Замена датчика холостого хода Ваз

Меняем датчик холостого хода на ВАЗ-2114: тестирование нового РХХ и видео замены

Не редко владельцы ВАЗ-2114 сталкиваются с такой проблемой, как нестабильная работа двигателя на холостых оборотах. Причин тому достаточно много и диагностика может стать непростой задачей. Наиболее часто встречающаяся подобная «болячка» — это появление неисправности датчика (регулятора) холостого хода. Проверить его и заменить, тем самым решив насущную проблему, достаточно просто и это мероприятие вполне проводимо своими руками в условиях собственного гаража.

Подготовка к замене: выбор датчика и необходимый инструмент

Прежде чем приступить к замене датчика, необходимо провести некоторые подготовительные меры. В первую очередь, это покупка новой запчасти. На рынке можно найти достаточно много датчиков, подходящих к ВАЗ-2114, но существует два наиболее проверенных и доступных:

Датчик холостого хода

  • датчик от К3ТА – маркировка: 2112-1148300-04 ;
  • и прибор от ОМЕГА – маркировка: 2112-114830 .

Важно! При выборе обратите внимание на показатель выхода штока иглы, он не должен превышать 23 мм .

Инструмента для замены понадобится немного. В большинстве случае хватает:

  • пары крестовых отвёрток разных размеров;
  • гаечного ключа размерностью «13»;
  • любая ненужная тряпочка;
  • смазкиWD-40;
  • и очистителя для карбюраторов или инжекторов.

Важно! Используйте только чистый инструмент, который находится в нормальном состоянии. Иначе есть риск повредить грани креплений некоторых узлов, снимаемых при замене.

Замена РХХ своими руками (фото-отчёт)

Для проведения замены датчика холостого хода на ВАЗ-2114, необходимо обладать базовыми навыками авторемонта. Мероприятие проводится по следующему алгоритму действий:

  1. Зафиксируйте автомобиль ручным тормозом, предварительно поставив его на ровной площадке. Затем откройте крышку капота.
  2. Обязательно отключите аккумулятор.
  3. Снимите защитный чехол двигателя, представленный кожухом.

Отсоединяем патрубки воздухофильтра

Демонтируем трос газа на БДЗ

Отворачиваем винты крепления регулятора к дроссельному узлу

Отсоединяем разъём регулятора холостого хода

Извлекаем датчик холостого хода из посадочного места

Важно! После установки нового датчика холостого хода, заведите автомобиль и дайте ему поработать 5-10 минут, иногда подгазовывая. Его работа должна нормализоваться.

Замена датчика холостого хода на видео

Советы по замене

В заключении, не лишним будет ознакомиться с некоторыми рекомендациями от профессиональных авторемонтников, которые следует соблюдать в процессе замене:

  1. Перед началом проведения всех манипуляций в обязательном порядке отключите аккумулятор.
  2. Не экономьте время на смазывании креплений, иначе есть большой риск «слизать» их грани.
  3. Все места соединений узлов тщательно очищайте от грязи.
  4. Не деформируйте резиновые детали, снимаемые при ремонте. Это может вызвать нестабильную работу мотора.
  5. Собирая всю конструкцию, затягивайте крепления достаточно сильно, но без фанатизма.

Диагностика неисправности: симптомы необходимой замены и проверка датчика

В общих чертах, датчик холостого хода на ВАЗ-2114 – это клапанный механизм, в структуре которого имеется запорная игла.

Последняя дозирует необходимое количество воздуха для нормального функционирования мотора на холостых оборотах, то есть тогда, когда основная дроссельная заслонка инжектора закрыта.

Работает датчик предельно просто: в моменты необходимости контроллер поднимает обороты на холостом ходу путём приоткрывания впускного отверстия поднятием запорной иглы. Также в механизме датчика имеется шаговый мотор, отвечающий за движение иглы.

Благодаря использованию такого элемента в топливной системе, автомобиль не глохнет на непрогретом двигателе и способен ехать сразу после «пробуждения».

Особенности работы датчика

Одной из особенностей определения неисправности датчика холостого хода на ВАЗ-2114 является то, что бортовой компьютер не способен распознать поломку в этом узле.

В разобранном виде

За редким исключением он выдаст некоторые ошибки (0505, 0506, 0507), но полагаться только на них не стоит, так как они могут свидетельствовать и о других неисправностях в топливной системе автомобиля.

Показания бортового компьютера

Вследствие такой специфики работы детали проще обратить внимания на некоторые признаки, проявляющиеся в работе автомобиля и способные помочь в диагностике, точнее это:

  • частое самопроизвольное глушение мотора на холостом режиме работы;
  • нестабильные (плавающие) холостые обороты;
  • запуск мотора на «холодную» не сопровождается повышением оборотов;
  • выключение передачи на холостом ходу сопровождается тем, что мотор глохнет.

Способы диагностики датчика

При появлении таких симптомов окончательно удостовериться в том, что неисправен именно датчик, можно парой проверенных способов:

  • Первый. Снимите датчик и подключите его к системе. Включите зажигание, слегка прикоснитесь к игле, она должна как бы толкаться вперёд. Толчков нет – датчик неисправен.
  • Второй – более надёжный. Приобретите специальный тестер для проверки напряжения и сопротивления в электрической цепи. Им необходимо проверить поступление напряжения на датчик, оно должно быть не менее 12 Вольт. Если напряжение поступает, но проблема всё-таки имеется, желательно проверить сам датчик на работу. Для этого к его парным клеммам (A-B и C-D) присоедините тестер и проверьте сопротивление, которое должно составлять около 53 Ом. Затем поменяйте пары на A-C и B-D – сопротивление должно быть бесконечно большим.

Проверяем сопротивление на датчике холостого хода

Важно! При отклонении от норм датчик неисправен. Конечно, можно попробовать зачистить клеммы, контакты и проверить состояние электрической цепи, но зачастую это не даёт результата и требуется замена.

Выводы

В целом, замена датчика холостого хода на ВАЗ-2114 – достаточно простая задача. Соблюдая указанные выше рекомендации и советы, ремонтное мероприятие пройдёт быстро и без проблем. Удачи на дорогах!

Датчик холостого хода ВАЗ 2110 (РХХ): ремонт и замена

Общие понятия

Одной из часто встречающихся неприятностей, не позволяющих полноценно управлять автомобилем, является датчик холостого хода ВАЗ 2110 и модификаций. Хотя этот прибор имеет среди водителей название датчик, все же правильно его будет называть регулятор холостого хода, сокращенно — РХХ, потому-что все автомобильные датчики это измерительное оборудование, а данное изделие служит для автоматической стабилизации и поддержания оборотов холостого хода путем подачи воздуха в двигатель ВАЗ 2110 при полностью закрытой дроссельной заслонке.

РХХ — это важная составляющая двигателя, играет заметную роль для стабильной и бесперебойной работы любого автомобиля ВАЗ.

Регулятор холостого хода

Датчик холостого хода ВАЗ 2110 (сокращенно ДХХ) является исполнительным приспособлением, а попросту клапаном состоящим из электродвигателя, пружины, штока на котором установлена запорная игла (можно посмотреть на фото). Именно посредством которой дозируется объем воздуха. То есть, когда дроссель ВАЗ 2110, 2112 полностью закрыт, а контроллер определяет, что нужно повысить обороты холостого хода, то РХХ формирует команду на изменение положения иглы. Она перемещается, приоткрывая частично или полностью впускное отверстие, через которое воздух идет в обход дросселя, а затем смешивается с топливом. В результате двигатель не глохнет.

Признаки неисправности РХХ

К сожалению, на 2110 ВАЗ ДХХ не оборудован системой самодиагностики, поэтому световой сигнал «CHECK ENGINE» оповещать о неисправности не будет. Потеря работоспособности на ВАЗ 2110, 2112 определяется по следующим основным признакам:

  • двигатель «глохнет», без видимых причин, на холостом ходу;
  • «плавают» обороты холостого хода;
  • когда выполняется запуск «холодного» двигателя ВАЗ 2110, 2112 напрочь отсутствуют повышенные обороты;
  • мотор глохнет, именно, после выключения передачи при езде.

Симптомы полностью совпадают с отказом ДПДЗ ВАЗ 2110, но в случае с этим датчиком загорится индикатор «CHECK ENGINE».

Как снять РХХ

Если обнаружены признаки неисправности свойственные РХХ, то его нужно будет снять (сначала для проверки). На ВАЗ 2110 данный датчик, имеющий небольшие размеры (легко помещается на ладони) расположен в посадочном месте на корпусе дроссельного узла (можно посмотреть на фото).

Демонтаж регулятора холостого хода

В случае необходимости его демонтаж выполнить достаточно легко — он крепится только двумя винтами. В крайне редких случаях требуется снятие всего дроссельного узла ВАЗ 2110.

Выполняется демонтаж в следующей последовательности:

  1. ВАЗ 2110 ставится на ручной тормоз;
  2. Отсоединяется минусовая клемма АКБ;
  3. Отсоединяется жгут проводов подведенных к РХХ;
  4. Обязательно зачищается место соединения датчика с корпусом дросселя, чтобы предотвратить попадание грязи, ржавчины в отверстие;
  5. Выкрутить винты крепления удерживающие датчик холостого хода ВАЗ 2110.

Как проверить датчик?

При наличии тестера проверку выполнить несложно:

  1. Установить ВАЗ 2110 на ручной тормоз;
  2. Отсоединить колодку РХХ для проверки;
  3. Проверить напряжение цепи датчика ВАЗ 2110, 2112, при этом «минус» присоединить к двигателю, «плюс» на снятую колодку, а именно к выводам А : D (обозначены на колодке, можно посмотреть схемы);
  4. Включается зажигание и проверяются показания выданные регулятором холостого хода, которые должны быть около 12 В. Значение окажется меньше — скорей всего разряжен аккумулятор. Когда напряжение отсутствует необходимо проверить полностью цепь, а затем электронный блок управления. Неисправностей нет, значит цепь исправна — проверяется РХХ, установленный на моторы ВАЗ 2112, другие модификации;
  5. Клеммы тестера подключаются к колодке, схема такая — сначала к выводам А : В, следом к С : D. Сопротивление должно оказаться в пределах 53 Ом;
  6. Далее проверяются пары A : C, B : D — в данном случае сопротивление на исправном изделии будет бесконечно большим.

Когда в результате указанных проверок датчика обнаружено несоответствие показаний, то его следует заменить. Также нерабочее состояние данных датчиков двигателя ВАЗ 2110, 2112, в открученном положении, можно проверить, присоединив к ним колодку, затем необходимо включить зажигание.

Спасибо за подписку!

У рабочего изделия, при подключении питания, шток с иглой изменит положение. На сломанном датчике никаких изменений не произойдет. При обнаружении поломки регулятора холостого хода, конечно же, ее нужно устранить. Но в автосервис не стоит спешить — ремонт можно сделать самостоятельно, сэкономив деньги и время. А сначала, вообще, стоит почистить РХХ, часто после этого они возвращаются к «жизни».

Чистка РХХ

Любой нерабочий датчик холостого хода ВАЗ 2110 рекомендуется помыть, почистить, чтобы точно убедиться в его неисправности. Процесс очень простой, много времени не отнимет. Для выполнения работы необходим: очиститель карбюратора, WD-40. Выполняются следующие действия:

  1. С датчика демонтируется колодка;
  2. На обычную ватную палочку наносится любая из перечисленных чистящих жидкостей и тщательно проводится обработка контактов;
  3. Открутить винты крепления датчика холостого хода;
  4. Вынуть РХХ из посадочного места;
  5. Выполнить осмотр датчика холостого хода. При обнаружении грязи черного цвета, масла, то кроме РХХ, необходимо выполнить чистку всего дроссельного узла. Если нет — брызнуть WD-40 или же очиститель на иглу с пружиной, тем самым выполняя очистку. Высушить датчик холостого хода ВАЗ 2110, 2112;
  6. Перед установкой на место измерить расстояние между корпусом датчика холостого хода, его иглой, которое на исправном регуляторе равно 23 мм.

Когда РХХ ВАЗ десятого семейства не заработал в штатном режиме, то износились направляющие иглы, оборвался провод внутри корпуса. В данных случаях регулятор холостого хода подлежит обязательной замене.

На ВАЗ 2110 датчик холостого хода монтируется в порядке обратном демонтажу.

Датчик холостого хода автомобиля ВАЗ 2110

Датчик холостого хода ВАЗ 2110, 2112 — дозирует воздушный поток, отвечает за выравнивание холостых оборотов, неисправность диагностируется, если мотор не держит их, глохнет, не запускается при открытой заслонке дросселя. Демонтаж, замена РХХ не требуют особого опыта и специнструментов.

Что такое регулятор (датчик) холостого хода

Рассматриваемое изделие именуется и датчиком, и регулятором (более правильно), а также реже клапаном. Сокращенно — ДХХ, РХХ. На ВАЗ 2110 датчик холостого хода, как и на 2112, ставится с N по каталогу 2112-1148300.

Стоимость РХХ около 400–600 руб., им снабжаются Приоры, Калины, Таврии, Ланосы и Сенсы — проверка, обслуживание детали аналогичные.

Датчик холостого хода поменять на ВАЗ 2112, можно открутив два удерживающих винта. Клапаны всегда находятся стандартно на тыльной части впускного коллектора.

Датчик холостого хода на ВАЗ 2110 — это небольшой клапанный узел измерительно-исполнительного направления. Однако, несмотря на маленькие размеры, при неисправном регуляторе наблюдаются серьезные нарушения в функционировании ДВС: больше расходуется горючее, мощность понижается.

Как работает РХХ, задачи

Функции, алгоритм работы клапанов холостого хода:

  1. Функциональная задача — дозировка поступления воздуха. Когда заслонка впуска полностью открыта, а электроникой (ЭБУ) фиксируется необходимость форсирования холостых оборотов, то РХХ изменяет расположение во впускном отверстии своего затвора в форме толстой иглы или длинного конуса.
  2. Таким образом регулируется объем поступающего воздуха. Двигаясь, шток создает нужный зазор.
  3. Создается путь с требуемой шириной для воздуха, идущего в обход дросселя, затем смешивающегося с топливом.
  4. Результат — двигатель не глохнет.

Более подробно работа РХХ выглядит так. Если мотор запускается на холоде, ЭБУ активирует клапан на открытие впускного отверстия, одновременно подается больший объем горючего для сгорания. Обороты растут, прогрев ДВС форсируется. При достижении рабочей t° для силовой установки авто моторчик шагового типа РХХ подвигает перекрывающий конус вперед. Воздушный поток сокращается, интенсивность хода падает.

Датчик холостого хода ВАЗ 2112 стабилизирует его и выравнивает, предотвращает глушение дозированием воздуха, когда задвижка впуска закрыта.

Конструкция датчика холостого хода

  • маленький электромоторчик с действием шагового типа;
  • шток с калиброванным толстым иглообразным конусом и пружиной;
  • выводы для колодки.

Где купить

Запчасти и другие изделия для автомобиля легко доступны для приобретения в автомагазинах вашего города. Но существует другой вариант, который недавно получил ещё и значительные улучшения. Долго ждать посылку из Китая больше не требуется: в интернет-магазине АлиЭкспресс появилась возможность отгрузки с перевалочных складов, расположенных в различных странах. Например, при заказе вы можете указать опцию «Доставка из Российской Федерации».

Переходите по ссылкам и выбирайте:

Признаки неработоспособности датчика холостого хода

Поломки датчика холостого хода 2112 касаются электрочасти или механики устройства. Признаки неисправности:

  • главные симптомы: не держатся («плывут»), прерывистые, слабые холостые, ТС на них, а также при езде на «нейтралке», когда задвижка дросселя задвинута, глохнет;
  • невозможен запуск в непрогретом состоянии без открытия заслонки (пока не нажмут на газ). На холодном агрегате повышенные обороты не наблюдаются вообще, глушение происходит после деактивации передачи при движении ТС;

Признаки идентичные как для ДПДЗ, но для последнего высвечивается «CHECK ENGINE», если наблюдается этот сигнал, то сломан именно он. Место, где находится датчик холостого хода, надо отличать от расположения ДПДЗ.

Проверка работоспособности датчика холостого хода

Идентифицировать поломку надо вручную — самодиагностики нет. Регулятор холостого хода ВАЗ 2110 располагается во впуске после задвижки (корпус дросселя).

Для начала анализируют электрическую часть мультиметром:

  1. Изучается распиновка РХХ ВАЗ 2110 (есть в инструкции изделия или в сети).
  2. Проверяют, нормально ли запитывается датчик, для чего его отсоединяют, снимают колодку.
  3. Делают замеры двух крайних выводов на колодке A и D:
    1. Включают зажигание, переводят мультиметр на «прозвонку», черный щуп — на массу (на сам корпус) ДВС, плюсовым (красным) поочередно касаются контактов. Значение в пределах 12 В — норма. Если нет — оборвана цепь, поломка ЭБУ, разряжение АКБ. Значит, проверяем целостность (контакты, провода), ЭБУ (на выводах 4 и 54 норма также 12 В), АКБ. Если они исправны — дело именно в клапане;
  4. Мультиметр выставляем на опцию омметра, меряем сопротивление обмоток электромоторчика. Надо узнать значения между выводами A-B, C-D, касаемся их щупами. Должно быть 40–80 или по номиналу — 53 Ом.
  5. Не изменяя режима мультиметра, смотрим, есть ли замыкание на той же части РХХ: теперь проверяемые клеммы A-D, B-C, касаемся их щупами. Если значение идет к бесконечности, то это нормально — обмотки не должны контактировать. Если же сопротивление обнаружено, неважно какое, значит, есть замыкание. Датчик в таком состоянии нецелесообразно ремонтировать, часто это просто технически невозможно — проще купить новый.

Диагностирование механики РХХ

Сломанной может быть механика. Главное, что проверяется при диагностике — подвижность (длина) затворного конуса. Определить степень состояние прибора на 100 % можно только спецстендом или особым тестером, но проверка «на глаз» тоже может обнаружить причину неполадки.

Проверка датчика на исправность механики подразумевает его снятие. Порядок действий:

  1. Ставим ТС на «ручник».
  2. Снимаем клемму «–» с АКБ.
  3. Отсоединяем колодку от клапана.
  4. Чистим, протираем место, где находилось изделие, крепления.
  5. Выкручиваем крепежи и вынимаем деталь.

Инструкция как проверить датчик холостого хода ваз 2110 (инжектор, 8 или 16 клапанов) после его снятия:

  1. Подсоединяем датчик к колодке.
  2. Подключаем АКБ.
  3. Активируем зажигание — конусный затвор должен подвинуться вперед. Если такого не наблюдается, возможна неисправность штока (возможно коксование) или моторчика. Норма для выступа иглы (конуса) от корпуса изделия — 23 мм. При работоспособности, если подается питание, шток меняет положение.

Чистка ДХХ

Нельзя игнорировать такую элементарную процедуру как чистку — это может дать результат, так как иногда части изделия, контакты коксуются, покрываются грязью, маслом.

Что потребуется для чистки:

  • очиститель (смазка) WD-40 или подобные чистящие средства для техники;
  • вата, чистая ветошь, тампоны.

  1. Датчик демонтируется полностью, с отсоединением колодки.
  2. Тампон смачивается чистящей смесью. Можно также брызнуть аэрозолем на изделие.
  3. Тщательно протирают контакты, иглу, а также места установки, особенно, если там обнаружено масло.

Перед установкой регулятор высушивается, измеряется выступ иглы из корпуса (норма — 23 мм).

Если у датчика неисправность электрической части — обмотки, электромотора, — то ремонт нецелесообразен или невозможен. Покупают новое изделие, тем более, что оно не слишком дорогое (в среднем 500–700 руб., можно найти и за 250–300 руб.).

Если проблема в колодке с проводами (можно купить новую), отошедших контактах или в загрязнении, тогда ремонт целесообразен. А также починка имеет смысл, если есть исправные части идентичного изделия — его можно разобрать и попробовать заменить эти детали. Но надо учесть, что обычно такое отремонтированное устройство чаще ломается и неудобства, причиненные этим, будут весьма неприятными, поэтому обычно выгоднее сразу купить новое изделие.

Замена и калибровка нового РХХ

Замена клапанного датчика холостого хода на ВАЗ 2110: деталь вставляется, винты закручиваются, выводы подсоединяют по схеме (есть в инструкции к РХХ или в сети). Регулятор холостого хода ваз 2112 16 клапанов и на других ТС с силовой системой подобной конструкции, расположен стандартно одинаково.

Крайне желательно после замены откалибровать РХХ:

  1. Зажигание на 7–10 сек., без запуска на протяжении этого времени.
  2. Запустить ДВС. Могут наблюдаться скачки, повышение оборотов.
  3. Заглушить мотор — шток перейдет в иное крайнее положение.
  4. Повторить 2–3 раза, описанные действия.
  5. Запустить мотор примерно на 5–7 мин.

Надо помнить, что калибровка обнуляется после отсоединения РХХ или после снятия минусовой клеммы с АКБ. Данная процедура поможет оборотам «встать» более правильно для лучшего функционирования системы.

Видео по теме

Замена маслосъемных колпачков на ВАЗ 2106

Замена маслосъемных колпачков на ВАЗ 2106 производится примерно через 30000 километров пробега. Если его нет, то все равно лучше заменить через 2-3 года, потому что колпачки сохнут от старости. О том, как заменить колпачки на 2106 – в статье. Замена маслосъемных колпачков на ВАЗ 2106 производится примерно через 30000 километров пробега. Если его нет, то все равно лучше заменить через 2-3 года, потому что колпачки сохнут от старости. О том, как заменить колпачки на 2106 – в статье.

На данный момент в магазинах можно встретить силиконовые маслосъемные колпачки, которые по своим характеристикам намного лучше резиновых. Никто не говорит об их долговечности, все дело в эластичности силикона. Это очень важно в условиях российской зимы, особенно, если мотор не оборудован предпусковым подогревателем.

Когда меняют маслосъемные колпачки на 2106

Конечно, есть автолюбители, которые досконально следят за своим железным конем и многие процедуры выполняют по расписанию. Однако, таких очень мало, поэтому будем обращать внимание на внешние признаки.

Прежде всего, расход масла. Пока речь не пошла о литрах, стоит обратить на это внимание. Со временем, когда маслосъемный колпачок изнашивается, он превращается в заливную горловину, а стержень клапана — в поршень, который это масло толкает. Представьте, что двигатель работает на 1600 оборотов. Это значит, что в одном цилиндре совершается в минуту 800 тактов, а значит и клапан ходит туда-обратно 400 раз. А если таких клапанов восемь? В общем, через маслосъемные колпачки может уходить очень много масла.

Далее — повышенная дымность, снижение мощности мотора. Надо запомнить одну простую истину — масло в двигателе не горит, оно коксуется. Горят только присадки. Все мы знаем мотоциклы, в которых масло мешается с бензином. Все мы помним, сколько от них дыма. Но ведь там топливо разбавляется маслом в пропорциях 1:200. Здесь они значительно больше. То есть, если наблюдаем голубой дым из выхлопной трубы, то стоит задуматься о замене маслосъемных колпачков. Само собой, на такой смеси двигатель не будет развивать полной мощности, как на чистом бензине.

Инструменты для замены маслосъемных колпачков 2106

Прежде всего, надо сразу запастись достаточным набором инструментов, чтобы потом, когда двигатель уже разобран, не метаться в их поисках. Итак, вот краткий список.

    Ключ для поворота коленчатого вала;

Набор отверток с плоским жалом, разной ширины;

Набор ключей и головок;

Прокладка под крышку клапанов;

Если планируется регулировка клапанов, то необходим щуп толщиной 0,15 мм;

Оловянный пруток толщиной около 1 см толщиной;

  • Съемник для маслосъемных колпачков.
  • Подготовка к замене маслосъемных колпачков ВАЗ 2106

    Мы будем рассматривать замену маслосъемных колпачков на ВАЗ 2106 без снятия головки, так что это будет одновременно проще и сложнее. Простота, состоит в том, что нет необходимости демонтировать головку. А сложность, что тоже логично, в том, чтобы не уронить клапан в цилиндр.

    Для начала, откручиваем натяжитель цепи, потом потребуется ее натянуть. Это нужно для того, что без препятствий снять шестерню распредвала.
    Далее снимаем крышку клапанов и отмечаем на цепи положение шестерни. Это нужно для того, чтобы потом не выставлять метки. В принципе, этого можно не делать, но так проще.

    Теперь откручиваем шестерню, снимаем ее и закрепляем цепь так, чтобы она не упала в картер. Если это произойдет, то придется снимать поддон, радиатор, лобовую крышку и потом выставлять фазы ГРМ. В общем, приятного мало.

    Теперь снимаем корпус распредвала. Далее выкручиваем свечи, чтобы легче было вращать коленвал. Придерживаем цепь натяжку и выставляем поршень первого цилиндра в верхнюю мертвую точку (ВМТ). Именно для этого нужен ключ для вращения коленвала. Чтобы попасть точно на ВМТ, нужно совместить метку на шкиве коленвала с последней по ходу меткой на лобовой крышке.

    Замена маслосъемных колпачков на ВАЗ 2106

    Теперь устанавливаем рассухарку на любой клапан первого или четвертого цилиндров, затем вставляем в свечное отверстие оловянный пруток и зажимаем его, надавив на рассухарку. Это делается для того, чтобы клапаном не пробить дыру в днище поршня. Теперь рывком надавливаем на рассухарку так, чтобы пружина сжалась, аккуратно достаем сухари пинцетом. Важно их не потерять, иначе придется бежать в магазин.

    Затем съемником снимаем старый колпачок и напрессовываем новый. Теперь снова сжимаем пружину и устанавливаем сухари. Так поступаем с каждым клапаном в первом и четвертом цилиндрах.

    Теперь проворачиваем коленчатый вал на 180 градусов и выставляем поршни второго и третьего цилиндров в верхнюю мертвую точку. Проводим те же операции с клапанами. Затем устанавливаем на место распределительный вал с корпусом. Порядок затяжки болтов корпуса распредвала показан на рисунке. Теперь совмещаем метки на шестерне распредвала и цепи, если требуется регулировка клапанов, то проводим ее. Затем ставим на место все детали.

    Видео: замена колпачков ВАЗ 2106

    ВАЗ 2106: замена маслосъемных колпачков своими силами

    Сальниковые колпачки впускного и выпускного клапанов

    Маслосъемные колпачки предназначены для предотвращения проникновения масла в камеру сгорания через клапанные отверстия головки двигателя. Необходимость посадки штока клапанов в отверстия с технологическим зазором, способствует попаданию масляной пленки в камеру сгорания.
    Поэтому требуется уплотнение зазора, для чего предусмотрена установка сальниковых колпачков.

    Признаки протекания масла через штоки клапанов

    Масло, при попадании в зону высоких температур, сгорает, выделяя голубой дым. Если утечка масла происходит именно через штоки клапанов, дым будет появляться при запуске и исчезать после прогрева двигателя.
    При этом появится чрезмерный расход масла и образуется масленый налет на свечах.

    Сухая и влажная от масла свечи

    Необходимый инструмент и приспособления

    Замена маслосъёмных колпачков ВАЗ 2106 производится непосредственно на автомобиле, что значительно ускоряет работу, так как не требуется снимать, затем устанавливать обратно головку блока. Машину достаточно поставить в место, защищенное от пыли и атмосферных осадков.
    Затянуть ручной тормоз и поставить рукоятку переключения скоростей в нейтральное положение.
    Замена маслосъемных колпачков на ВАЗ 2106 требует наличия комплекта колпачков и новой прокладки крышки головки, стандартный инструмент, приспособления:

    • Переноска;
    • Свечной ключ;
    • Накидные ключи17 мм.,13 мм.;
    • Шестигранные внутренние головки8 мм.,10 мм.,13 мм. с воротком;
    • Плоскогубцы;
    • Пинцет;
    • Плоская отвертка;
    • Пруток мягкого металла толщиной8 мм.;
    • Динамометрический ключ;
    • Приспособление для сжатия пружин
    • Оправка для установки колпачков
    • Мягкая проволока.

    Разные конструкции специальных съемников для сжатия пружин

    Как самому изготовить приспособления

    Пользоваться специальным приспособлением удобно, так как нет необходимости его держать руками, оно удерживает пружины сжатыми при помощи болта. Если нет такого приспособления, можно изготовить его своими руками.
    Для этого достаточно иметь два стальных квадратных прутка 10х10 мм, длиной 300 мм. Их нужно скрепить в трех точках, по концам и посередине, таким образом, чтобы между ними, на подобии рельсов, оставался промежуток 12 мм, тогда цена будет значительно дешевле.
    Итак:

    • Крепить можно любым способом; болтами, хомутами, сваркой, в местах крепления между прутками нужно поместить металлические пластинки толщиной 12 мм., которые и обеспечат необходимый зазор между прутами.
    • В зазор будет входить шток клапана при отжиме пружин. Для установки клапанов, вместо оправки, можно использовать стальную трубку длиной 120 мм, с внутренним диаметром 14 мм, и медную шайбу с отверстием, подобранным по ободу колпачка.

    Предварительная подготовка

    Перед началом работ желательно посмотреть видео, замена маслосъемных колпачков ВАЗ 2106, однозначно нужно тщательно вытереть поверхность верхней части блока и крышку головки.
    Для удобства нужно снять корпус воздушного фильтра. Карбюратор закрыть пленкой или тканью от попадания грязи за время работы. Выкрутить свечи, снять крышку с прокладкой.

    • Установить четвертый цилиндр в верхнюю мертвую точки при такте сжатия. Для этого коленчатый вал вращается до положения, при котором впускной и выпускной клапана четвертого цилиндра, остаются в закрытом состоянии до и после прохождения поршнем ВМТ.
      Это определяется по зазору клапана с коромыслом.
    • Положение поршня определяется замером любым стержнем через свечное отверстие. Проверить совпадение меток на звездочке и корпусе.

    Проверка совпадения меток

    • Отверткой разогнуть стопорную шайбу, накидным ключом17 мм. освободить, но не откручивать, гайку крепления звездочки к распределительному валу.
    • Накидным ключом13 ммоткрутить на два оборота колпачковую гайку фиксации натяжного устройства.
    • Максимально освободить цепь.
    • Открутить полностью гайку, аккуратно снять звездочку с оси распределительного вала.
    • Чтобы цепь не упала со звездочки, нужно ее обвязать проволокой и вместе со звездочкой подвесить на краю блока цилиндров.

    Последовательность разборки

    • Открутить девять гаек, удерживающих корпус распределительного вала, и снять его вместе с валом.
    • Отверткой приподнять прижимную пружину, с небольшим усилием вытащить нажимной рычаг, пружину выдвинуть из-под стопора и выбрать наружу.
    • Через свечное отверстие между днищем поршня и клапаном плотно вставляется мягкая проволока, чтобы клапан не падал при отжимании пружин. Чем выше будет часть штока, в которую вставляются фиксирующие сухарики, тем меньше нужно будет отжимать пружины для их установки.

    Внимание! Не допускается удерживать клапаны твердыми предметами, появляется вероятность поцарапать поршень или цилиндр.

    • На ближайшую к клапану шпильку крепления корпуса распределительного вала, как на фото накручивается гайка, за которую захватом цепляется специальный съемник или конец самодельного приспособления. Оно с двух сторон охватывает шпильку, упирается в нижнюю плоскость гайки и ложится на верхнюю тарелку пружин.
    • Шток клапана с сухариками пропускаются между прутками приспособления.

    Отжимание пружин и снятие пинцетом сухариков

    • Нажимаем на рычаг, пружины сжимаются, тарелка с сухариками уходит вниз, сухарики попадают в зону более узкой части штока, и получают возможность выйти из отверстия тарелки. Нужно пинцетом или плоскогубцами их выбрать.

    Внимание! Запрещается сухарики вытаскивать руками, так как можно защемить пальцы.

    • Если сухарики залипли и не выходят при значительном сжатии пружин, нужно, слабыми ударами молоточком по тарелке, их выбить.

    Приспособление освобождается и последовательно снимаются:

    • тарелка;
    • наружная пружина;
    • внутренняя пружина;
    • нижняя шайба внутренней пружины;
    • шайба наружной пружины.

    Чтобы снять нижние шайбы, нужно их поддеть отверткой.

    • Плоскогубцами захватывается колпачок, покачивая, поднимается по штоку клапана.
    • Затем устанавливается новый маслосъемный колпачок, и клапан собирается в обратной последовательности.
    • Последовательно разбираются и собираются с новыми колпачками клапана четвертого и первого цилиндров.
    • После этого, придерживая звездочку, поворачивается коленчатый вал до перехода в ВМТ поршней второго и третьего цилиндров. Последовательно на их клапанах производятся аналогичные работы.
      Можно считать, замена масляных колпачков на ВАЗ 2106 произведена.

    Порядок сборки

    Запрессовка маслосъемных колпачков при помощи втулки

    • Шток клапана, сальник и колпачок смазываются моторным маслом, на шток одевается сальником вверх соответствующий клапану колпачок. Опускается по штоку вниз, где плотно прижимается к отверстию с направляющей клапана.
    • К ободу колпачка прижимается торец оправки, легким постукиванием молоточком по верху оправки, колпачок утапливается в отверстие до упора. Цена ошибки при сильных ударах, повреждение сальника или колпачка, придется их заменить.
      Пружины ставятся в обратном разборке порядке.

    Внимание! После установки пружин и снятия приспособления для сжатия пружин, нужно из свечного отверстия убрать пластину и постучать молотком по торцу штока, чтобы сухарики сели на свое место. Делать это нужно осторожно, если сухарики неправильно стоят, пружины могут выскочить.

    Порядок закручивания гаек крышки распределительного вала

    Крышка распределительного вала, как того требует инструкция, прижимается динамометрическим ключом усилием 8кг/м. затягиванием гаек в требуемой последовательности.

    Замена маслосъёмных колпачков, направляющих втулок и клапанов на ВАЗ 2106 своими руками

    ВАЗ 2106, как и любой другой автомобиль, во время эксплуатации нуждается в периодическом обслуживании и ремонте. Если из выхлопной трубы был замечен сизый дым и при этом увеличился расход моторного масла, то велика вероятность того, что пришёл черёд замены маслосъёмных колпачков. Процедура ремонта проста и при наличии минимального набора инструментов её под силу выполнить даже автолюбителю с небольшим опытом.

    Маслосъемные колпачки двигателя ВАЗ 2106

    Маслосъемные колпачки или сальники клапанов, прежде всего, препятствуют попаданию лишнего масла в мотор. Деталь изготавливается из резины специального состава, которая со временем изнашивается, что приводит к пропусканию смазки. В результате расход масла увеличивается. Поэтому стоит более подробно разобраться, что же представляет собой эта деталь, как и когда производить её замену на ВАЗ 2106.

    Для чего нужны

    Конструкция силового агрегата имеет впускные и выпускные клапаны. Шток клапана постоянно контактирует с распредвалом, что приводит к образованию маслянистого тумана. Обратная часть впускного клапана расположена в зоне постоянного присутствия мелких капель топлива либо в области горячих выхлопных газов, что характерно для выпускного клапана. Правильная работа распредвала невозможна без смазки, но её попадание внутрь цилиндров является нежелательным процессом. При возвратно-поступательном движении клапана, масло с его штока снимается юбкой сальника.

    Признаки износа

    Во время работы двигателя клапаны подвергаются постоянному трению, а также агрессивному воздействию смазки и выхлопных газов. Это приводит к тому, что резина, из которой изготовлена трущаяся часть сальника, твердеет, рабочие кромки колпачка изнашиваются. Несмотря на высокое качество материала, деталь со временем приходится менять. Для того чтобы продлить срок службы колпачков, необходимо использовать качественное моторное масло.

    Средний срок службы сальников клапанов составляет около 100 тыс. км.

    О том, что сальники пришли в негодность и их пора менять, свидетельствуют характерные признаки:

    • из глушителя появляется сизый дым;
    • расход моторного масла увеличивается;
    • свечи зажигания покрываются нагаром.
    Видео: признак износа маслосъёмных колпачков

    Когда менять и на какие

    Когда маслосъёмные колпачки не справляются с возлагаемой на них функцией, в цилиндр начинает просачиваться масло. Однако по указанным признакам нельзя быть полностью уверенным в износе рассматриваемой детали, поскольку смазка в камеру сгорания может попадать также при повреждении или износе поршневых колец. Чтобы определиться, что именно нуждается в замене — кольца или сальники, необходимо понаблюдать за выхлопом во время движения автомобиля. Если при торможении двигателем резко нажать на педаль газа и из системы выхлопа появится характерный сизый дым, то это будет свидетельствовать об износе маслосъемных колпачков. Такая же ситуация будет наблюдаться после длительной стоянки машины.

    Появление дыма при описанных действиях можно объяснить следующим образом: когда нарушается герметичность между штоком клапана и направляющей втулкой, масло попадает в цилиндры из головки блока. При износе поршневых колец или их залегании, мотор будет вести себя несколько по-другому.

    Залегание колец — кольца не способны выходить из канавок поршня в результате образования нагара.

    Если в силовом агрегате есть проблема с поршневыми кольцами, то дым из глушителя будет появляться при работе под нагрузкой, т. е. при движении автомобиля с грузом, динамичной езде. Косвенно определить износ колец можно по снижению мощности, увеличению расхода топлива и появлению проблем при запуске мотора.

    Разобравшись, как выявить износ маслосъёмных колпачков, остаётся выяснить, какие комплектующие поставить на ВАЗ 2106. Сегодня на прилавках автомагазинов предлагаются детали от разных производителей. Поэтому у владельцев транспортных средств возникает вполне логичный вопрос, какому из них отдать предпочтение? Дело в том, что среди качественной продукции, есть множество подделок. Для «шестёрки» можно порекомендовать установку маслосъёмных колпачков от Elring, Victor Reinz, Corteco и SM.

    Замена маслосъёмных колпачков

    Прежде чем приступить к замене клапанных сальников, необходимо подготовить инструмент:

    • рассухариватель;
    • пинцет;
    • набор ключей;
    • пруток оловянного припоя диаметром 8 мм;
    • молоток;
    • длинногубцы или магнитная рукоятка.

    Далее можно приступать к процедуре ремонта в следующей последовательности:

      Снимаем минусовую клемму с АКБ, воздушный фильтр и крышку клапанов.

    Видео: замена сальников клапанов на ВАЗ «классика»

    Во время сборки регулируют зазоры клапанов и производят натяжение цепи.

    Замена клапанов двигателя ВАЗ 2106

    Довольно редко, но случается такая проблема, когда клапан или несколько клапанов нуждаются в замене. При повреждении этой детали происходит падение компрессии в цилиндре и снижение мощности. Поэтому ремонт является необходимой процедурой для восстановления работоспособности силового агрегата.

    Можно ли отремонтировать клапаны

    Наиболее распространённые причины, при которых приходится производить замену клапанов, это когда деталь прогорает или происходит загибание штока по тем или иным причинам, например, при слабом натяжении или обрыве привода ГРМ. Самый простой и доступный способ ремонта — заменить повреждённый элемент. Стоимость клапанов для ВАЗ 2106 не столь высока, чтобы пытаться восстановить эту деталь, тем более что это не всегда возможно.

    Замена направляющих

    Направляющие втулки клапанов в ГБЦ выполняют несколько функций:

    • отвод тепла;
    • постановка клапана над отверстием;
    • обеспечение минимального расхода масла.

    Деталь выполнена из металла и устанавливается в головку блока путём запрессовки. Со временем втулки изнашиваются и нуждаются в замене, которую проводят в следующих случаях:

    • увеличивается расход масла, а из выхлопной трубы идёт сизый дым;
    • при работе двигателя появляется характерный звук из ГБЦ;
    • капитальный ремонт головки блока.

    Для проведения работы нужно подготовить такой инструмент:

    • набор рожковых и накидных ключей;
    • набор головок;
    • вороток;
    • динамометрический ключ;
    • отвёртки;
    • плоскогубцы;
    • монтировка;
    • ключ для вращения коленвала;
    • съёмник для разблокировки клапанов;
    • молоток;
    • оправка для выбивания и запрессовки втулок;
    • развёртка на 8.025 мм.

    Затем можно приступать к процедуре ремонта:

    1. Демонтируем корпус воздушного фильтра и сам фильтр.
    2. Сливаем охлаждающую жидкость из системы охлаждения.

    Направляющие втулки для впускных клапанов несколько короче, чем для выпускных.

    Видео: замена направляющих втулок клапанов

    Замена седла

    Сёдла клапанов также как и сами клапаны, постоянно работают под высокими температурами. Со временем на элементах могут появляться повреждения различного характера: пригары, трещины, раковины. Если головка блока подвергалась перегреву, то возможно нарушение соосности седла и клапана, что приводит к потере герметичности между этими элементами. Стоит также учитывать, что седло по оси кулачка изнашивается быстрее, чем в других местах.

    Чтобы произвести замену седла его необходимо извлечь из посадочного места. Сделать это можно разными инструментами и приспособлениями:

    • станком;
    • электродрелью;
    • молотком с металлической наставкой;
    • старым клапаном.

    Седло с ГБЦ можно демонтировать несколькими способами:

    1. На станке. Седло подвергают растачиванию, метал становится тоньше, прочность снижается. После обработки оставшуюся часть детали проворачивают и вынимают пассатижами.
    2. Электродрелью. В патрон дрели зажимают круг абразивного типа подходящего диаметра и обрабатывают металл седла. В процессе стачивания происходит ослабление натяга, что позволит вынуть деталь из посадочного места.
    3. Сваркой. К седлу приваривают старый клапан, после чего обе детали выбивают молотком.

    Новое седло устанавливают следующим образом:

    1. Чтобы обеспечить необходимый натяг, головку блока нагревают на плите до 100 ˚С, а сёдла помещают в морозильник на 48 ч.
    2. При помощи наставки запрессовывают новую деталь в ГБЦ.
    3. Когда головка остынет, сёдла подвергают зенковке.

    Самым лучшим вариантом нарезания фаски как в плане скорости, так и по качеству, является станок. На специальном оборудовании деталь можно жёстко закрепить, а резец чётко отцентрировать, что обеспечивает высокую точность работы. Поскольку далеко не у каждого автовладельца есть возможность воспользоваться специальным станком, можно прибегнуть к электродрели и шарошкам.

    С помощью этого инструмента на седле потребуется нарезать три кромки:

    • внешнюю (60˚);
    • внутреннюю (30˚);
    • центральную (45˚).

    Центральная кромка является рабочей поверхностью, с которой соприкасается клапан.

    Видео: как заменить седло клапана

    По окончании процедуры клапаны притирают и собирают ГБЦ.

    Притирка и установка клапанов

    Клапаны притирают для того, чтобы обеспечить максимальную герметичность камеры сгорания. Если в неё будет попадать воздух и топливо, стабильная работа двигателя нарушится. Притирка необходима не только в случае капитального ремонта ГБЦ, т. е. при замене клапанов и сёдел, но также при незначительных изъянах плоскости прилегания.

    Процедуру можно выполнить несколькими способами:

    • на специальном оборудовании;
    • ручным фрезером;
    • своими руками.

    В большинстве случаев владельцы автомобилей семейства ВАЗ подобные работы выполняют вручную. В этом случае понадобятся следующие инструменты и материалы:

    • ручная или электродрель с возможностью регулировки оборотов;
    • абразивная паста;
    • пружина;
    • керосин.

    Пружина должна быть такой жёсткости, чтобы её можно было без особого труда сжать руками.

    После подготовки инструментов можно приступать к работе:

      На шток клапана надеваем пружину и устанавливаем его на место в ГБЦ.

    Клапаны устанавливают в порядке, обратном разборке.

    Клапанная крышка

    Крышка клапанов обеспечивает защиту механизма ГРМ от внешних воздействий, а также от вытекания смазки наружу. Однако со временем на двигателе можно наблюдать масляные подтеки, которые являются результатом повреждения прокладки. В этом случае уплотнитель нуждается в замене.

    Замена прокладки

    Для замены прокладки потребуется демонтировать крышку. В этом случае понадобятся следующие инструменты:

    • головки на 8 и 10;
    • удлинитель;
    • трещотка или вороток;
    • плоскогубцы.

    Далее производим процедуру демонтажа:

    1. Отворачиваем гайки крепления крышки воздушного фильтра, снимаем её и сам фильтр.
    2. Отворачиваем гайки крепления корпуса и снимаем его, предварительно стянув шланг отвода картерных газов.
    3. Отсоединяем тягу привода дроссельной заслонки карбюратора.

    Чтобы крышка была установлена должным образом, затяжку гаек производят в определённом порядке.

    Если возникла необходимость замены сальников клапанов либо самих клапанов с элементами, обеспечивающими их нормальную работу, необязательно обращаться за помощью на СТО. Следуя пошаговым инструкциям, ремонтные работы можно выполнить своими руками.

    Как поменять маслосъемные колпачки на ВАЗ-2106 своими руками – инструкция

    Маслосъемные колпачки предотвращают попадание масла из двигателя в камеру сгорания через специальные отверстия, в которых двигаются клапаны газораспределительного механизма. Установка оси клапана в специальное отверстие, имеющее тепловой зазор, может быть причиной появления смазки в среду камеры сгорания.

    По этой причине необходимо уплотнение отверстий, для чего предусматриваются маслосъемные колпачки из силикона.

    Признаки, говорящие о протекании масла в камеру сгорания

    При проникновении в места высокого температурного режима масло сгорает, тем самым превращаясь в дым голубоватого оттенка. Если появление масла в месте высокой температуры случается именно через отверстия, в которых двигаются клапаны, дым появляется в момент запуска двигателя и прекращает с его прогревом.

    При этом может обнаружиться излишний расход масла, а также появляется на свечах маслянистый налет.

    Оборудование и инструмент для работы

    Замена маслосъемных колпачков ВАЗ-2106 следует проводить прямо на транспортном средстве, что существенно упрощает и может ускорить работу. Выполнение данных действий не требует снимать, потом устанавливать на место элемент блока ГРМ. Достаточно запарковать автомобиль в место, которое защищено от пыли, грязи и атмосферных осадков.

    Затягиваем ручной тормоз и ставим кулису переключения передач в нейтральное положение.

    Для замены маслосъемных сальников на автомобиле ВАЗ-2106 необходимо иметь комплект новых маслосъемных колпачков и новой прокладки под крышку ГРМ, набор рожковых ключей и некоторое приспособление.

    Подготовка к работе:

    Перед тем как начинать работу, рекомендуется ознакомиться с видео по замене маслосъемных колпачков на вашем автомобиле. С самого начала следует хорошо протереть верхнюю часть ГРМ, а также крышку механизма.

    Чтобы было более удобно, необходимо открутить корпус воздушного фильтра, замотать пленкой либо тканью карбюратор от попадания в него посторонних предметов, влаги и грязи во время работы. Открутить свечи и убрать крышку с прокладкой.

    4-й цилиндр необходимо переместить в ВМТ (верхняя мертвая точка) в такт сжатия. Для этой цели следует вращать коленчатый вал до того положения, при котором впускной и выпускной клапан 4-го цилиндра останутся в закрытом положении перед прохождением и после прохождения ВМТ. Такое нахождение поршня следует определять по расстоянию между клапанами и коромыслами.

    Выяснить, в каком положении находиться поршень, можно любым стержнем, замеряя расстояние в отверстии для свечи. Также следует проверить, совпадают ли метки на звездочке и корпусе.

    После снятия звездочки с распределительного вала проводим следующие действия:

    • откручиваем гайки, что удерживают корпус распредвала, и снимаем его вместе с валом;
    • при помощи отвертки приподнимаем прижимную пружину, с небольшим усилием вытаскиваем нажимной рычаг, выдвигаем пружину из-под стопора и выбираем наружу;
    • при помощи свечного отверстия между днищем поршня и клапаном необходимо вставить мягкую проволоку, чтобы клапан не опускался в момент нажатия на пружину;
    • на самую ближнюю к клапану шпильку корпуса распределительного вала следует накрутить гайку, за которую при помощи захвата цепляем специальный съемник либо конец приспособления, сделанного своими руками. Оно с обеих сторон охватывает шпильку, упираясь в нижнюю плоскость гайки, ложится на верхнюю тарелку над пружиной;
    • шток клапана с сухарями пропускаются между пластинами съемника;
    • нажать на рычаг приспособления, пружины должны сжаться, сухарики с тарелкой опускаются вниз, сухарики попадают в место более узкой части на штоке, а затем выходят из отверстия тарелки. Далее необходимо при помощи пинцета либо плоскогубцев выбрать их;
    • если сухарик залип и не выходит при сильном сжатии пружины, необходимо легким ударом молоточка по тарелке выбить их.

    Освобождаем наше приспособление и снимаем его. Затем следует выполнить следующее:

    • снимаем тарелку, а затем наружную и внутреннюю пружины;
    • достаем нижнюю шайбу внутренней и наружной пружины;
    • при помощи плоскогубцев захватываем маслосъемный колпачок, покачивая, вытягиваем его по штоку клапана;
    • устанавливаем новый силиконовый колпачок, после чего собираем клапан в обратной последовательности;
    • последовательно разбираем и собираем с новыми маслосъемными колпачками клапаны 4-го и 1-го цилиндров;
    • после этого, удерживая звездочку, проворачиваем коленвал до перехода в верхнюю мертвую точку поршней 2-го и 3-го цилиндров. Проводим на их клапанах аналогичную процедуру.

    После всей работы собираем двигатель в обратном порядке.

    Читайте также:  Audi a1 citycarver 2020: фото, цена и характеристики нового хэтчбека от ауди - Автолюбитель
    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: