаны AGM были в 1970 году и существуют в двух видах – со спиральной укладкой электродных пластин и с обычной, как в батареях традиционной конструкции. Патент на аккумуляторы, в которых пластины скручены по спирали, принадлежит концерну Johnson Controls.

Выпускаются эти батареи под брендом Optima в Америке, кроме Johnson Controls, никто другой их выпускать не может. Достоинство таких аккумуляторов при их компактности – в площади пластин: если пластину развернуть, ее площадь гораздо больше, чем в AGM-аккумуляторах с плоскими, как в обычных батареях, пластинами. Отсюда лучшие характеристики, но среди AGM-батарей Optima – самые дорогие, что можно отнести к их недостаткам для покупателей (в январе 2011 года Optima стоили около 355 у.е., сейчас – около 225 у.е. – Прим. ред.).

Если говорить о AGM-аккумуляторах с плоскими пластинами, то внешне они похожи на обычные батареи, главные различия – внутри. Как я упоминал, между пластинами уложены маты из пористого стекловолокна. Уж извините за такое образное сравнение, но это “памперсы”, которые пропитаны жидким электролитом. Укладка очень плотная, чтобы электролит контактировал с пластинами.

В то же время количество электролита подбирается так, чтобы он не занимал все место внутри матов. Должны оставаться свободные поры. Это сделано, чтобы газы, которые выделяются из электролита при работе аккумулятора, никуда не улетучивались, а задерживались в порах. Далее между водородом и кислородом происходит рекомбинация – они опять превращаются в воду, которая возвращается в электролит. В этом весь смысл технологии – газы и испарения воды остаются в “памперсах”. Газы рекомбинируются, испарения конденсируются. И благодаря плотной укладке пластин и стекловолокна обеспечивается второй эффект – активной массе некуда выпадать из пластин. Активная масса приперта к решетке и в ней остается.

Этим достигается длительный срок службы AGM-батарей, но помимо особенностей устройства есть и другие тонкости, которые обеспечивают их преимущества над обычными аккумуляторами. В частности, пластины у них более толстые и делаются из особо чистого свинца. Если при производстве обычных батарей используется вторичное сырье, или, говоря проще, свинцовый лом, то в AGM применяется первичный свинец самого высокого качества. Кстати, только одно это делает AGM гораздо дороже, но продолжим про преимущества.

Про такой важный для запуска двигателя показатель, как величина пускового тока, я говорил. Те цифры, что написаны на этикетке, у AGM-батарей почему-то не соответствуют действительности. Реальный пусковой ток больше – не намного, процентов до десяти, но зимой, особенно когда автомобиль дизельный, эти проценты могут сыграть свою роль.

И так же хорошо, как AGM отдают ток при запуске, они его принимают при зарядке. Если по какой-то причине будет поврежден корпус батареи, электролит из нее не вытечет, а это безопасность. Батареи AGM более виброустойчивы, чем обычные, опять-таки благодаря плотной укладке пластин и стекловолокна.

В общем, преимуществ много, а недостаток только один – AGM очень критичны к перезарядке. Зарядку напряжением свыше 14,6 вольта боятся и обычные аккумуляторы, но AGM к ней особенно чувствителен. Когда батарея заряжается под повышенным напряжением, газов выделяется много, а для их рекомбинации нужно время. Из-за того что газы не успевают превратиться в воду, увеличивается давление внутри корпуса. Сама батарея герметичная, но есть предохранительный клапан, через который газы удаляются, а значит, теряются безвозвратно. Прокладки из стекловолокна высыхают, а для AGM это смерти подобно.

В обычный аккумулятор еще можно как-то добавить дистиллированную воду, но как это сделать с AGM? Аккумулятор герметичный, вскрывать банки нежелательно, потому что если в них попал атмосферный воздух, то, считайте, на 50 процентов аккумулятор вы уже потеряли. И опять-таки как угадать, сколько воды нужно добавить, чтобы не только пропитать “памперсы”, но и оставить в них то количество свободных от жидкости пор, которое необходимо для нормальной работы?

Как я говорил, если в автомобиле изначально стоял AGM-аккумулятор, то меняться он должен на AGM. Замена обычных батарей на аккумуляторы AGM не только допускается, но и, на мой взгляд, предпочтительна. Да, они дороже, однако их более высокая стоимость компенсируется преимуществами, которые у них есть по сравнению с обычными батареями, – лучшими характеристиками и фактически в два раза более длительным сроком службы.

Что лучше – ездить с AGM или за время его эксплуатации купить как минимум две обычные батареи? Однако учитывая чувствительность AGM к напряжению зарядки, перед тем как сделать этот шаг, требуется убедиться, что генератор исправен, и в дальнейшем чаще его проверять, к чему, к сожалению, владельцы автомобилей не привыкли и не приучены.

Недозарядка тоже не сулит ничего хорошего, но не так страшна. Другое дело, что для зарядки разряженного AGM-аккумулятора должны применяться специальные стационарные устройства. Если устройство не выключается автоматически, когда батарея полностью зарядится, а вы поставили AGM на зарядку и забыли, этого он уже не простит.

Читайте также:  Видео-обзор Subaru XV 2018: технические характеристики и цена

Однако вспомним про то, что AGM лучше принимают зарядный ток и быстрее заряжаются. Если обычные батареи при эксплуатации автомобиля в городе зимой с короткими поездками, как правило, всегда находятся в недозаряженном состоянии, то для AGM благодаря способности к быстрой зарядке такое состояние практически исключено. Нет недозаряженности – нет сульфатации.

В принципе все шло к тому, что AGM когда-нибудь вытеснят обычные аккумуляторы, но сейчас популярной становится другая технология – EFB. Разница с обычными батареями по цене у EFB небольшая – процентов на 15 выше, но разница в сроке службы больше. На автомобили с системами Старт/Стоп обычную батарею не поставишь, а EFB работают, что само по себе уже неплохо их характеризует. Вдаваться в подробности, думаю, не стоит – о EFB ваши читатели не спрашивали. А спросят – встретимся и поговорим.

Сергей БОЯРСКИХ
Фото автора
ABW.BY

Благодарим СООО “Батавтотрейд” за консультации и помощь в подготовке статьи

Аккумуляторные батареи – что нового?
Преимущества и недостатки AGM аккумуляторов

Зимний сезон в России – суровое испытание для коммерческих автомобилей и дорожно-строительной техники. Одна из основных трудностей – пуск холодного двигателя. Любой эксплуатационщик знает, что для надежного пуска двигателя нужен мощный и емкий аккумулятор.

По назначению различают два вида аккумуляторных батарей (АКБ): стартерные, которые используются для пуска двигателя, и тяговые (многократного цикла глубокого заряда-разряда, англоязычное наименование deep cycle), которые применяются как самостоятельный источник энергии в электрокарах, железнодорожных поездах, самолетах, на судах, в шахтах, электростанциях и т. д.

По конструкции различают кислотные и щелочные АКБ. Свинцово-кислотные батареи более широко распространены. Хорошо известны как их достоинства, так и недостатки. Щелочные батареи также давно применяются и неплохо знакомы потребителю.

К аккумуляторам нового поколения относятся так называемые свинцово-кислотные VRLA аккумуляторы (Valve Regulated Lead Acid, свинцово-кислотные с предохранительными клапанами) двух типов: гелевые и AGM-батареи. Они имеют герметизированный корпус с предохранительными клапанами для выпуска избыточного газа и являются необслуживаемыми.

Основной задачей при создании необслуживаемой аккумуляторной батареи является снижение объема газов, выделяющихся на конечной стадии заряда. Одним из способов, которым это достигается, является сокращение объема электролита в батарее.

Технология свинцово-кислотных аккумуляторов AGM (англ. absorbent glass mat, абсорбирующая прокладка из стекловолокна) известна специалистам уже около 40 лет – они были разработаны в начале 1970-х годов, а производить их начали в США в 1985-м первоначально для военной авиации, в качестве автономных источников энергии для телекоммуникационных систем и сигнализации – аварийной и транспортной.

Сначала были созданы АКБ небольших типоразмеров – от 1 до 30 А.ч. А недавно аккумуляторы AGM стали применяться на коммерческих автомобилях и спецтехнике, и интерес к ним постоянно растет.

В отличие от обычной АКБ внутри AGM нет свободного жидкого электролита. Между положительными и отрицательными пластинами расположены изолирующие прокладки из ультратонкого стекловолокна и бумажных волокон, обладающие большой пористостью. Весь электролит содержится в пористой прокладке (сепараторе) и в активном материале пластин. При этом количество электролита дозируется таким образом, чтобы мелкие поры оказались заполнены, а крупные остались свободными для циркуляции выделяющихся в результате химических процессов газов. В конструкцию входит система рекомбинации выделяющихся газов: образующиеся при работе аккумулятора водород и кислород не успевают покинуть аккумулятор до того, как снова превратятся в воду. Сепараторы и пластины плотно прижаты друг к другу.

Преимущества AGM

Аккумуляторы AGM лучше справляются с повышенными нагрузками. Основная проблема при использовании обычных АКБ – сокращение срока их службы вследствие высоких электрических нагрузок, потому что в современных машинах гораздо больше потребителей электрической энергии, чем раньше (бортовой компьютер, предпусковой подогреватель и т. д.), из-за этого к аккумуляторной батарее предъявляются дополнительные требования. К тому же AGM могут разряжаться, не повреждаясь, до 40% и до 30% – без серьезного сокращения срока службы. Для сравнения: аккумуляторы традиционной конструкции будут серьезно повреждены при многократных разрядах ниже 50% – их емкость упадет до 15…20% от первоначальной величины. Поскольку пластины и прокладки в аккумуляторах AGM гораздо плотнее прижаты друг к другу, а корпуса герметизированы, эти аккумуляторы более устойчивы к воздействию вибрации и ударных нагрузок, от которых страдают на отечественных дорогах и бездорожье АКБ магистральных грузовиков и дорожно-строительных машин. Благодаря всем перечисленным выше качествам срок службы батарей AGM гораздо больше, чем обычных АКБ.

Аккумуляторы AGM менее чувствительны к колебаниям температуры и способны работать при более низких температурах – от –40 и до +70 °С, поскольку не содержат свободной воды, которая бы могла замерзнуть и расшириться, соответственно срок их службы при низких температурах гораздо больше, чем обычных аккумуляторов.

Батареи AGM совершенно не нуждаются в обслуживании, корпус батареи полностью герметичен, и открывать банки, проверять или доливать дистиллированную воду и тем более электролит не требуется в течение всего срока службы. Благодаря этому они быстрее окупаются, несмотря на высокую стоимость. Благодаря увеличенному сроку службы стоимость эксплуатации аккумуляторов AGM будет меньше, чем традиционных.

Рабочие характеристики АКБ традиционной конструкции можно оценивать по массе: чем большее количество губчатого свинца содержится в батарее, тем большей величины ток она способна отдать, тем большие нагрузки способна выдерживать и дольше служить.

Обычно стартерная АКБ затрачивает на один пуск двигателя не более 1% своего заряда.

Читайте также:  ВАЗ-2107: шумоизоляция своими руками. Подробное описание комплекса работ

В строительной технике обычно используют более удобные в эксплуатации «необслуживаемые» аккумуляторы. Однако несмотря на название они требуют определенного обслуживания: выводы надо регулярно очищать от коррозии, степень зарядки и общее состояние следует контролировать через каждые 25. 30 тыс. км пробега или соответствующее количество моточасов.

У батарей AGM внутреннее электрическое сопротивление гораздо меньше, чем у традиционных, и благодаря этому они способны отдавать более высокие токи за короткое время (что особенно важно при холодном пуске двигателя) и быстрее заряжаться (до 4 раз быстрее), выделение тепла при этих процессах значительно меньше, чем у обычных батарей (у AGM превращается в тепло 4%, а у обычных аккумуляторов 15…20% энергии при заряде-разряде). Для зарядки такого аккумулятора требуется меньше энергии генератора (так как потери при зарядке меньше), следовательно, расход топлива двигателем будет меньше.

Аккумуляторы AGM не содержат свободного электролита и герметичны, поэтому утечка электролита из них в принципе исключена, они безопасны при переворачивании. AGM могут работать в любом положении, даже «лежа на боку». Батареи AGM можно использовать практически на любой машине.

Процесс саморазряда у AGM идет значительно медленнее (1…3% в месяц), чем у традиционных батарей, т. е. их можно хранить целый год, и потом даже не потребуется подзаряжать. Вообще батареи AGM могут храниться более долгое время, чем обычные аккумуляторы.

Уже освоено серийное производство аккумуляторов AGM, а это значит, что стоимость их значительно снижается. Тем не менее преимущества батарей AGM не обеспечивают им всеобщего признания.

Что сдерживает распространение AGM

Ежегодно в мире производят 110 млн. аккумуляторных батарей, но AGM составляют в этом объеме лишь незначительную часть. Во-первых, далеко не все производители АКБ занимаются изготовлением AGM, потому что эта технология сложнее традиционной. К тому же батареи AGM стоят дороже традиционных примерно в 2,0. 2,5 раза, поскольку дороже технологии их производства и используемые материалы. AGM приблизительно на 30% больше и тяжелее, чем обычные аккумуляторы такой же емкости.

Батареи AGM более чувствительны к перезарядке. Зарядные устройства, которые сейчас используют в машинных парках для зарядки обычных аккумуляторов, непригодны для зарядки AGM и могут вывести их из строя за несколько часов. Для AGM требуются зарядные устройства, обеспечивающие нестабильность напряжения заряда не более ±1%. Специальные приборы для зарядки батарей AGM могут стоить более 30 тыс. руб. каждый. Тестеры для проверки батарей также могут быть непригодны для AGM и потребуют замены или перенастройки. Видимо, потребуется заменять реле-регулятор генератора на машине на более точный прибор. Вероятно, и обслуживающий персонал придется специально обучать работе с AGM. В общем, процесс зарядки аккумуляторов AGM в любом случае потребует больше внимания по сравнению с традиционными аккумуляторами.

Не рекомендуется использовать батареи AGM при температурах выше 50 °С, так как их срок службы существенно сокращается при высоких температурах. Аккумуляторы AGM категорически нельзя применять вместе с обычными свинцово-кислотными батареями. Они могут работать только с такими же по сроку службы и емкости аккумуляторами AGM.

Если на обычные АКБ производители обычно дают гарантию 18 месяцев, то на AGM гарантия не более 24 месяцев, т. е. при увеличении цены вдвое гарантийный срок возрастает лишь на 25%.

В настоящее время много батарей AGM производится в Китае, они дешевле аккумуляторов американского и европейского производства, но об уровне их качества достоверных сведений в печати пока не публиковалось, возможно, он соответствует оригинальному, а возможно, и нет.

Гелевые аккумуляторы

«Все новое – это хорошо забытое старое». В этой поговорке немалая доля истины, в чем я в очередной раз убедился, ознакомившись с устройством гелевых АКБ. Когда-то в детстве из мальчишеского любопытства я разбил молотком батарейку от карманного фонарика и обнаружил внутри едкое желеобразное вещество, а позже я узнал, что это электролит.

Аккумуляторы AGM иногда путают с гелевыми батареями (англоязычное обозначение GEL), также относящимися к необслуживаемым. Однако между ними существует принципиальная разница: в AGM электролит содержится в виде жидкости, абсорбированной прокладками, а в гелевых, как следует из их названия, электролит находится в состоянии геля. В качестве загустителя электролита применяют силикагель (SiO2), алюмогель и др. Сегодня мы не будем подробно рассматривать электролитические «гелевые» элементы, потому что они практически не применяются на тяжелой технике и лишь иногда – на садовых косилках и других малых машинах.

Интересное исследование провели американские маркетологи (см. графики). Они сравнили удельные экономические показатели нескольких АКБ разного типа: традиционной конструкции, AGM и гелевой. Как видно из графиков, по выбранным исследователями параметрам у батарей AGM и гелевой показатели «средние» – не оптимальные, но и не самые худшие.

Итак, что же выбрать: сэкономить при покупке обычной батареи или потратиться на AGM?

AGM, конечно, не лучший выбор для любой сферы применения, но в определенных тяжелых условиях эксплуатации, где их преимущества будут приносить наибольшую выгоду, их можно и надо использовать.

Одна из самых больших ошибок, которую допускают владельцы машин при покупке АКБ, это то, что они выбирают ее по единственному критерию – цене. Следует проанализировать, какие нагрузки должна будет выдерживать батарея во время эксплуатации и какое техническое обслуживание для нее потребуется. Именно по этим параметрам аккумуляторы AGM могут значительно превосходить аккумуляторы традиционной конструкции и в случае использования принесут владельцу ощутимую выгоду.

Необслуживаемые аккумуляторы: Жидкостные, Гелевые и AGM

Такие аккумуляторы бывают различных типов: Жидкостные, Гелевые и AGM. Начнем с того, что это все кислотные аккумуляторы и принцип их работы не отличается от друг от друга.

Читайте также:  Как выставить зажигание на ваз 2101: установка по меткам с фото и схема подключения проводов по цветам, видео, как установить и настроить замок своими руками - Автомастер

12-ти вольтовый Аккумулятор состоит из шести ячеек, в которых находятся электродные блоки, состоящие из пластин (решеток) положительных и отрицательных с нанесенной на них активной массой и разделенных между собой сепаратором, все это залито электролитом. Процесс образования (выработка) электричества происходит при химическом взаимодействии между активной массой, нанесенной на решетки и электролитом.

Основное принципиальное отличие Обычных жидкостных, Гелевых (GEL) и VRLA или SLA созданных по AGM технологии батарей заключается в физическом состоянии электролита:

  • Обычные аккумуляторы имеют — жидкий электролит.
  • Гелевые (GEL) — загущенный электролит до нетекучего состояния с помощью специальных присадок.
  • VRLA или SLA, произведенные по AGM технологии — электролит абсорбирован (впитан) в сепаратор.

Решетки электродов, удерживающие активную массу, легируют сурьмой и мышьяком. Добавки улучшают технологичность литья, повышают твердость и коррозионную стойкость электродов. В то же время сурьма способствует повышенному расходу воды и снижению ЭДС батареи в процессе эксплуатации.

Дальнейшее развитие привело к снижению доли сурьмы в составе сплава, из которого льют решетки. Это привело к появлению малообслуживаемых аккумуляторов (малосурьмянистые технологии), так же увеличился срок службы батареи. Затем из отрицательных пластин сурьму вытеснил кальций. Появились «Гибридные» аккумуляторы стали требовать долива еще реже.

Применение кальция в положительных и отрицательных пластинах (кальциевые технологии) привело к появлению батарей, теоретически не требующих долива на протяжении всего срока эксплуатации. Однако такие батареи выходят из строя от глубоких разрядов. Чтобы повысить стойкость, в свинцово-кальциевый сплав положительных пластин стали добавлять серебро. Применение лабиринтных крышек и пробок, конденсирующих остатки испарения воды и возвращающих ее обратно в аккумулятор, привело к появлению полностью необслуживаемых батарей в течение всего срока их жизни.

Гелевые аккумуляторы появились с началом освоения космоса. Гель, получающийся в результате добавления в серную кислоту двуокиси кремния, позволяет добиться полной герметичности батареи, так как все газовыделение происходит внутри пор в массе геля. Таким батареям нет равных по стойкости к глубоким разрядам, они намного долговечнее традиционных. Но распространения у автомобилистов гелевые аккумуляторы не получили по причине очень высоких требований к бортовому электрооборудованию и из-за резкого падения пускового тока на холоде.

Наиболее современная технология (AGM) вновь вернулась к жидкой кислоте, но теперь электролит удерживается в порах сепаратора из ультратонких стеклянных волокон. Такая конструкция позволяет не только герметизировать корпус, но и сохранить работоспособность батареи даже в случае повреждений наружной оболочки. AGM-батареи нечувствительны к колебаниям температуры, очень стойки к глубоким разрядам, долговечны, виброустойчивы и могут работать хоть лежа на боку, но боятся перезаряда.

ОСОБЕННОСТИ ГЕЛЕВЫХ АККУМУЛЯТОРОВ

Гелевый электролит заполняет пространство между пластинами аккумулятора, но сепаратор не исключается. Рекомбинация газов в гелевых аккумуляторах имеет эффективность до 97%. Гель эффективнее фиксирует материал пластин, снижая их износ в режимах глубоких разрядов, поэтому циклический ресурс гелевых аккумуляторов в 2-3 раза выше, чем у обычных, поэтому их целесообразно применять в тех случаях, где такое применение (циклический режим с глубоким разрядом) востребовано. Гелевые аккумуляторы также могут эксплуатироваться в любом положении (кроме перевернутого), имеют несколько меньший саморазряд, поэтому гелевые аккумуляторы предпочтительно использовать в тех режимах, где разряд производится малым током на протяжении длительного времени.

В гелевом электролите ионы имеют худшие показатели подвижности (в силу большей плотности среды), что отрицательно сказывается на динамических разрядных и зарядных характеристиках гелевых аккумуляторов. Более того, может наблюдаться временный провал в напряжении при резком увеличение нагрузки, что может приводить к неадекватному поведению оборудования; поэтому следует с осторожностью применять гелевые аккумуляторы в системах управления током и т.п. устройствах с коммутацией быстроизменяющихся токов. Гелевые батареи очень чувствительны к качеству зарядки аккумуляторы с гелем внутри можно применять лишь там, где бортовая электрика позволяет очень точно поддерживать режим заряда. Куда там, на отечественных автомобилях даже с исправным реле-регулятором напряжение «гуляет» с 13 до 16 вольт! Да и на большинстве иномарок немногим лучше. А уж если реле-регулятор из строя выйдет, то гелевый аккумулятор можно сразу выбрасывать. Не зря же на нем написано: напряжение заряда не более 14,4 В. Если больше, то гель тает как холодец в тепле и обратно уже не восстанавливается. И вот еще что: у настоящих гелевых батарей, конечно, может быть огромный ток, но только летом. Гель и так вязкий, а на морозе он совсем застывает. В результате характеристики падают наполовину и больше.

Зарядка гелевых аккумуляторов ограничивается очень малыми токами, в противном случае возникает опасность «вспучивания» геля избыточными газами из-за меньшей эффективности рекомбинации и ограниченной теплопроводности. Гелевые аккумуляторы предпочтительней питать от зарядных устройств с высоким качеством напряжения (стабильность, минимум пульсаций) во избежание перезаряда и перегрева, они не переносят даже кратковременных коротких замыканий — любое КЗ (например, при установке аккумулятора Вы случайно замкнули на долю секунды два полюса металлическим гаечным ключом) моментально выводит аккумулятор из строя.

Высокие вибрации приводят к разжижению геля и стеканию его с пластин. Как видим, гелевые аккумуляторы «лушче» (если так можно сказать), только в плане повышенного циклического ресурса и меньшего % саморазряда. К тому же такой тип батарей самый дорогой.

СВИНЦОВО—КИСЛОТНЫЕ, ГЕРМЕТИЗИРОВАННЫЕ, КЛАПАННО-РЕКОМБИНАЦИОННЫЕ АККУМУЛЯТОРЫ (VRLA или SLA)

  • VRLA (Valve Regulated Lead Acid) в переводе с английского — Клапанно-Регулируемые Свинцово-Кислотные;
  • SLA (Sealed Lead Acid) — Герметизированные Свинцово-Кислотные;
  • AGM (Absorbent Glass Mat) — это технология изготовления свинцово-кислотных аккумуляторов, созданная инженерами Gates Rubber Company в начале 1970-х годов. Пористый сорбент из стекловолокна (AGM) — впитывающий сепаратор, использующийся между пластинами в VRLA-батарее.
Читайте также:  Закипел двигатель - причины закипания, последствия, что делать если мотор автомобиля кипит

Особенность аккумуляторов типа VRLA — отсутствие необходимости долива воды в течение всего срока службы и практически полное отсутствие выделения газов (водорода и кислорода) — продуктов электролиза воды, входящей в состав электролита. Поэтому их нередко называют герметизированными необслуживаемыми. Незначительное обслуживание, тем не менее, необходимо: прежде всего, визуальный осмотр, протирание от пыли, подтяжка соединений и контроль напряжений.

Благодаря особенностям конструкции и составу материалов пластин, сепараторов и электролита продукты электролиза воды — молекулы водорода и кислорода — в аккумуляторах данного типа рекомбинируют, превращаясь в молекулы воды и возвращаясь в состав электролита.

Коэффициент рекомбинации при нормальных условиях эксплуатации достаточно высок и может достигать >99 %. Поэтому лишь очень незначительная часть непрорекомбинировавших газов накапливается внутри корпуса аккумулятора и затем при превышении заданного уровня давления стравливается в атмосферу через специальные клапаны.

Преимущества:

  • Устойчивость к вибрации, возможность установки в любом положении и в отсутствии необходимости обслуживать, высокий пусковой ток.
  • Конструкция не требующая обслуживания.
  • Конструкция герметична и имеет клапанную регулировку, предотвращает утечку кислоты и коррозию клемм.
  • Более безопасная работа: при правильной зарядке батарей исключается возможность выделения газов и опасность взрыва.
  • Герметичная конструкция позволяет устанавливать батарею почти в любом положении (однако установка вверх дном не рекомендуется).
  • Уверенная работа при низких температурах (ниже − 40*С), низкий саморазряд (всего на 15 — 20% за год простоя), полная необслуживаемость и долгий, до 12 — 15 лет, срок службы.
  • Повышенная виброустойчивость увеличивает срок службы.
  • Они обеспечивают число полных (70%) циклов разряда около 500 раз.
  • Не должны храниться в разряженном состоянии, напряжение не должно упасть ниже 10,8 В. Крайне чувствительны к превышению напряжения заряда.
    Для заряда батарей изготовленных по технологии AGM, желательно использовать специальное зарядное устройство с соответствующими параметрами заряда, отличными от заряда классических аккумуляторов с жидким электролитом. AGM-батареи не такие «капризные» как гелевые, но тоже требуют внимания к состоянию генератора и реле-регулятора. Дело в том, что в аккумуляторах этого типа конструктивно очень мало электролита, и если он выкипит, то долить невозможно.
  • Высокая цена.

Аккумуляторы, производимые с использованием технологии AGM, изготавливаются в спиральной или плоской конфигурации. Спиральные элементы обладают большей площадью поверхностного контакта, что даёт возможность кратковременно выдавать большие токи и быстрее заряжаться. Однако обратной стороной является уменьшение удельной ёмкости аккумулятора (соотношение электрической ёмкости и размеров) по сравнению с плоской конфигурацией. Обе технологии являются перспективными. В настоящий момент наиболее распространены автомобильные аккумуляторы AGM с плоской конфигурацией блоков. Спиральные блоки SpiraCell запатентованы компанией Johnson Controls для серии Optima и не могут использоваться без её разрешения, в отличие от плоских блоков. У спиральных батарей выше характеристики токоотдачи и меньшее внутреннее сопротивление из-за большей рабочей поверхности пластин при тех же внешних габаритах батареи. Простым языком говоря, они мощнее.

Свинцовые аккумуляторы со связанным электролитом, изготовленные по технологии AGM, появились около 40 лет назад — их изобрели для работы в буферном режиме в стационарных системах бесперебойного электроснабжения. Такие батареи хороши с точки зрения безопасности, поскольку практически не выделяют в атмосферу образующиеся при зарядке газы. В 90-х годах прошлого века технология AGM прижилась в автоспорте. Во-первых, вновь из-за безопасности — теперь уже благодаря полностью герметичному корпусу аккумулятора, исключающему вытекание электролита при аварии. А во-вторых, из-за компактности — благодаря малому сопротивлению не изолирующих, а пропитанных электролитом сепараторов большой пусковой ток они выдают при меньшей емкости, то есть с меньшим количеством пластин в пакете. На обычных автомобилях AGM-аккумуляторы появились больше десяти лет назад. В настоящий момент автомобильные стартерные батареи AGM используются в качестве источника питания системы «Старт-Стоп», которой оснащается ряд моделей автомобилей ведущих производителей из-за возможности быстро и отдавать, и принимать большое количество энергии, способности безболезненно выдерживать глубокие разряды (при периодических разрядах больше 50% АGМ — батарея прослужит вчетверо дольше обычной) и не деградировать при частых циклах разрядов-зарядов. Ведь стекловолоконные маты вдобавок ко всему механически удерживают активную массу на пластинах, не давая ей осыпаться. Именно поэтому на машинах с системой «Старт-Стоп» подобный аккумулятор способен проработать четыре-пять лет, а не два-три года, как обычный «жидкий».

Порядок действий при продаже автомобиля в 2020 году

О том как осуществляется продажа автомобилей и какие нюансы необходимо учесть во время оформления договоренностей, поговорим далее.

  • Как правильно продать авто по новым правилам
  • Подготовка экземпляров договора купли-продажи
  • Проверка документов на автомобиль
  • Оформление договора купли-продажи на автомобиль
  • Как и что прописывать
  • Где оформлять ДКП
  • Подписи в договоре
  • Получение денег
  • Составление налоговой декларации
  • Распространенные вопросы
  • Комментарии

Продажа автомобилей на сегодняшний день является одной из наиболее часто совершаемых сделок. В 2020 году процесс реализации новых и подержанных транспортных средств был значительно изменен. О том как осуществляется продажа автомобилей и какие нюансы необходимо учесть во время оформления договоренностей, поговорим далее.

Как правильно продать авто по новым правилам

Продать транспортное средство можно двумя способами: заключить договор купли-продажи или оформить генеральную доверенность на покупателя.

Процесс заключения договора регулируется ст.ст.425, 454 ГК РФ. Общие положения о доверенности закреплены в ст. 185 ГК РФ. Сторонами сделки могут быть как юридические, так и физические лица.

Читайте также:  Инструкция замены воздушного фильтра ssangyong kyron - Авто Портал

По договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать в собственность другой стороне (покупателю) транспортное средство. При этом покупатель должен принять оговоренный товар и уплатить за него определенную денежную сумму.

В соответствии с п.3 ст. 455 ГК РФ, в договоре купли-продажи необходимо прописать точное наименование ТС. В случае несоблюдения данного правила, документ будет считаться недействительным.

Договор всегда подписывается сторонами сделки.

Универсальный бланк договора продажи автомобиля выглядит следующим образом:

Доверенность – это письменный документ, который подтверждает полномочия конкретного лица. Процесс его оформления регулируется нормами статей 185-187 ГК РФ.

На сегодняшний день генеральная доверенность не является обязательным документом, который нужно предъявлять сотруднику ГИБДД. Именно поэтому его оформление перестало пользоваться популярностью.

При оформлении доверенности необходимо сразу определить круг полномочий доверенного лица. Если данный перечень не закреплен в тексте документа, доверенное лицо по умолчанию вправе совершать такие действия:

Совершать регистрационные действия в органах ГИБДД.

Забирать авто со штрафстоянок.

Важно: с января 2020 года совершать регистрационные действия в органах ГИБДД можно только при наличии оригинала паспорта реального владельца автомобиля.

Подготовка экземпляров договора купли-продажи

Договор составляется в трех экземплярах (для продавца, покупателя и сотрудника ГИБДД). При заполнении бланка типового документа необходимо соблюдать следующие правила:

    все записи делаются ручкой одного цвета;

обязательно прописывается номер договора (впоследствии эти данные будут указываться в ПТС);

заполнению подлежат все без исключения графы. Эксперты не рекомендуют составлять текст ДКП самостоятельно. Лучше предварительно ознакомиться и скачать действующий бланк в интернете.

стоимость автомобиля следует указывать в числовом и прописном формате;

Если по каким-либо причинам в договоре остаются незаполненные графы, в них следует проставить прочерки.

Следует учесть, что стороны подписывают ДКП только после того как была произведена передача денежных средств, документов и ключей.

Проверка документов на автомобиль

Прежде чем приступить к процедуре оформления сделки, необходимо установить личность продавца и сопоставить его личные данные с информацией, которая представлена в документах на ТС.

В перечень необходимых документов, которые предоставляет продавец, входит:

Паспорт (или иной документ, который его заменяет).

Согласие на продажу. Если машина находится в совместной собственности, письменное согласие дают все заинтересованные лица.

Паспорт транспортного средства. Данный документ относится к категории обязательных (должен находиться только у владельца авто).

Свидетельство о регистрации ТС.

Предоставление диагностической карты или сервисной книжки на машину не является обязывающей нормой. Данные документы передаются новому собственнику по взаимной договоренности.

Наличие вышеуказанных документов не является гарантией чистой сделки. Если осуществляется продажа автомобиля с пробегом, следует проверить ограничения на данное транспортное средство. Сделать это можно через официальный сайт ГИБДД. На данном ресурсе также можно проверить:

    наличие штрафов на машину (по госномеру);

принимало ли ТС участие в ДТП;

находится ли автомобиль в розыске:

Следует учесть, что в случае, если покупатель приобретает машину, которая находится под арестом, он не сможет перерегистрировать ее на свое имя.

Оформление договора купли-продажи на автомобиль

Законодательство России не содержит в себе обязывающей нормы в отношении нотариального заверения договора купли-продажи. Юристы советуют не пренебрегать данной услугой. Безусловно, привлечение нотариуса подразумевает под собой дополнительные финансовые расходы. Однако, если контрагент не вызывает доверия, лучше оформить сделку нотариально.

Чтобы информация, указанная в тексте договора, имела правовые последствия, необходимо обратиться к нотариусу. Специалист выполнит следующие действия:

    проверит договор на соответствие законодательным нормам;

в случае необходимости, внесет в текст документа правки;

заверит договор личной подписью и печатью.

Следует учесть, что с нотариальным оформлением сделки должны быть согласны обе стороны. При этом присутствие покупателя и продавца во время заверения документа является обязывающей нормой.

Важно: если автомобиль находится в долевой собственности у супругов, визит к нотариусу – обязательная процедура. В данной ситуации оба супруга должны написать согласие на реализацию движимого имущества. Данное согласие заверяется нотариусом.

Как и что прописывать

Чтобы продажа автомобиля не стала для сторон сделки непреодолимым испытанием, рекомендуем ознакомиться с кратким содержанием текста соответствующего договора.

Название (содержание) графы Что необходимо указать
Дата составления Текущая дата, которая соответствует дню подписания документа
Место составление Название города, в котором происходит процесс подписания договора
ФИО продавца ФИО лица, которое продает ТС и до момента подписания ДКП остается его законным владельцем
Адрес регистрации (проживания) продавца Полный адрес регистрации. В случае, если адрес регистрации не совпадает с фактическим адресом проживания, необходимо указать и место прописки, и место проживания
Паспортные данные продавца Указывается номер паспорта, дата его выдачи, а также наименование органа, который осуществлял выдачу документа
ФИО покупателя ФИО лица, которое после подписания договора становится владельцем ТС
Адрес регистрации (проживания) покупателя Полный адрес регистрации. В случае, если адрес регистрации не совпадает с фактическим адресом проживания, необходимо указать и место прописки, и место проживания
Паспортные данные покупателя Указывается номер паспорта, дата его выдачи, а также наименование органа, который осуществлял выдачу документа
Характеристики ТС Указывается марка, модель авто; идентификационный номер, цвет кузова, год выпуска; №№ двигателя, шасси, кузова
Отсутствие обременений Продавец подтверждает информацию о том, что ТС ранее не было никому продано, не находится в залоге, а также не состоит под арестом
Стоимость автомобиля Сумма оплаты прописывается цифрами и прописью (с указанием копеек)
Подписи сторон Стороны сделки заверяют документ личными подписями, которые совпадают с паспортными образцами.
Читайте также:  Самые ненадежные двигатели на вторичном рынке

Где оформлять ДКП

Первое, что необходимо сделать после подписания договора – посетить ГИБДД (именно это ведомство занимается регистрацией автомобилей). Следует учесть, что б/у машина (с пробегом) должна быть зарегистрирована на нового владельца в течение 10 дней с момента подписания ДКП.

Если автомобиль не становится своевременно на учет, право собственности у нового владельца на него не исчезает. Однако, продавец должен самостоятельно оплачивать налоги и штрафы. В подобной ситуации бывший владелец вправе инициировать процедуру прекращения регистрации. В этом случае перемещение на купленном автомобиле будет невозможным.

После того как автомобиль будет переоформлен на нового владельца, в ПТС вносится информация:

    серия и номер СТС;

дата и место выдачи СТС;

номерной знак автомобиля;

сведения о новом владельце.

Паспорт транспортного средства выглядит следующим образом:

Подписи в договоре

Подпись сторон подтверждает факт совершения сделки. Без этого, на первый взгляд незначительного нюанса, договор купли-продажи может быть признан недействительным. Поэтому перед тем как отправляться в ГИБДД, необходимо удостовериться в том, что на всех трех экземплярах ДКП стоят подписи сторон.

Подпись продавца является признаком передачи и получения денежных средств в сумме, указанной в тексте договора. Подпись покупателя свидетельствует о том, что транспортное средство было передано в собственность. По сути, после того, как стороны заверили договор личными автографами, продавец теряет право собственности на машину, а покупатель становится приобретателем данного права.

Получение денег

Если говорить простым языком, то договор купли-продажи автомобиля – это одновременный обмен машины на деньги.

Покупатель может передать деньги как наличным, так и безналичным способом. Если сделка совершается между ранее незнакомыми людьми, стоит удостовериться в подлинности купюр. Для этого можно воспользоваться услугой банковской проверки и подсчета. В ходе процедуры, сотрудник банка проверяет деньги, поступившие от покупателя, пересчитывает их и запечатывает в вакуумную упаковку.

Составление налоговой декларации

Налоговую декларацию необходимо составлять в трех случаях:

    стоимость автомобиля менее 250 тыс. руб.;

машина находилась в собственности у предыдущего владельца более 3 лет;

продажная стоимость автомобиля меньше или равна его стоимости на момент покупки.

В декларации указывается:

Технические характеристики автомобиля: марка, модель; год выпуска; государственный номерной знак на момент продажи.

ФИО продавца машины.

Декларация подается в ИФНС по месту регистрации с 1 января по 30 апреля года, следующим за годом совершения сделки. То есть, если договор КП был подписан 1 сентября 2020 года, подавать декларацию необходимо не раньше 1 января 2021 года.

Распространенные вопросы

Как безопаснее продавать машину – через Интернет или автокомиссионку?

Все зависит от финансовых и временных возможностей продавца. За определенную денежные сумму работники автокомиссионок могут заняться поиском потенциальных покупателей. Однако в данном случае не стоит полностью рассчитывать на юридическую чистоту сделки.

Нужно ли снимать авто с учета перед продажей?

Не нужно. По новым правилам предыдущая регистрация аннулируется автоматически после того, как новый владелец регистрирует в органах ГИБДД автомобиль на свое имя.

Стоит ли привлекать к оформлению договора юриста?

Сотрудничество с юристом – дело добровольное. Договор составленный и подписанный только сторонами сделки имеет юридическую силу. Однако в данном вопросе необходимо понимать, что привлечение юриста должно быть обоюдным решением.

Получить юридическую помощь по вопросам продажи автомобиля можно на нашем сайте.

Продажа автомобиля через Госуслуги

И у покупателя, и у продавца должны быть верифицированные (подтвержденные) учетные записи на портале госуслуг. Что значит верифицированная учетная запись? Она у вас там не просто заведена, но и была подтверждена кодом доступа, который выдается отдельно, не на самом портале.

Узнать, какой у вас аккаунт, если не помните, — просто. Заходите в свой личный кабинет на госуслугах. Ежели там написано (проще всего это посмотреть в «Настройках и безопасности»), что у вас «подтвержденная» учетная запись и «вам доступны все сервисы и услуги», от вас больше ничего не требуется.

Если такой записи нет, нужно получить код доступа — как именно, написано на самих госуслугах. Это можно сделать тремя способами:

1) получить код лично в ближайшем центре обслуживания (список на госуслугах), придя туда с паспортом и СНИЛС;

2) через онлайн-кабинет некоторых банков, если вы их клиент (в частности, Сбера, Почта Банка, Тинькофф Банка и еще нескольких — список также на госуслугах);

3) обратиться в Почту России — код пришлют письмом.

Как оформить куплю продажу автомобиля через Госуслуги

Шаг 1. Не электронный — вживую осмотреть авто. Лучше со знакомым специалистом

— Вопреки тому, что уже подумали некоторые граждане, электронный договор вовсе не отменяет этот шаг. Те электронные сервисы проверки авто, которые на сегодня существуют, не дают возможности стопроцентно убедиться, что автомобиль не был ни в каких авариях и с ним все в порядке. А от того, что та же информация будет доступна через госуслуги, гарантий не прибавляется, — предупреждает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.

Шаг 2. Через портал госуслуг — подготовить документы

Продавцу надо загрузить на портал пакет документов: паспорт транспортного средства, свидетельство о регистрации, полис ОСАГО на имя старого собственника (если есть) и подать заявление. Электронные документы иметь не обязательно, сгодятся сканы бумажных.

Также продавцу надо определиться, хочет ли он оставить себе госномера. Портал его об этом спросит, поскольку если хочет, то нужно заполнить заявление об этом для ГИБДД.

Читайте также:  Новый Киа Соул 2020 2021: фото, отзывы, комплектации и цены

Шаг 3. Тоже через портал — подписать электронный договор

Робот портала сам пробьет авто по имеющимся официальным базам — не находится ли в розыске, нет ли неоплаченных штрафов и так далее. И подготовит текст договора, данные о продавце, покупателе и автомобиле туда загрузятся автоматически. Продавцу и покупателю остается только подписать документ электронно, каждому через свой кабинет — то есть щелкнуть мышкой по нужной кнопке. То, что вы зашли в свой личный кабинет на госуслугах через подтвержденную учетную запись и ткнули кнопочку «Подписать» (или «ОК») под документом, и означает, что вы его подписали простой электронной подписью.

Шаг 4. Своими ногами — явиться в ГИБДД зарегистрировать машину

Да, электронный договор не отменяет личного визита для постановки автомобиля на учет и получения нового свидетельства (СТС) уже на имя покупателя. Новое тут то, что ваш договор купли-продажи уже будет на руках у инспектора — он его получит онлайн через все тот же портал госуслуг.

Теоретически ставить авто на учет должен покупатель. Но на практике — безопасности ради — туда участники сделки предпочитают приходить вдвоем. И эксперты советуют так подстраховываться и дальше — за исключением случаев, когда автомобиль продают друг другу знакомые и уверенные друг в друге люди.

— Появляется новый инструмент, расширяются возможности портала госуслуг, — говорит Антон Шапарин. — Но пока для автовладельцев в основном меняется то, что не надо ручкой заполнять три экземпляра договора купли-продажи, рискуя там наделать ошибок в важных данных. Хотя в принципе и сейчас есть сервисы, позволяющие аккуратненько заранее все напечатать на компьютере, а на месте только подписать.

Есть еще несколько мелких плюсов. Продавцу не надо хранить свой бумажный экземпляр договора (на случай, если в будущем придется доказывать, что автомобиль был действительно продан), электронный документ будет всегда доступен в личных кабинетах и покупателя, и продавца. «Пробить» авто на все, что возможно, станет реально в одном месте. Сейчас для этого надо заходить на несколько сайтов: сервис по проверке авто ГИБДД, портал «Автокод» (проверка истории авто, но работает пока только для московского региона), сервис Федеральной нотариальной палаты, позволяющий выяснить, не находится ли автомобиль в залоге.

— Но надо понимать, что безопасность сделки только от того, что она будет проходить через портал госуслуг, не повышается, — считает Шапарин. — Просто потому, что сама система пока не полностью прозрачна. В базу ГИБДД попадают далеко не все ДТП. В «Автокоде» информация исключительно про машины московского региона — машины других регионов не пробиваются. Сделки станут прозрачными тогда, когда весь автопарк страны перейдет на электронные ПТС и будет накоплен некий, в течение хотя бы 5-7 лет, пласт информации про автомобили. Про пройденные техосмотры, совершение сделок, штрафы и так далее.

— Покупка автомобиля на свободном рынке подразумевает простоту и скорость, — высказал «КП» свое мнение директор «АВИЛОН. Автомобили с пробегом» Николай Баскаков. — Пока трудно сказать, насколько оформление документов по новой схеме будет безопасным для владельцев и покупателей. На практике, людям проще довериться крупному автодилеру, к которому в случае чего потом и обращаться с претензиями. Но и тут вопрос в том, насколько сам дилер дорожит репутацией и делает все необходимые проверки.

Как оформить покупку или продажу автомобиля или мотоцикла

1. Как оформить покупку автомобиля или мотоцикла?

После покупки автомобиля или мотоцикла у вас есть 10 дней, чтобы поставить его на учет. Для этого вам понадобятся:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • документ, подтверждающий право собственности на транспортное средство (ТС);
  • свидетельство о регистрации транспортного средства (СТС) — при наличии;
  • заявление об изменении регистрационных данных ТС;
  • документ, удостоверяющий личность законного представителя владельца, если подача документов осуществляется законным представителем;
  • документ, удостоверяющий полномочия гражданина представлять интересы собственника (владельца) транспортного средства при совершении регистрационных действий, если подача документов осуществляется законным представителем владельца ТС;
  • паспорт транспортного средства (ПТС) — если на автомобиль не был оформлен электронный паспорт транспортного средства (ЭПТС);
  • технический талон транспортного средства.

Ряд документов вам должен предоставить продавец, их список может отличаться в зависимости от того, какое транспортное средство вы покупали: новое в дилерском центре , подержанное у физического лица или подержанное у юридического лица .

Обратите внимание: с 1 января 2020 года зарегистрировать автомобиль и получить регистрационный номер и/или знаки можно в автосалоне — у производителя или дилера, если компания наделена такими полномочиями. Услуга платная, но не более 500 рублей.

Документы, которые вы вправе представить по собственной инициативе:

  • страховой полис ОСАГО;
  • квитанция об оплате государственной пошлины .

С перечисленными документами вам нужно обратиться:

  • в любое подразделение ГИБДД, осуществляющее регистрацию транспортных средств (возможна предварительная запись );
  • в один из флагманских офисов «Мои документы» (возможна предварительная запись).

2. Как оформить продажу автомобиля или мотоцикла?

При продаже транспортного средства нужно сделать следующее.

  1. Заключить с покупателем договор купли-продажи в трех экземплярах: один остается у продавца, другой — у покупателя, третий — в подразделении ГИБДД при постановке на учет. Договор можно написать от руки в свободной форме либо скачать с частных интернет-ресурсов образец, заполнить и распечатать. В любом случае в договоре должны быть указаны паспортные данные продавца и покупателя, а также данные транспортного средства и сумма сделки.
  2. После подписания договора новый владелец вносит свои данные в ПТС и обе стороны ставят там свои подписи, продавец получает деньги и один экземпляр договора, а покупатель — транспортное средство с ключами и пакет документов (СТС, ПТС и два экземпляра договора). После этого сделка считается завершенной. Снимать с учета в ГИБДД машину или мотоцикл теперь не нужно. Если на автомобиль был оформлен электронный паспорт транспортного средства (ЭПТС), его номер нужно указать в договоре купли-продажи. В этом случае изменения данных о владельце в ЭПТС внесут сотрудники ГИБДД.
  3. В случае если продаваемому вами транспортному средству более трех лет, вы должны передать новому владельцу действующую диагностическую карту. Если такой карты нет, то новому владельцу придется проходить техосмотр и получать диагностическую карту самому. За следующие 10 дней новый владелец должен зарегистрировать ТС на себя.
  4. Если по истечении 10 дней с момента сделки автомобиль по-прежнему не оформлен на нового собственника, государственный учет может быть прекращен по вашему заявлению.
Читайте также:  Гидротрансформатор — устройство и принцип работы.

Для этого вам понадобятся:

  • заявление на прекращение государственного учета ТС;
  • договор купли-продажи автомобиля;
  • паспорт.

С перечисленными документами вам нужно обратиться:

  • в любое подразделение ГИБДД, осуществляющее регистрацию транспортных средств (возможна предварительная запись );
  • в один из флагманских офисов «Мои документы» (возможна предварительная запись).

3. Как сохранить старые номера при продаже автомобиля?

Если вы решили сохранить свои старые госномера для следующего транспортного средства, следует написать в ГИБДД соответствующее заявление (для замены госномеров) и получить новые номера для продаваемой техники. Ваши госномера будут оставлены на хранение в ГИБДД на срок до одного года.

Соберите пакет необходимых документов:

  • заявление об изменении регистрационных данных автомототранспортных средств и (или) прицепов. Заявление на совершение регистрационных действий составляется по установленному образцу;
  • документ, удостоверяющий личность;
  • документ, удостоверяющий личность вашего законного представителя, если вы будете действовать через него;
  • паспорт транспортного средства — если на автомобиль не был оформлен электронный паспорт транспортного средства (ЭПТС);
  • свидетельство о регистрации транспортного средства;
  • технический паспорт (технический талон) транспортного средства;
  • свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства (если оно изготовлено в России);
  • документы, удостоверяющие право собственности на транспортное средство.

Документы, которые вы вправе представить по собственной инициативе:

  • страховой полис ОСАГО;
  • квитанция об оплате государственной пошлины .

Вы можете подать документы в подразделение ГИБДД:

  • лично или через законного представителя;
  • онлайн, подав заявку через портал госуслуг РФ.

4. Можно ли зарегистрировать автомобиль в другом регионе?

Чтобы поставить автомобиль на учет, автовладелец может обратиться в любое подразделение ГИБДД России, вне зависимости от места своего проживания. Например, житель Краснодара может приехать в Москву, купить машину и тут же поставить ее на учет. При этом его машине лишь присвоят номер* с кодом своего региона, после чего нужно будет обратиться в специализированную компанию за изготовлением государственных регистрационных знаков*. При постановке ТС на учет в своем регионе можно получить номер и знаки в подразделении ГИБДД либо после присвоения номера в ГИБДД, заказать знаки в специализированной организации.

Государственный регистрационный номер — комбинация из букв и цифр — присваивается ТС при постановке на учет. Государственные регистрационные знаки — металлические таблички, куда наносится регистрационный номер — выдаются подразделениями ГИБДД или специализированными организациями.

5. Почему могут отказать в регистрации транспортного средства?

Вам могут отказать в регистрации транспортного средства, если:

  • невозможно идентифицировать ТС вследствие подделки, сокрытия, изменения и (или) уничтожения маркировки транспортного средства и (или) маркировки основного компонента транспортного средства;
  • имеющий маркировку основной компонент ТС заменен на аналогичный без маркировки, если это препятствует идентификации, или на аналогичный компонент, имеющий идентификационный номер другого транспортного средства.
  • транспортное средство было снято с учета после утилизации;
  • имеются несоответствия регистрационных данных или конструкции транспортного средства сведениям, указанным в документах, идентифицирующих ТС, кроме регистрационных и иных данных транспортного средства, подлежащих изменению;
  • транспортное средство или основные компоненты ТС находятся в розыске;
  • не уплачена государственная пошлина либо отсутствуют сведения об уплате;
  • в регистрационное подразделение обратился не владелец ТС и (или) не имеющий полномочий его представлять;
  • представлен неполный пакет документов, либо документы заполнены карандашом или имеют подчистки приписки, зачеркнутые слова, исправления, а также документы с повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать их содержание;
  • в системе электронных паспортов отсутствует паспорт со статусом «действующий» — если на ТС был оформлен ЭПТС .
  • транспортное средство не было предоставлено для осмотра в случаях , когда это необходимо;
  • есть запреты и ограничения на регистрацию (например, наложен арест).

Если ТС ввозится из другой страны, то в ПТС должен быть указан номер грузовой таможенной декларации или сделана отметка о ее отсутствии.

6. Что делать, если техника уже продана, а штрафы приходят вам?

Если в течение 10 дней после продажи автомобиля или мотоцикла штрафы будут приходить на ваше имя, вам необходимо направить заявление в подразделение ГИБДД, которым было выявлено нарушение, приложив копии документов о продаже транспортного средства.

Найти контакты нужного подразделения можно на сайте ГИБДД.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: