Кому принадлежит АвтоВАЗ: официальные данные о собственниках

Кому принадлежит АВТОВАЗ? Или маленькая хозяйка огромного завода. Часть I

Президент ОАО АВТОВАЗ Бу Инге Андерссон не любит отвечать на неприятные вопросы. Об этом мне говорили все сотрудники, посещавшие встречи руководителя с трудовым коллективом. Встречи эти, как утверждают, носят регулярный характер. Но неприятные вопросы демонстративно игнорируются. Ответом на них служит словосочетание: «Следующий вопрос!»
Между тем, после посещения Тольятти, у меня появилась твердая уверенность, что неприятных вопросов будет много, заданы они будут на самом высоком уровне и прозвучат уже очень скоро. Господин Андерссон на них, скорее всего, не будет отвечать. Сядет в самолет и улетит в Швецию, США, или еще куда. Может себе позволить. Вопрос: кому придется отвечать, когда в Тольятти, что называется, «бабахнет»? Уровень неприязни к шведу и его так называемой жене, Катержине Матушковой, я себе представлял по комментариям в социальных сетях. Но, приехав в Тольятти понял, что «неприязнь» — не то слово.
Почему так, пояснил рабочий ВАЗа, уже бывший: «Андерссон ненавидит Тольятти. А Тольятти, в ответ, ненавидит его. Вот он и сидит теперь в Ижевске. Хотя, что скрывать, полтора-два года назад находились люди, которые им искренне восхищались».
Другой собеседник выразился более образно: «Что происходит на ВАЗе? Пушкина читал, «Сказку о рыбаке и рыбке»? Вот она на ВАЗе и происходит! Ты думаешь, французы владеют заводом, или, там, японцы? Нет! Завод у нас теперь обеспечивает благосостояние Чехии! Слышал уже выражение «чешская лесопилка»? Еще услышишь…»

Что делают на ВАЗе чехи?

Действительно, когда в Тольятти поминают ВАЗ, о «прозрачности» которого было сделано столько заявлений, разговор неизбежно соскальзывает на «чешскую» тему. И неважно, с кем ты разговариваешь – с рабочим, инженером, менеджером, местным журналистом или блоггером. Местные блоггеры даже бросили клич в начале сентября: «Кто что знает о чехах на ВАЗе – пишите в личку!». Не знаю, что и кто написал блоггерам, поделюсь лишь тем, что удалось узнать лично за две недели пребывания в Тольятти.

«Понимаешь, ни с французами, ни с японцами особых проблем не было. Вообще проблем не было. Японцев уважали все. Потому что спокойные, вежливые, трудяги и профессионалы. Французы – те полегкомысленнее, чуток на понтах, но в целом нормально с ними работалось. А чехи ведут себя иначе. Всю работу стараются переложить на русских. Но за благодарностями-поощрениями — всегда первые в очереди. При том, что их уровень, как специалистов, довольно низок. Ни перспектив, ни масштабов, ни приоритетов АВТОВАЗа они не понимают и не хотят понимать. Их место – на небольшом «отверточном» производстве, с которого они все и вышли. Но при этом у них прямой и почти мгновенный доступ к Андерссону, который всегда на их стороне. А русскому специалисту к Андерссону пробиться практически невозможно… Чем занимаются? Да не поймешь… «Культурой производства» в основном. Следят, чтоб туалеты были чистые, да рабочие в рукав не сморкались…» — изливал душу вазовский руководитель среднего звена.
Впрочем, рассказ о чешской экспансии на АВТОВАЗ правильнее начать с «чеха номер раз».
Её называют самым влиятельным человеком на ВАЗе. Тольяттинские журналисты упорно называют её «супругой» Бу Андерссона. Потому что сам Андерссон в начале года представил Катержину Матушкову широкой публике в этом качестве. Но это – лишь слова Андерссона. Тольяттинцы многократно убеждались: его словам не стоит безоговорочно доверять. И тольяттинская кличка руководителя завода — «Сказочник» — связана отнюдь не с его знаменитым однофамильцем. У них там, в европах, может и ставят знак равенства между супругой и гражданской женой, но Россия пока страна более патриархальная. И, как сообщил мне московский источник, супругой Андерссона Матушкова по российским меркам считаться не может. Потому как официально господин Бу Андерссон… холост. И возникает вопрос: каким образом красивая и обаятельная женщина с загадочной биографией, еще пару лет назад скромно занимавшаяся выпуском рекламных буклетов «Шкоды» в Нижнем Новгороде, оказалась фактически у руля российского автогиганта. Вернее, каким образом – понятно. Вопрос: куда смотрят собственники АВТОВАЗа и почему их такая ситуация устраивает?
Но это самый невинный момент. Далее возникают вопросы посерьезнее. Мне смешно читать рассуждения о том, откуда можно ждать волнений и неприятностей для российской власти. Смотреть нужно не в сторону Болотной площади. Смотреть нужно на Тольятти. Потому что народ тут непростой. Он пока терпит, но доведен до крайности, буквально поставлен на грань выживания. И продолжает выслушивать заявления о необходимости сокращения еще пятнадцати тысяч человек, в условиях, когда вакансий в городе нет, а в некогда оживленных офисных центрах стоят теперь закрытыми целые этажи. «Знаешь, я, наконец, понял, почему Гражданская война была такой жестокой, — сказал мне один из участников протестного митинга в Тольятти. — Когда каждое утро ты заставляешь себя просыпаться, устав от мыслей, как кормить и одевать детей, а люди, говорящие тебе о том, что нужно потуже затянуть пояса, швыряют десятки, сотни миллионов направо и налево… Это убивает всякую к ним жалость».
Говорю же, Тольятти – город маленький. И у горожан возникают неприятные вопросы. Почему за просчеты руководства должны расплачиваться своими судьбами простые сотрудники? Им твердят, что продаж нет, денег нет, но при этом «бедные люди» регулярно получают информацию о том, как шикует высшее руководство завода. Причем, не на свои деньги.

Читайте также:  Как восстановить права при утере - сколько восстанавливают и сколько стоит

Кто заплатит за комфорт?

Итак, по имеющейся информации, господин Андерссон с госпожой Матушковой живут на четыре дома. А именно: отдельный коттедж на турбазе «Фортуна», где с 2006-го года проживает «иногородний» топ-менеджмент АВТОВАЗа. Отдельный коттедж на улице Инженерной, в Портпоселке, где традиционно строит свои роскошные коттеджи элита Тольятти. Весь восьмой этаж гостиничного комплекса Lada Rezort, фактически – четырехзвездночного отеля, расположенного на той же «Фортуне». И, наконец, отдельный коттедж в Ижевске, где и проводят в этом году основную часть времени Андерссон с Матушковой.
По слухам, циркулирующим в Ижевске, на благоустройство коттеджа, роскошную мебель и прочие радости потрачены совершенно неприличные средства.
Оплачивает всё, естественно, завод.
Дальше – еще интереснее. В Тольятти рассказывают анекдот о том, как во время летнего визита в город Карлос Гон, глава концерна Рено-Ниссан-АВТОВАЗ, остановившийся, естественно, на Фортуне, был среди ночи разбужен пожарной сигнализацией. И, как дисциплинированный европеец, выскочил в одной пижаме на прохладный ночной пляж. Остальное население элитной турбазы мирно спало. К ложным срабатываниям пожарной сигнализации все давно привыкли.
Окончание следует…
Николай Федякин

Кому принадлежит автоваз 2020

АвтоВАЗ — это французский производитель с регистрацией в офшоре или почему Лады — настоящие иномарки

Лада стала иномаркой во всех смыслах этого слова. Разбираемся, кому принадлежит отечественный автогигант.

Даже сейчас Лады за что только не ругают: за низкое качество, за высокую цену, несуразный внешний вид. Однако стоит признать, что Лада из 2000-х и Лада сейчас — совершенно разные машины.

Та же Веста вплотную подобралась к главным конкурентам — Hyundai Solaris и Kia Rio. Но близка она к ним стала не только по характеристикам и комфорту, но и по цене: мало кто раньше мог подумать, что отечественные автомобили будут стоить под миллион рублей.

Обсуждая это, не все понимают, что Лада по-сути и является иномаркой. Почему? Все просто: АвтоВАЗ за десятилетие плавно перешел под контроль иностранной компании. Для понимания кратко перескажем путь блуждания завода.

Еще в 2007 году компания Renault купила 25% акции АвтоВАЗа, но с такой долей она не могла влиять на политику завода. А хотела. И 2012 год стал переломным в истории российского автопроизводителя: альянс Renault-Nissan и госкорпорация Ростех создают совместное предприятие Alliance Rostec Auto B.V., которому достается более 75% акций АвтоВАЗа. То есть завод по сути переходит под контроль Alliance Rostec Auto B.V.


Главы альянса «Renault-Nissan» Карлос Гон и корпорации Ростех Сергей Чемезов подписывают соглашение о продаже части АвтоВАЗа

А кто же владел самой Alliance Rostec Auto B.V. и, главное, в каких долях? 60% компании принадлежало Renault и Nissan и лишь 40% Ростеху. Впоследствии цифры могли меняться, но лишь в одну сторону: франко-японский альянс процент за процентом увеличивал долю в Alliance Rostec Auto B.V. Соответственно Renault-Nissan по факту стал основным акционером АвтоВАЗа и мог принимать структурные решения.

Интересный момент: компания Alliance Rostec Auto B.V. оказалось почему-то зарегистрировала в голландском офшоре. Так называемая оптимизация налогов через подобные зоны распространённая практика у частных фирм, но когда речь идет о госкорпорации и главном автозаводе страны, то такая ситуация вызывает лишь недоумение.

Шли годы, и к 2018 году голландская Alliance Rostec Auto B.V. уже завладела более 95% АвтоВАЗа. В ее структуре также произошли изменения: Nissan полностью вышел из проекта, продав свои акции французам. В итоге у Renault оказалось на руках 67% акций, доля Ростеха снизилась до 33%.

На данном этапе владельцев стал тревожить один вопрос: так как оставшиеся 4% акций АвтоВАЗа торгуются на Московской бирже, АвтоВАЗу приходится раскрывать всю структуру собственников, финансовые потоки и прибыльность, то есть быть публичной компанией.

Читайте также:  Заглох двигатель возможные решения проблемы

По всей видимости такая открытость раздражала собственников, поэтому Alliance Rostec Auto B.V. объявляет о принудительном выкупе оставшихся 4% акции автопроизводителя с биржи. К началу 2019 года дело сделано: голландская фирма становится 100% собственницей АвтоВАЗа и автогигант становится частной закрытой компанией.

После этого Ростех решает еще снизить свою долю в автопроизводителе и продает французам 8% своих акций Alliance Rostec Auto B.V.

На данный момент структура собственников Alliance Rostec Auto B.V. (и соответственно АвтоВАЗа, раз ей принадлежат 100% акции автопроизводителя) такая: 75% владеет Renault и лишь 25% владеет госкорпорация Ростех.

По всей видимости в этом момент правительство спохватилось: огромный завод на 3/4 перешел под контроль иностранной компании, которая единолично может принимать стратегические решения. В добавок к этому 100% акции принадлежит компании в Голландии.

Чтобы получить хоть какие-то рычаги влияния, глава Ростеха Сергей Чемезов пообещал до конца 2019 года перерегистрировать Alliance Rostec Auto B.V. в России. Однако этого до сих пор не сделано, да и без желания французов сделать это невозможно: у Renault контрольный пакет.

Вот так и получается, что в период санкций и тотального импортозамещения главным автопроизводителем страны владеют французы, а зарегистрирован он и вовсе в офшоре.

Хорошо ли что выпуском Лад занимаются французы? На этот вопрос у каждого свой ответ, который вы можете оставить ниже в комментариях.

Какая разница рабочим АВТОВАЗа, сколько машин продано

Отечественный автопроизводитель, контрольный пакет акций которого принадлежит иностранцам, сообщил о снижении апрельского уровня продаж в три раза по сравнению с мартом.

За весь апрель, включая продажи модели Niva, реализовано 10 055 автомобилей LADA. В марте 2020 года было продано 32,8 тыс. авто.

В апреле 2020 года Granta осталась самой востребованной моделью АВТОВАЗа. За месяц было реализовано чуть более 3 тыс. этих автомобилей.

LADA Vesta в прошлом месяце продано 2,9 тыс. штук. Тройку лидеров замыкают пассажирские версии семейства Largus – 1 286 автомобилей.

В пресс-службе АВТОВАЗа говорят, что показатели довольно низкие, но это ожидаемо. И даже называют их неплохими для периода самоизоляции. По собственной оценке компании, АВТОВАЗ сохранил лидирующую позицию на рынке в сегменте легковых и легковых коммерческих автомобилей.

Напомним, что не так давно стало известно об увеличении цен на весь модельный ряд LADA. Как отмечают в компании, очередной рост цен связан с тем, что расчеты с некоторыми поставщиками АВТОВАЗ осуществляет в долларах и евро.

Комментарий

Григорий Басистый, депутат думы г.о. Тольятти, председатель независимого профсоюза «МОЛОТ»:

— Скажите, какая разница рабочим АВТОВАЗа, сколько машин продано в марте, апреле или июне? Правильно, никакой. Так же, как и по барабану большинству россиян то, сколько кубов газа, нефти выкачали и продали газпромы и роснефти, или сколько добыли золота и алмазов другие компании! Народу от этого не холодно, не жарко. Потому что прибыли идут в карман малой горстке людей. И будь продажи на АВТОВАЗе даже рекордными, на зарплате рабочих это никак не отразится. Хозяева же предприятий все равно получают госпомощь от России, невзирая на их гражданство. Да и многие олигархи-россияне давно уже не живут в своей стране. А значит, что и всю полученную в России прибыль они тратят отнюдь не на Родине.

Оригинал статьи опубликован в газете «Тольяттинский навигатор», № 12 (549), 15 мая 2020 года
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ №ФС 7-4315 от 21.03.07

Кто владелец АвтоВАЗа

За 2018 год ключевой бенефициар АвтоВАЗа ‒ Alliance Rostec Auto BV ‒ стал основным его владельцем с пакетом акций более 96%. В настоящее время руководит предприятием Ив Каракатзанис.

В реестре акционеров публичного акционерного общества «АВТОВАЗ», одной из крупнейших машиностроительных компаний, на 31 декабря 2017 г. было 141 124 зарегистрированных лица. А уставной капитал общества ‒ 25 943 млн рублей. Доля юридических лиц в нем составляла 93,82%, физических – 6,18%. Мы ответим на интересующий всех вопрос о том, кто на сегодняшний день является собственником АвтоВАЗа.

Акционеры Общества, владеющие более 5% акций

% от уставного капитала

Alliance Rostec Auto BV

Renaissance Securities (Cyprus) Limited

Основным акционером и владельцем АвтоВАЗа является Alliance Rostec Auto BV.

Компания зарегистрирована в Нидерландах. Это совместное предприятие Renault и госкорпорации «Ростех». Их доли в нем поделены в пропорции 75 и 25%, соответственно.

Читайте также:  Полировка кузова своими руками

На 31 декабря 2017 г. Альянсу принадлежали 64,6% акций автомобилестроительного гиганта. Он стремился к увеличению своей доли в капитале и добился желаемого.

О намерениях взять под свой контроль крупнейшую автомобилестроительную компанию России – АвтоВАЗ, нынешний основной бенефициар компании объявил еще в 2012 году. Спустя два года, сделка была завершена.

Планируется, что к концу текущего года под контролем Alliance Rostec Auto BV окажется почти 99% его акций. Еще в марте 2018 года Renault и «Ростех», одна из крупнейших российских компаний, объявили, что долги автогиганту на сумму 61,4 млрд рублей будут списаны в обмен на дополнительные акции.

Вторым акционером, владеющим на конец 2017 года более 5% акций АвтоВАЗа, была Renaissance Securities (Cyprus) Limited, расположенная на Кипре.

Но уже к 30 сентября 2018 года в распоряжении Альянса более 96% акций. Это даже не контрольный пакет. Это практически единоличное владение гигантом автомобилестроения.

Рисунок 1. Изменение доли участия основных акционеров ПАО в уставном капитале в 2018 году, %.

Итак, новый единственным хозяином лидера автомобилестроения России является Alliance Rostec Auto BV.

Для справки. В советские годы Волжский автомобильный завод (АвтоВАЗ) был одним из крупнейших предприятий СССР.

О новом гендиректоре

Alliance Rostec Auto BV объявила, что с 1 июня 2018 года у российского автопроизводителя появится новый глава – Ив Каракатзанис. Он заменит на этом посту Николя Мора, который трудился на этой должности с апреля 2016 года и успел запустить в производство на заводе в Тольятти модели Lada Vesta SW и Vesta SW Cross, реализовал другие крупные проекты. И среди них окончательная замена моторов Renault в семействе Largus на свои двигатели.

Рисунок 2. Николь Мор

Новый президент автогиганта, работая на посту генеральным директора Renault в Румынии, был ответственен за всю коммерческую и производственную деятельность. Кроме того, он оставался президентом и гендиректором компании Dacia, входящей в состав Renault. А до той поры в разные годы был вице-президентом региона Евразия и вице-президентом по цепочке поставок.

Рисунок 3. Новый президент автогиганта Ив Каракатзанис

Ив Каракатзанис родился 13 апреля 1964 года в Марселе (Франция). С 1992 года трудится в структурах Renault.

В АвтоВАЗе новому гендиректору предстоит решить задачи по:

  • развитию продаж моделей бренда LADA в России и за рубежом,
  • оптимизации затрат;
  • обновление модельной линейки Лады.

«В ближайшие годы АвтоВАЗ продолжит следовать выбранным бизнес-направлениям и социальным приоритетам и будет усиливать их» (Каракатзанис).

АвтоВАЗ – это французский производитель с регистрацией в офшоре или почему Лады – настоящие иномарки

Лада стала иномаркой во всех смыслах этого слова. Разбираемся, кому принадлежит отечественный автогигант.

Даже сейчас Лады за что только не ругают: за низкое качество, за высокую цену, несуразный внешний вид. Однако стоит признать, что Лада из 2000-х и Лада сейчас – совершенно разные машины.

Та же Веста вплотную подобралась к главным конкурентам – Hyundai Solaris и Kia Rio. Но близка она к ним стала не только по характеристикам и комфорту, но и по цене: мало кто раньше мог подумать, что отечественные автомобили будут стоить под миллион рублей.

Обсуждая это, не все понимают, что Лада по-сути и является иномаркой. Почему? Все просто: АвтоВАЗ за десятилетие плавно перешел под контроль иностранной компании. Для понимания кратко перескажем путь блуждания завода.

Еще в 2007 году компания Renault купила 25% акции АвтоВАЗа, но с такой долей она не могла влиять на политику завода. А хотела. И 2012 год стал переломным в истории российского автопроизводителя: альянс Renault-Nissan и госкорпорация Ростех создают совместное предприятие Alliance Rostec Auto B.V., которому достается более 75% акций АвтоВАЗа. То есть завод по сути переходит под контроль Alliance Rostec Auto B.V.


Главы альянса «Renault-Nissan» Карлос Гон и корпорации Ростех Сергей Чемезов подписывают соглашение о продаже части АвтоВАЗа

А кто же владел самой Alliance Rostec Auto B.V. и, главное, в каких долях? 60% компании принадлежало Renault и Nissan и лишь 40% Ростеху. Впоследствии цифры могли меняться, но лишь в одну сторону: франко-японский альянс процент за процентом увеличивал долю в Alliance Rostec Auto B.V. Соответственно Renault-Nissan по факту стал основным акционером АвтоВАЗа и мог принимать структурные решения.

Интересный момент: компания Alliance Rostec Auto B.V. оказалось почему-то зарегистрировала в голландском офшоре. Так называемая оптимизация налогов через подобные зоны распространённая практика у частных фирм, но когда речь идет о госкорпорации и главном автозаводе страны, то такая ситуация вызывает лишь недоумение.

Читайте также:  Кия сид 2020 новый кузов - Авто журнал ПК Моторс

Шли годы, и к 2018 году голландская Alliance Rostec Auto B.V. уже завладела более 95% АвтоВАЗа. В ее структуре также произошли изменения: Nissan полностью вышел из проекта, продав свои акции французам. В итоге у Renault оказалось на руках 67% акций, доля Ростеха снизилась до 33%.

На данном этапе владельцев стал тревожить один вопрос: так как оставшиеся 4% акций АвтоВАЗа торгуются на Московской бирже, АвтоВАЗу приходится раскрывать всю структуру собственников, финансовые потоки и прибыльность, то есть быть публичной компанией.

По всей видимости такая открытость раздражала собственников, поэтому Alliance Rostec Auto B.V. объявляет о принудительном выкупе оставшихся 4% акции автопроизводителя с биржи. К началу 2019 года дело сделано: голландская фирма становится 100% собственницей АвтоВАЗа и автогигант становится частной закрытой компанией.

После этого Ростех решает еще снизить свою долю в автопроизводителе и продает французам 8% своих акций Alliance Rostec Auto B.V.

На данный момент структура собственников Alliance Rostec Auto B.V. (и соответственно АвтоВАЗа, раз ей принадлежат 100% акции автопроизводителя) такая: 75% владеет Renault и лишь 25% владеет госкорпорация Ростех.

По всей видимости в этом момент правительство спохватилось: огромный завод на 3/4 перешел под контроль иностранной компании, которая единолично может принимать стратегические решения. В добавок к этому 100% акции принадлежит компании в Голландии.

Чтобы получить хоть какие-то рычаги влияния, глава Ростеха Сергей Чемезов пообещал до конца 2019 года перерегистрировать Alliance Rostec Auto B.V. в России. Однако этого до сих пор не сделано, да и без желания французов сделать это невозможно: у Renault контрольный пакет.

Вот так и получается, что в период санкций и тотального импортозамещения главным автопроизводителем страны владеют французы, а зарегистрирован он и вовсе в офшоре.

Хорошо ли что выпуском Лад занимаются французы? На этот вопрос у каждого свой ответ, который вы можете оставить ниже в комментариях.

ОАО «АвтоВАЗ»

▲ 3,7 млрд руб. (2007 год, МСФО)

ОАО «АВТОВА́З» ( РТС:AVAZG, ММВБ:RU0009071187) — автомобилестроительная компания России, крупнейший производитель легковых автомобилей в России и Восточной Европе. Находится в городе Тольятти Самарской области.

Официальное наименование: полное — Открытое акционерное общество «АВТОВАЗ», краткое — ОАО «АВТОВАЗ». Предыдущее название — Во́лжский автомоби́льный заво́д (ВАЗ).

Ранее выпускал автомобили марки «ВАЗ» с наименованиями «Жигули», «Нива», «Спутник», «Самара», «Ока». В настоящее время производит автомобили под торговой маркой «Lada» («Лада»), которые продавцы и потребители по-прежнему часто именуют ВАЗами. Кроме того, поставляет другим производителям машинокомплекты для выпуска автомобилей марок «ВАЗ», «Lada» и «Ока».

Содержание

История

20 июля 1966 года, после анализа 54 различных строительных площадок, ЦК КПСС и Советским правительством было принято решение о строительстве нового крупного автомобильного завода в городе Тольятти. Подготовка технического проекта была поручена итальянскому автомобильному концерну «Fiat». Согласно контракту, на этот же концерн возлагалось технологическое оснащение завода, обучение специалистов.

3 января 1967 года ЦК ВЛКСМ объявил строительство Волжского автозавода Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Тысячи людей, в основном молодёжь, направились в Тольятти на стройку автогиганта. Уже 21 января 1967 года был вынут первый кубометр земли под строительство первого цеха завода — корпуса вспомогательных цехов (КВЦ).

С 1969 года начали формироваться трудовые коллективы завода, в большинстве это были люди, строившие завод. Продолжился монтаж производственного оборудования, произведенного на 844 отечественных заводах, 900 заводах социалистического содружества, фирмами Италии, ФРГ, Франции, Англии, США и других стран.

1 марта 1970 года первые 10 кузовов будущих автомобилей выдал цех сварки, а 19 апреля 1970 года с главного конвейера завода сошли первые шесть автомобилей ВАЗ-2101 «Жигули», по конструкции в основном повторявших итальянскую модель «FIAT-124», но собранных целиком из локализованных комплектующих. 28 октября 1970 года в Москву был отправлен первый эшелон с автомобилями «Жигули». Таким образом, при расчетном сроке строительства в 6 лет, завод был пущен в эксплуатацию досрочно на 3 года, что позволило СССР сэкономить более 1 млрд советских рублей.

24 марта 1971 года Государственная комиссия приняла в эксплуатацию первую очередь Волжского автозавода, которая будет выпускать 220 тысяч автомобилей в год. 16 июля 1971 года был выпущен 100-тысячный автомобиль с маркой «ВАЗ». 10 января 1972 года Государственной комиссией подписан акт о приёмке в эксплуатацию второй очереди Волжского автозавода мощностью 220 тысяч автомобилей в год. Официально завод был принят Государственной комиссией с оценкой «отлично» 22 декабря 1973 года — после выпуска миллионного автомобиля; указом президиума ВС СССР Волжский автомобильный завод был награждён орденом Трудового Красного Знамени. [1]

Читайте также:  Как выбрать детское автокресло

Проектная мощность завода — 660 тысяч автомобилей в год.

Таблица: производство автомобилей, шт.

1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
743619 674884 673821 656403 529403 607091 679570 740526 542522 677087 706377 767300 702963 699899 712000 721500 724000 770000 801600
  • Источник за 2008 год[2]

По подсчётам компании Ernst&Young, в 2007 году в России было продано около 2,65 млн автомобилей, из которых «АВТОВАЗ» продал 663,5 тыс. автомобилей (что на 6,2 % больше, чем в 2006 году).

Государственная поддержка

В результате экономического кризиса 2008—2009 годов и вызванного им кризиса сбыта продукции в начале 2009 года «АвтоВАЗ» попал в сложную финансовую ситуацию. На конец марта 2009 года долг поставщикам составил около 14 млрд руб.

30 марта 2009 года Правительством России было принято решение о выделении государственной корпорации «Ростехнологии» 25 млрд руб., которые та, в свою очередь, в виде беспроцентной ссуды сроком на год передаст «АвтоВАЗу». [3]

Также модельный ряд «АВТОВАЗ» попал под государственную программу субсидирования процентных ставок по автокредитам. [4]

Собственники и руководство

Структура собственности

С 22 декабря 2005 года, после ухода в отставку председателя совета директоров В. В. Каданникова, общим собранием акционеров установлено следующее распределение пакетов акций: 64 % акций ОАО «АВТОВАЗ» принадлежат его же дочерним предприятиям — «AVVA» (38 %), ЗАО «ЦО АФК» (24 %) и ЗАО «ИФК» (2 %). При этом ОАО «АВТОВАЗ» принадлежат 86 % акций «AVVA», а «AVVA» вместе с «АВТОВАЗ» владеют 60 % акций «ЦО АФК».

В декабре 2007 года стало известно, что французская автомобилестроительная корпорация «[5] . 29 февраля 2008 года сделка состоялась, договор о продаже акций подписали глава совета директоров ИК «Тройка Диалог» Рубен Варданян, президент «Troika Capital Partners» Сергей Скворцов и глава корпорации «Renault-Nissan» Карлос Гон [6] . Окончательная сумма сделки будет зависеть от итогов работы «АВТОВАЗ» в 2008—2009 годах, но не превысит 1,2 млрд долларов. После погашения казначейских акций завода «Renault» получит контрольный пакет акций.

На ноябрь 2008 года основные акционеры: Renault, «Российские технологии» и «Тройка диалог» — по 25 % плюс 1 акция. [7]

Руководство

На конец 2008 года председатель совета директоров компании «АвтоВАЗ» — глава государственной корпорации «Ростехнологии» Чемезов Сергей Викторович. Президент-генеральный директор — Алешин Борис Сергеевич.

В предыдущие периоды руководителями ОАО «АВТОВАЗ» были:

  • 1966—1975 — Поляков, Виктор Николаевич, генеральный директор.
  • 1975—1982 — Житков, Анатолий Анатольевич, генеральный директор.
  • 1982—1988 — Исаков, Валентин Иванович, генеральный директор.
  • 1988—1996 — Каданников, Владимир Васильевич, генеральный директор.
  • 1996—2002 — Николаев, Алексей Васильевич, президент-генеральный директор.
  • 2002—2005 — Вильчик, Виталий Андреевич, президент-генеральный директор.
  • 2005—2006 — Есиповский, Игорь Эдуардович, президент-генеральный директор.
  • 2006—2007 — Артяков, Владимир Владимирович, президент-генеральный директор.
  • 2007—2009 — Алешин, Борис Сергеевич, президент-генеральный директор.

29 декабря 2000 года в здании заводоуправления ОАО «АВТОВАЗ» открылась галерея портретов всех генеральных директоров «АВТОВАЗ» с момента его основания. [8]

Деятельность

Основные производства

В состав производственных объектов ОАО «АВТОВАЗ» входят:

  • производство ремонта и обслуживания оборудования (ПРиОО);
  • металлургическое производство (МтП);
  • прессовое производство (ПрП);
  • сборочно-кузовное производство (СКП);
  • механо-сборочное производство (МСП);
  • производство пластмассовых изделий (ППИ);
  • корпус вспомогательных цехов (КВЦ);
  • опытно-промышленное производство (ОПП);
  • участок окраски кузовов.

Процесс сборки автомобилей осуществляется на пяти линиях конвейера. Каждый автомобиль, выпущенный на автозаводе, проходит обкатку на автомобильном треке, представляющем из себя две кольцевые трассы и отдельные участки с испытательным покрытием.

В 1970-х годах в состав «Волжского объединения по производству легковых автомобилей» были включены три предприятия:

После развала СССР, в результате акционирования, все предприятия стали акционерными обществами. В настоящее время указанные заводы продолжают поставлять свою продукцию как на ОАО «АВТОВАЗ», так и на другие автозаводы России.

Научно-технический центр

8 апреля 1986 года состоялся визит М. С. Горбачёва в Тольятти, где Генеральный секретарь ЦК КПСС посетил Автозавод. Результатом этого визита было решение о создании на базе флагмана отечественного машиностроения инжинирингового центра.

4 сентября 1986 года Правительством страны было принято решение о создании на Волжском Автозаводе отраслевого научно-технического центра (НТЦ). В 1987—1994 годах были введены в строй его основные мощности: инженерный корпус, дизайн-центр, комплекс подготовки автомобилей к испытаниям, комплекс исследований электромагнитной совместимости, шумов и вибраций, аэроклиматический комплекс, корпуса опытно-промышленного и экспериментального производств. В 1996 году в НТЦ была принята в эксплуатацию полномасштабная аэродинамическая труба.

Первым руководителем научно-технического центра был В. В. Каданников (в 1986—1988 гг.).

7 сентября 2001 года, в честь 15-летия научно-технического центра, была открыта первая очередь технического музея. [9] Сегодня это — целый парк автомобильной и военной техники, где собраны уникальные экспонаты со всей страны. Музей открыт для посещения гражданами города.

После вхождения в число акционеров ОАО «АВТОВАЗ» французской компании Renault, принято решение о вхождении НТЦ ОАО «АВТОВАЗ» в состав глобального инженерного альянса с Renault/Nissan. [10]

Показатели деятельности

Предприятие ориентировано на внутренний рынок, где является абсолютным лидером по продажам, и на страны СНГ. В 2004 году завод выпустил чуть более 712 тысяч, в 2005 году — 721,5 тысяч автомобилей. В 2006 году выпущено 966 380 автомобилей и автокомплектов, продано 724 тысяч готовых автомобилей, в том числе 185 673 автомобилей и сборочных комплектов на экспорт. В 2007 году продано (по данным компании) 770 тысяч авто.

В 2007 году компания планирует выпустить 959,7 тыс. автомобилей и сборочных комплектов, в том числе 125 тыс. автомобилей Lada Kalina, более 210 тыс. автомобилей модели Lada Samara, 35 тыс. трехдверных внедорожников Lada 4х4 и 8 тыс. автомобилей «Lada 112 Coupe». Экспорт автомобилей и автокомплектов в 2007 году планируется увеличить до 194 тыс. единиц.

Выручка компании по МСФО в 2006 году по сравнению с 2005 выросла на 15 % — со 159 млрд. до 184 млрд. руб., чистая прибыль в 2006 году составила 3,534 млрд. руб. ($130 млн.) против убытка 673 млн руб. в 2005 году. Прибыль от основной деятельности выросла на 88 % и достигла 9,368 млрд. руб. ($344 млн). [11]

Выручка в 2007 году — 187,6 млрд руб., чистая прибыль — 3,7 млрд руб. (МСФО, 2007 г.). Капитализация — 12 млрд. руб. [12]

Кто у конвейера хозяин?

Мы в русле мировых тенденций: среди крупнейших российских компаний (по объему выручки в 2005-м) все ведущие автопроизводители — в первых рядах. Как бы они ни жаловались на тяжелое материальное положение… Вот АВТОВАЗ занимал почетнейшее 19-е место, «Группа ГАЗ» — 30-е, «Группа СОК» — 45-е, КамАЗ — 49-е место, а компания «Северсталь-Авто», которая обороты начала набирать совсем недавно, уже оказалась на 111-м месте среди всех российских фирм. Кроме того, в первой «золотой» сотне — еще шесть компаний, занимающихся продажей автомобилей. Солидно!

Кстати, последние как раз и не скрывают ни имен своих реальных акционеров, ни размеров принадлежащих им долей собственности (но об этом — в одном из будущих номеров). А вот истинных владельцев наших автозаводов выявить подчас очень сложно…

С декабря 2005 года предприятием управляет группа менеджеров государственно-коммерческой компании «Рособоронэкспорт», однако формально изменений в структуре акционеров не произошло. Одним из последствий столь странной ситуации (структура акционеров непрозрачна; при этом предприятием руководят люди, назначенные государством) стало недавнее снижение рейтинга АВТОВАЗа крупнейшим мировым агентством Standart&Poor,s (компания заняла лишь 67-е место среди 70 крупнейших российских фирм по критерию транспарентности, то есть прозрачности бизнеса). В конце 2006-го ряд ведущих биржевых экспертов пришли к выводу, что «отсутствие внятной стратегии, недостаток прозрачности, а также слабые финансовые и операционные показатели АВТОВАЗа свидетельствуют о том, что у ценных бумаг этого акционерного общества практически нет шансов стать привлекательным инвестиционным объектом, по крайней мере в среднесрочной перспективе». Стоит ли удивляться, что иностранные инвесторы не рвутся на крупнейший российский автозавод.

[caption align=”aligncenter” width=”150″ caption=”СТРУКТУРА

С ПРИЦЕЛОМ НА МИРОВЫЕ РЫНКИ

Противоположная ситуация сложилась на Горьковском автозаводе. Его владельцы намерены активно осваивать международные рынки и заинтересованы в прозрачности своего бизнеса. Контрольный пакет ГАЗа принадлежит машиностроительному холдингу «Русские машины» — около 63% уставного капитала (напрямую РМ владеет 30,23% акций). В свою очередь учредителем и основным акционером РМ является компания «Базовый элемент»; ею руководит известный предприниматель Олег Дерипаска.

[caption align=”aligncenter” width=”150″ caption=”СТРУКТУРА

С 2005 года на основе ГАЗа началась консолидация принадлежащих ему автомобильных активов. В состав «Группы ГАЗ» ныне входят ПАЗ, ГолАЗ, КАвЗ, ЛиАЗ, Канашский автоагрегатный завод, Саранский завод автосамосвалов, ярославские заводы топливной и дизельной аппаратуры, а также ОАО «Автомобильный завод Урал», ОАО «ТвЭкс», ОАО «Брянский арсенал», ОАО «Челябинский завод строительно-дорожных машин», ОАО «Заволжский завод гусеничных тягачей», ОАО «Арзамасский машиностроительный завод», ОАО «Холдинговая компания Барнаултрансмаш», их дочерние сервисно-сбытовые и снабженческие организации. Завершение консолидации намечено на 2007 год. По окончании конвертации доля основного акционера (компании «Русские машины») сильно не изменится.

Примерно такая же ситуация (почти прозрачная!) и в компании «Северсталь-Авто», которой принадлежит 99,66% акций ЗМА (Завод малолитражных автомобилей, Набережные Челны) и 66,07% УАЗа. Крупнейшим акционером «Северсталь-Авто», в свою очередь, является холдинг Newdeal Investments Ltd., принадлежащий главе «Северстали» Алексею Мордашову.

Таганрогским автозаводом, где собирают несколько моделей «Хёндай», владеют в равных долях целых пять иностранных компаний — три из Лихтенштейна, одна немецкая и еще одна — зарегистрированная на британской территории в Индийском океане. Но эксперты полагают, что за всеми этими фирмами стоит основной акционер финансово-промышленной группы «Донинвест» (которая в свое время и построила ТагАЗ) Михаил Парамонов.

[caption align=”aligncenter” width=”150″ caption=”СТРУКТУРА

Однако самой закрытой среди крупнейших российских автокомпаний считается «Группа СОК». Она контролирует два автосборочных завода — «РосЛада» и «Иж-Авто». Увы, нет точных официальных данных по их доле владения в предприятиях, как нет достоверных данных о структуре собственности самой «Группы СОК». Единственное, что известно — определяет политику группы (и, видимо, владеет значительным пакетом акций) самарский бизнесмен Юрий Кочмазов.

ХОЗЯИН НА ВСЕ СТО

Проще всего решается проблема определения владельца, когда речь идет о новых, строящихся (или уже действующих) автосборочных заводах в России. Завод «Джи-Эм-АВТОВАЗ» в Тольятти в равных долях принадлежит «материнским» компаниям «Дженерал моторс» и АВТОВАЗ (по 41,61%) и Европейскому банку реконструкции и развития (16,78%). На 100% принадлежит «Форду» российский завод во Всеволожске. То же самое относится к будущим предприятиям «Ниссан», «Тойота», «Фольксваген»… Московский завод «Автофрамос» создавался как СП компании «Рено» и столичного правительства, но французы поэтапно выкупили российскую долю, став полновластными хозяевами предприятия. И никаких вопросов!

Кстати, в эту компанию неожиданно попал и чисто российский СеАЗ. До весны 2005 года 100% акций Серпуховского завода принадлежало АВТОВАЗу (откуда поступали двигатели и некоторые другие комплектующие). Но в прошлом году ОАО «СеАЗ» был продан самарской промышленной группе «Автоком» — на все 100%. Вот тут кончается Запад и начинается Россия: структура компании-владельца нам неизвестна.

Российский бизнес на перепутье: компании, которые намерены выйти на международные рынки, пытаются привести к принятым там нормам и свою структуру собственности, сделать ее более понятной и прозрачной. Но пока этот процесс, похоже, находится в самой ранней, «темной» стадии…

P.S. Все диаграммы по структуре собственности компаний составлены на основе данных отчетов ФКЦБ и Росстата (на середину 2006 года). Данные по долям акционеров, представленные в тексте и на диаграммах, относятся к голосующим акциям.

Большинство российских компаний пока не торопятся раскрывать структуру собственности, имена своих главных акционеров, финансовые итоги и размеры вознаграждений топ-менеджерам, а также планы на будущее так, как это принято в международной практике.

Чей АВТОВАЗ

Мировой автопром реорганизуется: сворачивает убыточные производства, объединяет низкорентабельные.

Это процесс неизбежно приведёт к массовым увольнениям рабочих, и это пытаются предотвратить профсоюзы Бразилии, Франции, Германии, США. В России, где профсоюзное движение не развито, существует другая форма борьбы с сокращениями – господдержка. Её суть чаще всего сводится к тому, что судьба людей, выброшенных за ворота предприятия после выплаты 3-4 окладов, больше никого не волнует. Зато работодатель компенсирует убытки от мирового кризиса за счёт российских налогоплательщиков.

В последнее время призывы поддерживать отечественного производителя раздаются всё чаще с самых высоких трибун. Однако не всем ясно, что это за зверь такой – «отечественный производитель». Вот и поддерживает государство компании «Пепсико», «Нестле» или АВТОВАЗ, которые к отечеству имеют весьма отдалённое отношение.

С целью чёткого разделения отечественных компаний от иных в нашей стране стали создаваться различные некоммерческие организации, объединяющие российских производителей. Они, к примеру, и определяют, что российские производители – это отечественные владельцы производства, производящие товары на территории своей страны, зарегистрированные в ней и использующие труд работников своей страны. Российские владельцы или совладельцы производства, использующие в процессе производства что-либо иностранное (компаньонов, работников, территорию и др.), считаются производителями с российским (русским) участием. Оказывается, всё просто.

ЧЕЙ АВТОВАЗ?

А теперь скажем несколько слов о том, кому принадлежит АВТОВАЗ. Итак, единственным хозяином лидера автомобилестроения России является Alliance Rostec Auto BV. Доля его акций стремится к 100%. В самом Альянсе доля российской госкомпании «Ростех» составляет всего 25%, а 75% принадлежит французскому автопроизводителю Renault. При этом интересна страна регистрации Alliance Rostec Auto B.V. Это не Франция и не Россия, а Голландия. Кстати, глава Ростеха обещал, что в 2019 году Alliance Rostec Auto B.V будет перерегистрирован в России. (Интересно, помнит ли он об этом?)

С 2019 года у АВТОВАЗа осталось ещё меньше отечественного. Раньше его акционерами были обычные российские люди. Теперь нет, только юридические лица. Напомним, что в прошлом году был запущен выкуп оставшихся трёх с небольшим процентов акций у частных миноритариев с целью доведения доли Альянса до 100%. Зачем? Может быть, для круглого счета… Или чтобы выплачивать дивиденды только своим. Ведь АВТОВАЗ с 2008 года не платил дивидендов. И теперь у Альянса появилась прекрасная возможность продолжать не платить их тем, кто так долго ждал выплат.

Вместе с тем многие бывшие акционеры считают, что ценные бумаги АВТОВАЗа у них не выкупили, а попросту отняли. Потому как получить деньги за акции можно только наличными на руки. Для этого необходимо приехать в Тольятти к единственному нотариусу. То есть чтобы получить 1-2 тыс. рублей, некоторым акционерам необходимо потратить 15-20 тысяч. И это в XXI веке электронных платежей, когда и кредит в банке можно получить, не выходя из дома!

Наверное, на то, что многие акционеры не приедут за своими деньгами, и был расчёт, исключавший возможность электронного платежа за выкуп акций. Так что в этом году, когда выкуп ценных бумаг будет завершён, Альянс станет владельцем 100% акций. И тогда уж можно будет смело начислять дивиденды. Тем более что благодаря в том числе и многомиллиардной господдержке выручка АВТОВАЗа значительно увеличилась уже в прошлом году. И в 2018-м впервые за много лет АВТОВАЗ заплатил налог на прибыль в бюджет Самарской области – аж 200 млн рублей. Так что не за горами и выплата дивидендов. Но теперь уж только своим.

С государственной помощью

Что касается АВТОВАЗа, то здесь дела идут хорошо, особенно по сравнению с положением дел в мировом автопроме. Вот и руководитель профсоюза Сергей Зайцев обещает, что сокращений в 2019 году не предвидится. Наоборот: автопроизводитель намерен принять на работу около трехсот инженеров. А к 2026 году завод планирует выпустить восемь новых моделей и обновить девять предыдущих. Не без финансовой поддержки российского государства. И, пожалуй, не станем говорить о том, что новые и обновлённые модели станут дороже прежних. Об этом и так всем известно.

Вместо этого давайте вспомним, сколько раз наше правительство протягивало руку помощи с зажатыми в ней миллиардами иностранному производству и сколько раз, когда завод был ещё тольяттинским, ну а затем, когда им управляли москвичи. Так вот, до тех пор, пока четверть всех акций не стала принадлежать иностранцам, госпомощь автозаводу не оказывалась.

Заглянем в историю. В декабре 2007 года стало известно, что французская автомобилестроительная корпорация Renault планирует приобрести 25% акций ОАО «АВТОВАЗ». Прошло чуть больше года, и 29 февраля 2008 года сделка состоялась… А первая поддержка отечественному автопрому, читай АВТОВАЗу, случилась в 2009 году. Вот что по этому поводу говорит Википедия: «В результате экономического кризиса 2008-2009 годов и вызванных им проблем со сбытом продукции в начале 2009 года ОАО «АВТОВАЗ» попал в сложную финансовую ситуацию. На конец марта 2009 года долг поставщикам автозапчастей составил около 14 млрд руб. За 9 месяцев 2009 года производство упало на 43,5% к соответствующему периоду предыдущего года».

Однако госпомощь была оказана значительно раньше – 30 марта 2009 года было выделено Ростехнологии 25 млрд руб., которые та, в свою очередь, в виде беспроцентной ссуды сроком на год передала АВТОВАЗу. Вместе с тем весь модельный ряд АВТОВАЗа попал под государственную программу субсидирования процентных ставок по автокредитам. Однако эти меры не спасли предприятие от массовых сокращений работников, и опять государство вкладывало деньги в АВТОВАЗ. 22,5 тыс. работников компании были уволены в 2009 году, из них 11,5 тыс. оформили пенсию и 2,3 тыс. – досрочную пенсию.

В ноябре 2009 года Кристиан Эстев, генеральный директор Renault в России, заявил, что по предложениям французской стороны на АВТОВАЗе планируется организовать производство автомобилей марок Renault, Nissan и Lada на базе единой платформы В0 (платформа Logan), а также оставить производство вазовских автомашин класса ultra low cost. В ноябре 2009 года российское правительство заявило о готовности оказать АВТОВАЗу поддержку в размере 54,8 млрд руб. Из этой суммы 38 млрд – невозвратные долги, ещё 12 млрд руб. – на создание и запуск в производство нового модельного ряда, ещё 4,8 млрд руб. необходимо для реализации программы создания новых рабочих мест.

А 27 ноября 2009 года Сергей Чемезов и Кристиан Эстев подписали протокол о сотрудничестве в рекапитализации ОАО «АВТОВАЗ». Согласно ему РФ оказывает автозаводу финансовую помощь в обмен на помощь Renault в использовании технологий Renault и Nissan для производства продукции в Тольятти и для закрытия потребностей российского авторынка.

СКОЛЬКО СТОЯТ ТЕХНОЛОГИИ?

Итого в 2009 году правительство РФ вложило в АВТОВАЗ без малого 80 млрд рублей. И с тех пор ежегодно накачивает завод миллиардами. 40 млрд выделено в 2010 году.

Однако с каждым годом мера поддержки АВТОВАЗа освещается в прессе всё менее широко. Но при этом она не прекращалась ни в 2012-м, когда было создано совместное предприятие с государственной корпорацией «Ростехнологии» под названием Alliance Rostec Auto BV и у Альянса оказался контрольный пакет тольяттинского завода. Ни в 2014-м, когда Alliance Rostec Auto BV владел уже 76,25% акций ОАО «АВТОВАЗ». Так, в 2015-м правительство РФ выделило заводу 12,5 млрд рублей, а в 2016 году – 13,2 млрд и было списано 20 млрд долгов. В 2017-м правительство решило субсидировать предприятие по программам. И выделило 17 млрд на программу льготного автокредитования, а также программы льготного лизинга и обновления парка. Кстати, по ним было реализовано две трети всех проданных АВТОВАЗом автомобилей.

Однако сколько бы денег ни вбухивали в иностранный завод, прибыльнее от этого предприятие не становилось. И в 2017 году по своим убыткам АВТОВАЗ достиг апогея – 161 млрд рублей, или 2,8 млрд долларов. При этом цены на автомобили повышаются несколько раз в год, а сокращение трудового коллектива происходит ежегодно.

В 2018 году правительство продолжило стимулировать потребительский спрос на автомобили адресными программами «Первый автомобиль», «Семейный автомобиль», на которые по всему автопрому выделило 16 млрд рублей. А всего на поддержку отечественного автопрома в прошлом году направлено из госбюджета 35 млрд рублей. И после разгромных статей об АВТОВАЗе по итогам 2017 года в открытых источниках интернета уже невозможно найти информацию о конкретном количестве миллиардов, выделенных АВТОВАЗу. В 2019-м поддержка АВТОВАЗа продолжена на уровне субсидирования банковских кредитов, правда, в отрасль запланировано направить лишь 10,4 млрд рублей, что почти втрое меньше прошлогодней поддержки.

НОВЫЕ ФОРМЫ ГОСПОДДЕРЖКИ

Снижение господдержки в текущем году уже породило песни иностранных автопроизводителей, о том, что автомобильную индустрию России может покачнуть снижение госпрограмм, нацеленных на поддержание спроса на автомобили.

Вот и губернатор нашего региона Дмитрий Азаров, встречаясь на прошлой неделе с председателем правительства Дмитрием Медведевым, обсуждал тему помощи АВТОВАЗу. Особое внимание стороны уделили вопросам поддержки ПАО «АВТОВАЗ» и крупнейшего трудового коллектива региона, а также реализации специнвестконтракта (СПИК), – сообщила пресс-служба регионального правительства. Согласно условиям контракта, «ПАО «АВТОВАЗ» принял на себя беспрецедентные обязательства по локализации в России производства 26 моделей автомобилей, а также автоматических коробок передач и передовых двигателей, в том числе с турбонагнетателем и на сжатом природном газе». И потому Дмитрий Азаров считает очень важным, чтобы меры поддержки в первую очередь касались тех предприятий, которые обеспечивают высокий уровень локализации. Также в ходе встречи обсуждались меры поддержки экспорта продукции ПАО «АВТОВАЗ», предусматривающие частичную компенсацию логистических затрат. Губернатор отметил значимость мер господдержки российских производителей, в частности АВТОВАЗа, для сохранения и увеличения экспорта российской продукции на мировые рынки.

Так что же в этой информации можно прочесть между строк? То, что иностранному предприятию, расположенному на тольяттинской земле, вновь дадут денег, дадут больше, чем всем другим автопроизводителям, собирающим машины в России. Дадут и на то, чтобы довезти свою продукцию до покупателей в других странах, и на производство запчастей. И всё это под благим предлогом заботы о российском труженике, множащем своим горбом доходы иностранных руководителей АВТОВАЗа и Альянса.

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ НАОБОРОТ

Про уровень локализации и о том, как зарубежные запчасти становятся российскими, мы расскажем как-нибудь в другой раз. Сейчас остановимся на новой для читателя аббревиатуре СПИК.

В конце прошлого года тольяттинский автозавод объявил о подписании документа с Министерством промышленности и торговли о заключении специнвестконтракта. Суть контракта заключается в развитии на территории РФ брендов LADA, Renault, Nissan, Datsun и Mitsubishi. Однако АВТОВАЗ засекретил информацию о СПИКе и не стал разглашать решение по вопросу о СПИК, выработанное 25 марта 2019 года на совете директоров АВТОВАЗа. «Решение по данному вопросу относится к конфиденциальной информации Общества и на этом основании не подлежит публичному раскрытию…» – говорится в сообщении предприятия.

Однако «Тольяттинскому навигатору» удалось получить кое-какую информацию из открытых источников интернета в отношении специального инвестконтракта, под реализацию которого просят государство выделить АВТОВАЗу дополнительную поддержку. Так вот СПИК – это соглашение между инвестором и государством, в котором в данном случае фиксируются обязательства ПАО «АВТОВАЗ» локализовать в России производство 26 моделей машин, а также наладить выпуск автоматических коробок передач и двигателей нового поколения, в том числе работающих на природном газе. А государство в лице губернатора Самарской области гарантирует «стабильность налоговых и регуляторных условий и предоставление мер поддержки». При этом Фонд развития промышленности выступает оператором программ СПИК, регулируемых Федеральным законом «О промышленной политике в РФ».

Сам Фонд был создан при Минрегионразвития, а статус СПИК кроме наклейки «Сделано в России» даёт иностранным компаниям возможность называть выпущенную на территории РФ продукцию российской и благодаря этому получить доступ ко всем госпрограммам на общих основаниях. А также пользоваться заёмными средствами Фонда под процент ниже некуда – от 1 до 5% в год и – здесь должны греметь фанфары – обнулить налог на прибыль в федеральной и региональной части.

Надо ли говорить, что участниками программы СПИК стали в основном зарубежные компании, которые кроме дешёвой рабочей силы получают в России ещё и такие вот приятные бонусы? Правильно, не надо.

Ну а что касается АВТОВАЗа, он намерен вложить в рамках 10-летнего контракта 70 млрд рублей на развитие модельного ряда вышеперечисленных брендов, создать 2300 новых рабочих мест и совместно с партнерами по Альянсу расширить локализацию материалов, деталей и комплектующих, внедрить новые технологии и увеличить объемы экспорта.

Ну а нам-то что с того? – справедливо спросит читатель. А вам – зарплата.

Подведём неутешительные итоги, или зачем продавали завод?

На момент сделки с французами в 2008 году на АВТОВАЗе работали более 100 тыс. человек. Чистая прибыль компании за 2007 год составила 3,7 млрд рублей. В этот год (до прихода французов) было выпущено 770 тыс. автомобилей. Продано в России 663,5 тысячи автомобилей. Средний ценник на авто составлял 150 тыс. рублей. Средняя зарплата – 13 тыс. рублей в месяц. Акционерам ещё платили дивиденды. И при этом ни рубля господдержки для предприятия.

Тремя годами ранее. В 2004 году ОАО «АВТОВАЗ» выплатило налогов на сумму 16,1 млрд руб., из которых около 7 млрд руб. было заплачено в федеральный бюджет, 3,7 млрд руб. – в бюджет Самарской области и 2,4 млрд руб. – в бюджет Тольятти. Прирост налогов по сравнению с 2003 годом составил 21%.

На сегодняшний день в компании, на 97% принадлежащей голландскому Альянсу, работает 36 тыс. человек. Впервые с 2008 года в прошлом году получена прибыль. Налог на прибыль – 200 млн рублей – в 2018-м был уплачен в последний раз. (Льготы.) За прошлый год продано 360 204 автомобиля. Этот результат — лучший за последние четыре года. Дивидендов труженикам АВТОВАЗа не было и не будет. Средняя зарплата на АВТОВАЗе – 32 тыс. рублей. В среднем автомобиль стоит 700 тыс. рублей. И сотни сотен миллиардов господдержки…

Комментарий

Алексей Краснов, депутат Самарской губернской думы (фракция КПРФ):

– О том, что АВТОВАЗ – место для распила бюджетных денег, говорится давно. При этом политика российского правительства еще со времён Грефа, который в «нулевые» был министром экономического развития, строится на принципах, подобных его высказыванию: «Мне легче купить сто «Боингов», чем дать эти деньги российским производителям». Потому Россия не будет сильной до тех пор, пока в ней не изменится отношение и к российскому производителю, и к российскому человеку. В советские годы наше государство было сильным. Оно показывало другим кулак. Сегодня чаще показывает фигу. Своим.

Игорь Мухин, «Тольяттинский навигатор»
Оригинал статьи опубликован в газете « Тольяттинский навигатор », № 13 (508), 11 апреля 2019 года
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ №ФС 7-4315 от 21.03.07

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: