Бортовой компьютер ваз 2114: назначение, функции, основные ошибки

Штатный БК на ВАЗ 2114: зачем он нужен и как им пользоваться

Прошло то время, когда слово компьютер вслух произносили единицы людей. Сегодня этот прибор имеется практически в каждом доме и стал штатным прибора в автомобильной технике. Он сделался незаменимым помощником для водителей, так как взял на себя выполнение функций по контролю над работой большинства агрегатов современных транспортных средств.

Штатный БК на ВАЗ 2114

НАЗНАЧЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ

Автомобили, которые произведены в России, комплектуются таким устройством. Так, например, штатный бортовой компьютер ВАЗ 2114, стал первенцем в семействе вазовских автомобилей. Если выразиться простыми словами, то-это автомобильный справочник на колёсах. Он нужен водителю для того, чтобы знать о том, что происходит как внутри автомобиля, так и снаружи.

ЗАЧЕМ ЕГО УСТАНАВЛИВАЮТ В МАШИНУ

Бортовой компьютер ВАЗ 2114 первых версий выполнял немного функций, это были такие:

  • Контроль над наличием запаса топлива на транспортном средстве и расстоянии, которое можно преодолеть на нём. Это поможет водителю вовремя принять правильное решение о дозаправке или прекращении движения;
  • Следит за рабочей температурой охлаждающей жидкости в моторе и способствует недопущению её перегреву.

Использование более дорогих версий компьютеров, позволяют диагностировать отдельные узлы и агрегаты машины.

Они наделены способностью расшифровки кодов неисправностей, которые выдаёт контроллер, а это позволяет водителю:

  1. Быть своевременно информированным о возникших проблемах в той или иной системе машины, и правильно реагировать на это. Устранение проблемы в её «зародыше», избавляет от дорогостоящих ремонтов;
  2. Получить экономию от эксплуатации автомобиля.

О ЕГО ФУНКЦИЯХ

Бортовые компьютеры ВАЗ 2114 наделены и выполняют такие основные функции:

  1. Отображают информацию о том, какие показатели имеют мгновенные параметры;
  2. Вывод на информационную панель сведений текущего характера;
  3. Сообщаются маршрутные параметры. Под ними понимают сведения о пробеге, среднем расходе топлива, время в пути и другие данные;
  4. Умение прочитать коды ошибок и диагностировать мотор автомобиля. Это позволяет без длительных консультаций со «специалистами» получать информацию обо всех проблемах силового агрегата.

Некоторые из моделей имеют дополнения к основным функциям, среди которых может быть:

  • Информация о сроках следующего обслуживания машины;
  • Некоторые внесения корректировок основных функций;
  • Контроль над периодом страхования;
  • Наличие функций органайзеров;
  • Возможность для установки параметров, при которых будет возможно включение вентилятора в системе охлаждения.

Дополнительные функции можно установить на любой БК (обратитесь к специалисту и вам его прошьют)

О ПРИНЦИПАХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТАКИХ СИСТЕМ

Карбюраторные машины ВАЗ 2109 оснащались приборами с функциями маршрутизаторов. Монтаж инжекторных силовых установок ВАЗ 2114, ВАЗ 2115 и других моделей, потребовала применения совсем другого типа устройств. Большая часть его функциональной деятельности отведена для диагностики и управления работой практически всеми приборами и системами автомобилей.

Работа БК ВАЗ 2114 основана и имеет следующий принцип работы:

  1. Принятие сигналов от датчиков через блок управления, обработка их и выдача сообщений на дисплей, а также возможность внесения корректировок для других систем;
  2. Обработка сигналов от систем, которые не контролируются контроллером. В случае возникновения аварийных ситуаций, выводится соответствующий значок на информационное табло, а также осуществляется подача звукового сигнала.

КАК ПОЛЬЗУЮТСЯ ТАКИМИ УСТРОЙСТВАМИ: КРАТКАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Для устанавливаемых устройств, прилагается инструкция для штатного бортового компьютера ВАЗ 2114. Она подробно информирует и инструктирует владельцев машин о том, что нужно делать в той или иной ситуации. Поговорим о том, как пользоваться бортовым компьютером ВАЗ 2114. Для грамотного его использования необходимо:

  • Эти trip computer представляют собой весьма сложные электронные устройства, наделённые способностью исполнять более чем 500 различных функциональных обязанностей. Всё это требует от водителя тщательного изучения этого устройства. Инструкция по эксплуатации помогает в этом. Её хорошо изучать при включенном информационном табло;
  • Больше всего внимания при изучении, следует уделить значкам и символам аварийных команд.
  • Приборная панель имеет кнопки, которыми управляется работа БК ВАЗ 2114. Нужно изучить и запомнить правила работы с ними.

При выборе таких устройств особых требований к ним не наблюдается. Выбранная модель должна поддерживать программы для ЭБУ ВАЗ 2114. Сегодня стоимость бортовой компьютер ВАЗ 2114 может иметь от 1500 до 4000 рублей. В интернет-магазинах можно отыскать ещё более меньшую цену на эти изделия.

Читайте также:  Пошаговая инструкция по замене сайлентблоков подрамника на Nissan Note

Заучивать все возможные коды ошибок, отображаемые на информационном табло не имеет смысла. Их не нужно как в школе рассказывать наизусть. Мы живем в век интернетных технологий, найдите обозначение этих кодов ошибок, распечатайте и возите с собой в машине. В случае когда увидите символы на информационном табло, сможете оперативно принять правильное решение. Продолжать движение дальше, или вызывать техническую помощь. К сожалению, бывают случаи, когда бортовой компьютер ошибочно выдаёт сигнал опасности. Виновником в таких случаях может быть какой-нибудь датчик или сам процессор. Никто не застрахован от возникающих неисправностей электроники, но в большинстве случаев, табло сигналзирует о достоверной информации.

Ниже будут показаны основные возможные коды ошибок на этой машине:

  • 2 – превышено напряжение бортовой сети;
  • 3 – проблемы с датчиком уровня топлива;
  • 4 – неисправность с датчиком, который следит за температурным режимом мотора;
  • 5 – неверный сигнал от датчика наружной температуры воздуха;
  • 6 – сигнал о перегретом моторе;
  • 7 – слишком низкое давление в системе смазки автомобиля;
  • 8 – проблемы с системой торможения;
  • 9 – недозаряд аккумуляторной батареи.

Следует реагировать на коды 4, 6 и 8,которые нужно устранить и только потом продолжать дальнейшее движение. После устранения необходима перезагрузка процессора. Ошибки сбрасываются при помощи нажатия и удержания клавиши суточного пробега.

ЧТО ДЕЛАТЬ, КОГДА ПЕРЕСТАЁТ РАБОТАТЬ БК

Такое иногда случается, что не работает бортовой компьютер. Что в таком случае советуют предпринимать специалисты? Первым делом нужно определиться с видом неисправности прибора. Если он вообще не показывает «признаков жизни», нужно проверить предохранитель F3, который установлен в цепи питания процессора ВАЗ 2114. Если его замена не внесла «оживления» в его работу, проверьте разъёмы подключения.

Описывать суть процесса ремонта такого сложного электронного изделия нет смысла, так как для этого кроме наличия нужных приборов и инструментов, необходимо иметь ещё и образование в области электроники.

Как расшифровать и устранить ошибки на ВАЗ 2114

Как самостоятельно сбросить ошибки

Сброс ошибки «Check Engine»

Значение и расшифровка кодов ошибок

Диагностика с использованием специального оборудования

Видео «Наглядная инструкция по самодиагностике»

Комментарии и Отзывы

Самодиагностика автомобиля

  1. Сначала необходимо сесть на водительское кресло и зажать кнопку одометра на спидометре.
  2. Затем вставьте ключ в замок зажигания и установите его в первое положение.
  3. После поворота ключа надо отпустить зажатую кнопку. Это приведет к быстрому движению стрелок на спидометре, тахометре и других датчиках.
  4. Затем надо еще раз нажать на клавишу одометра и отпустить ее. На приборке появится надпись с версией прошивки.
  5. После третьего нажатия на кнопку одометра на дисплее начнут загораться коды ошибки ВАЗ 2114.

Как самостоятельно сбросить ошибки

После самодиагностики ошибок и устранения их причин на карбюраторном или инжекторном двигателях, на штатной панели может остаться сообщение о неисправности. Если проблема была удалена, это означает, что кодовая комбинация осталась в памяти. Описание неисправностей рассмотрим ниже, а сейчас расскажем, как убрать код из памяти. Для удаления после тестирования приборки, когда покажутся ошибки ВАЗ 2114, сами коды необходимо записать. После этого еще раз нажимается кнопка сброса суточного пробега, это позволит удалить неисправность из памяти блока управления.

Сброс ошибки «Check Engine»

Часто бывает такое, что панель приборов 2114 8 либо 16 клапанов выдает ошибку чека — неисправности двигателя, горит оранжевый значок. Самодиагностика не всегда позволяет точно проверить и определить, как исправить такую проблему. Чтобы устранить неисправность и найти решение, следует выполнить более детальную диагностику авто с помощью компьютера и дополнительного оборудования. Возможно, при диагностике неизвестная ошибка показывает неполадки в работе микропроцессора, бортовой сети или датчиков. После устранения проблемы чек может остаться.

Индикатор «Check Engine» сообщает о проблеме в работе мотора

Читайте также:  Как самому проверить подушки двигателя? Простые советы

Как скинуть код поломки:

  1. Сначала включите зажигание, двигатель авто при этом заводить не надо.
  2. Затем откройте капот. Гаечным ключом ослабьте болт на отрицательной клемме аккумуляторной батареи.
  3. Подождите около одной минуты, после чего клемму АКБ необходимо поставить на место.
  4. Закройте капот и отключите зажигание.
  5. После этого опять включите его и заведите мотор автомобиля. Если чек остался, то он должен сам погаснуть через какое-то время. Если приведенная инструкция не сработала и способ устранения не помог, то необходимо искать причину проблемы и устранять ее.

Значение и расшифровка кодов ошибок

Для чтения неисправностей сначала рассмотрим список с таблицей ошибок UEr, которые выдает самодиагностика (автор видео — Иван Васильевич).

Номер Описание
1 Неполадки в функционировании микропроцессора.
2 Самодиагностика ВАЗ 2114 зафиксировала неполадки в работе электропроводки контроллера указателя уровня горючего. Возможен слишком высокий или низкий уровень сигнала, поступающего с датчика. Необходимо протестировать контроллер и прозвонить проводку.
4 Повышенное напряжение в бортовой сети.
8 Пониженное напряжение. Что делать: в этом и в предыдущем случае подлежит проверке аккумуляторная батарея и генератор.
12 Неполадки в работе диагностической цепи индикатора на приборной панели.
13 Блок управления не может определить сигнал, поступающий с кислородного контроллера.
14 С контроллера температуры хладагента поступает повышенный сигнал.
15 Проблема в работе ДТОЖ (датчика температуры охлаждающей жидкости) — бортовой компьютер фиксирует пониженный уровень сигнала.
16 В проводке авто повышенное напряжение.
17 Сниженное напряжение в проводке.
19 Зафиксированы проблемы в работе ДПКВ (датчика положения коленчатого вала). На блок управления подается некорректный сигнал.
21 Проблемы в работе контроллера ДПДЗ (датчика положения дросселя). Возможны неполадки в работе дросссельной заслонки. Проверяйте цепь подключения и датчик.
22 С ДПДЗ подается пониженный сигнал.
23 Контроллер температуры всасываемого воздуха подает повышенный сигнал.
24 Возникли проблемы в работе скоростного контроллера. Его отказ можно диагностировать по неработающему спидометру.
25 Пониженный сигнал с контроллера температуры поступающего воздуха.
27,28 Некорректный сигнал, поступающий с датчика СО.
33,34 Неисправности ДМРВ (датчика массового расхода воздуха). Проверьте цепь подключения расходомера и его работоспособность.
35 ЭБУ определил отклонение значений холостых оборотов. Возможна неисправность датчика.
41 Некорректный импульс, поступающий с контроллера фазы.
42 Неполадки в проводке подключения электронного зажигания.
43 С контроллера детонации подается некорректный импульс.
44,45 Проблемы с составом горючей смеси. Он может быть обедненный либо переобогащенный.
49 Проверка потери вакуума.
51,52 Неполадки в функционировании ППЗУ либо ОЗУ.
53 Отсутствует импульс контроллера СО. Обрыв цепи или поломка датчика.
54 Не поступает импульс с контроллера октан-корректора.
55 При пониженной нагрузке на силовой агрегат ЭБУ фиксирует обеднение.
61 Неполадки в работе кислородного контроллера.

Эти коды могут складываться, если у вас отобразилась цифра 6, это может обозначать ошибки 2 и 4 или при цифре 9 — ошибки 1 и 8.

Чтобы при диагностике сразу считать и расшифровать неполадки, желательно скачать и всегда возить с собой распечатку с описанием. При диагностике с помощью компьютера коды на двигателе 21124 могут отличаться в зависимости модели авто. Чтобы прочитать коды, необходимо знать, как они должны расшифровываться. Сбрасывать ошибки необходимо после их удаления (видео снято и опубликовано каналом KV Avtoservis).

Номер Расшифровка
p0102, p0103 С контроллера ДМРВ подается некорректный импульс. Это значит, что надо проверять проводку.
p0112, p0113 112 либо 113 — требуется произвести замену датчика температуры поступающего воздуха.
p0115-p0118 Ошибки от 0115 до 0118 — контроллер антифриза подает некорректный импульс. Возможны проблемы в проводке или самом датчике.
p0122, p0123 ДПДЗ. С регулятора подается некорректный сигнал. При повреждении проводки возможны помехи.
p0130, p0131 Лямбда-зонд требует диагностики и замены.
p0135-p0138 Ошибка 0135 и выше — необходима замена регулятора нагрева лямбда-зонда.
p0030 ЭБУ сообщает о неполадках в электроцепи на участке от нагревателя лямбда-зонда до нейтрализатора. При ошибке р0030 надо протестировать электроцепь и сами датчики.
p0036 P0036 — зафиксирован обрыв проводки нагревательного устройства ДК-2.
p0300, p0302 При появлении кодов 300 и 302 ЭБУ сообщает о пропусках зажигания.
p0301 Зафиксированы пропуски в цилиндрах силового агрегата. Необходимо проверить компрессию.
p0325 Детонационный датчик работает некорректно. В частности, речь идет об обрыве проводки подключения.
p0335, p0336 P0036 ошибка ВАЗ 2114 или 10335 — вышел из строя ДПКВ или повреждена его цепь подключения. Если проводка целая, то датчик меняется.
p0340 Отказ в работе датчика фаз.
p0341 Ошибка ВАЗ 2114 0341 означает неполадки в работе контроллера распредвала.
p0342, р0343 Неполадки в работе контроллера фаз. При такой ошибке возможна детонация двигателя авто. Скорей всего, проблему позволит решить только замена.
р0346 Р0346 ошибка ВАЗ — также неполадки регулятора фаз.
р0363 P0363 — выявлены пропуски воспламенения горючей смеси. В цилиндрах, отказывающихся работать, отключается подача горючего.
р0422 Отказ в функционировании нейтрализаторного устройства.
р0443, р0444, р0445 Неполадки 0443, p0444 и 0445 — регулятора адсорбера, не осуществляется продувка.
р0480 Произошла поломка вентиляторного устройства охлаждения двигателя. Возможен перегрев силового агрегата при несвоевременной замене. Перед заменой надо проверить контакты подключения к проводке.
р0501-р0504 Ошибка 0501 ВАЗ 2114 и код ошибки 0504 — контроллер скорости отказывается работать. Требуется замена устройства.
р0505, р0506, р0507 Не работает или работает некорректно датчик холостых оборотов. Его отказ может привести к плаванию оборотов холостого хода. Возможно троение двигателя. Тестируется сам контроллер и прозванивается проводка.
р0607 Контроллер детонации работает с перебоями.
р1135 Ошибка 1135 ВАЗ 2114 — нужно протестировать кислородный контроллер.
р6060 Поломка процессора. Если после сброса кода неисправность осталась, то необходима замена контроллера.
р2020 Надо протестировать датчик положения заслонок впускных каналов.
р1617 Ошибка 1617 — контроллер неровной дороги, повреждение проводки.
р1513 Произошло короткое замыкание в проводке датчика холостых оборотов. Надо протестировать электроцепь и проверить контакты.
р1602 Фиксируются сбои в подаче напряжения в электрической сети авто.
р0560 Некорректный уровень напряжения в бортовой сети. Этот параметр может быть завышен либо занижен. Тестированию подлежат аккумулятор авто, а также генераторный узел.
р1514, р0511 Появлением этих ошибок сообщается о проблеме обрыва либо короткого замыкания в проводке РХХ (регулятора холостых оборотов). В первую очередь произведите диагностику контактов датчика, а затем прозвоните цепь, если есть возможность. Сам датчик также может быть поврежден.
р1303 P1303 — Сообщается об выявленных пропусках возгорания топливовоздушной смеси в третьем цилиндре. Неисправность надо как можно быстрее исправить, поскольку она может быть критичной для нейтрализатора.
р1578 Неисправность дроссельной заслонки. Дословно проблема расшифровывается как «параметр адаптации нуля вне допустимой величины». Есть несколько вариантов решения проблемы. В первую очередь необходимо произвести очистку дроссельной заслонки. Если это не помогло, то осуществляется адаптация дросселя. Для этого необходимо активировать зажигание, после чего спустя 40 секунд запустить двигатель. Как вариант, можно протестировать и поджать контактные клеммы на дросселе.
р1621 Неисправность оперативного запоминающего устройства, в блоке управления проблемы с памятью. Требуется детальное тестирование компьютера.
р0650 Неполадки в управляющей цепи индикатора кодов ошибок бортового компьютера Штат.
р2135 P2135 — неполадки в работе дроссельного узла. Если замена датчика и чистка заслонки не помогла, то возможно, проблему придется решать путем перепрошивки бортового компьютера.
р2187 Обедненная смесь в цилиндрах ДВС. Нужно заняться подробной диагностикой проблемы.
Читайте также:  Форд Мустанг 2018 в новом кузове, цены, комплектации, фото, видео тест-драйв

Диагностика с использованием специального оборудования

Процесс диагностики с применением специального оборудования заключается в проверке авто с помощью ноутбука. Для подключения к диагностическому разъему потребуется кабель с переходником. Используя этот кабель, мы осуществляем подключение компьютера к разъему через USB-выход. Для тестирования потребуется также софт, мощность используемого компьютера при этом неважна. В интернете есть множество версий разных программ для тестирования.

Диагностика выполняется так:

  1. Перед началом проверки рекомендуется осмотреть транспортное средство. Проверьте объем расходных материалов — моторного масла, тормозной жидкости, хладагента.
  2. Найдите диагностический разъем и подключите к нему ноутбук. Если у вас есть специальный сканер, то это еще лучше. Но поскольку найти сканер не так просто, а его покупка — недешевая, то можно использовать ноутбук. Прежде чем начать тестирование, необходимо активировать зажигание. Заводить силовой агрегат при этом не нужно.
  3. После подключения запускается утилита для тестирования. Интерфейс программного обеспечения может быть разным. При запуске софта могут появиться графики или перечень параметров с цифрами. Эта информация позволит сделать выводы о работе силового агрегата.
  4. Запускается проверка. На экране ноутбука появятся коды неисправностей. Для расшифровки используйте приведенную в этой статье информацию. Все коды мы описать не смогли, но расшифровали те, которые встречаются чаще всего. Обычно при скачивании программы на компьютер пользователям предоставляется отдельный файл с описанием неисправностей.
  5. После расшифровки выполняется ремонт неполадок.

Видео «Наглядная инструкция по самодиагностике»

Для более простой проверки можно прибегнуть к методу самодиагностики — подробная инструкция по проверке представлена на видео ниже (видео снято и опубликовано каналом Сам себе механик).

Расшифровка и устранение ошибок на ВАЗ 2114 – самостоятельная диагностика всех неисправностей

Наличие бортового компьютера позволяет произвести тестирование систем на неисправности путем подключения ПК с необходимым программным обеспечением к диагностическому разъему. Таким образом можно увидеть все коды ошибок ВАЗ 2114 при самодиагностике.

Самодиагностика автомобиля

Процедура самодиагностики выполняется следующим образом:

  1. При отключенном зажигании нажимается кнопка сброса суточного пробега одометра.
  2. Затем ключ устанавливается в выключатель и прокручивается. Он проворачивается в первое положение, чтобы активировать систему зажигания.
  3. После прокручивания ключа кнопка сброса пробега отпускается. Стрелки на спидометре, тахометре, датчике топлива и температуры двигателя начнут перемещаться от минимального значения к максимальному.
  4. Кнопка сброса суточного пробега нажимается еще раз. На приборной комбинации отобразится надпись с версией прошивки борта.
  5. Кнопка нажимается еще раз. После этого на экране приборной панели начнут отображаться коды ошибок ВАЗ 2114.
Читайте также:  Характеристика автомагнитолы Pioneer MVH 180ubg и других моделей пособие по эксплуатации

Расшифровка кодов ошибок самодиагностики ВАЗ 2114 поможет выявить неисправности автомобиля и понять какие действия необходимо предпринять.

Канал «Сам себе механик» рассказал о проведении процедуры самодиагностики на автомобиле ВАЗ 2114.

Сброс ошибки «Check Engine»

Если коды неполадок удалось исправить, нужно стереть Чек из памяти ЭБУ (электронного блока управления). В противном случае индикатор будет гореть на приборной панели при фактическом отсутствии ошибок.

  1. Производится активация зажигания, двигатель автомобиля не запускается.
  2. Открывается моторный отсек машины. С помощью гаечного ключа ослабляется болт, который крепит клеммный зажим на отрицательном выводе аккумулятора.
  3. Затем нужно подождать примерно минуту, потом клемму батареи надо подсоединить обратно.
  4. Моторный отсек автомобиля закрывается, а зажигание выключается.
  5. Затем производится запуск силового агрегата машины.

Если индикатор Чек продолжает гореть, то нужно подождать какое-то время, он должен пропасть самостоятельно. В случае, когда лампочка Check Engine с приборной панели не пропадает, можно сделать вывод, что устранение неисправностей не было выполнено.

Пользователь Равил Шаяхметов показал процедуру самостоятельного удаления ошибки Чек с приборной панели автомобиля ВАЗ.

Как самостоятельно сбросить ошибки?

Для удаления оставшихся в памяти блока управления данных производится повторная самодиагностика всех систем. После отображения кодов ошибок информация об этом записывается. Повторное нажатие кнопки сброса суточного пробега приведет к удалению данных о неисправности из памяти ЭБУ.

Подробно о сбросе ошибок в машинах ВАЗ рассказал канал «Глазс Сзалг».

Значение и расшифровка кодов ошибок

Коды ошибок, имеющие вид одно и двузначных чисел:

Контроллер может работать некорректно по причинам:

  • неисправности;
  • засорения или окисления разъема;
  • повреждения проводки.

Комбинации неполадок при выполнении компьютерной диагностики отображаются в четырехзначном виде:

Автор Игорь Белов подробно рассказал о способах, помогающих расшифровать коды неисправностей автомобилей.

Какие бывают ошибки, определяющие неисправность датчика фаз

Существует два кода ошибок, определяющих неисправность датчика фаз:

  • 0340;
  • 0343.

Признаки неполадок будут следующими:

  • автомобиль двигается рывками, при этом заметно снижается скорость езды;
  • падает мощность силового агрегата, в некоторых случаях машина не может набрать скорость выше 60 км/ч;
  • мотор глохнет при включении нейтральной передачи, к примеру, на светофорах;
  • снижается динамичность силового агрегата, толчки во время разгона, хлопки в системе выхлопа;
  • возможно полное пропадание искры зажигания, в результате чего двигатель авто не запускается.
Читайте также:  Порше Тайкан Турбо 2020 - фото и цена, характеристики новой модели Porsche Taycan Turbo S

Код ошибки 0340

Код ошибки 0340 указывает на неисправность контроллера фазы. Датчик распределительного вала нужно проверить на работоспособность. Иногда ошибка 0340 связана с неполадками в функционировании контроллера положения коленвала. Неисправность может быть вызвана тем, что ремешок ГРМ (газораспределительного механизма) соскочил на один зубчик.

Код ошибки 0343

Комбинация 0340 обозначает повышенный сигнал, исходящий от датчика фаз. Если контроллер исправен, то диагностике подлежат контактные элементы на разъеме устройства. Возможно, проблема кроется в их повреждении или окислении. Надо произвести очистку контактов и прозвон электролинии. На клемме контроллера (элемент А) всегда должно быть 12-вольтное напряжение, а на остальных контактах – 0.

Канал «В гараже у Сандро» рассказал об устранении неисправности, связанной с работой датчика распределительного вала.

Диагностика с использованием специального оборудования

Если прибегнуть к методу проверки с применением специального оборудования, то потребуется компьютер, на который предварительно устанавливается диагностическое ПО.

Необходимый софт (программы) загружается из Сети:

  1. “Uniscan”. Серия “софта”, применяемая для диагностической проверки практически любых автомобилей основных производителей (США, ЕС, Япония, Корея) выпущенных не ранее 2001 года выпуска.
  2. “Мотор-Тестер”. Мощная полупрофессиональная программа, с помощью которой можно диагностировать многие автомобили российского производства (ВАЗ, УАЗ, ГАЗ и др.).
  3. “Vagcom” и “Vag Tool”. Две программы для диагностики машин относящихся к т. н. группе VAG (Фольксваген-Ауди-групп). Позволяет работать с такими марками, как Ауди, Сеат и др.

Чтобы подключиться к диагностическому выходу, понадобится провод с переходником. Один конец кабеля соединяется с колодкой, а другой — с USB-входом на компьютере или ноутбуке.

Для диагностики выполняются следующие действия:

  1. Производится детальный осмотр автомобиля. Автовладелец проверяет наличие расходных веществ. Это могут быть тормозная жидкость, моторное и трансмиссионное масло, а также антифриз.
  2. Выполняется поиск диагностического выхода и производится подключение к нему компьютера. Предварительно в автомобиле активируется работа системы зажигания, прокрутив ключ в замке в соответствующее положение. Запускаться мотор не должен. Если имеется специальный сканер, то вместо компьютера к диагностическому разъему подключается это оборудование.
  3. Затем производится запуск программного обеспечения для диагностики. В зависимости от разработчика, интерфейс утилиты может отличаться. Во многих программах при запуске появляются графики или технические параметры авто с цифрами.
  4. Начинается проверка автомобиля на предмет ошибок, для этого нажимается соответствующая кнопка в программе. По окончании тестирования утилита выдает коды ошибок.

Видео

Канал «Гараж» на примере ВАЗ 2115 показал процедуру проверки автомобиля с использованием компьютера, в случае с моделью 2114 эта операция производится идентично.

Инструкция на ВАЗ-2114 по эксплуатации и применению для бортового компьютера

Компьютер – это на сегодняшний день обыденное устройство, с которым большое количество людей сталкиваются как дома, так и в большом количестве транспортных средств. Говоря конкретнее о водителях автомобилей, компьютер, или как его привычнее называют, бортовой компьютер стал незаменимым каждому из них, потому как только с его помощью можно взять под контроль работу большинства агрегатов.

Видео о работе нештатного БК на ВАЗ-2114:

Если говорить об автомобилях произведённых в России, то первенцем в семействе АвтоВАЗа, стала именно ВАЗ-2114, на которую прямо с завода монтировался бортовой компьютер, который был способен оповестить водителя о всех происходящих событиях, как за бортом так и в салоне машины. Ниже в этой статье мы подробно разберём, для чего же нужен бортовой компьютер, а также разберём краткую инструкцию к нему.

Причины установки БК в автомобиль

Штатное место в панели приборов для бортового компьютера. На фото стоит заглушка.

Бортовой компьютер первой версии, установленный на ВАЗ-2114, хоть имел и немного функций, однако с лёгкостью следил за основными параметрами работы автомобиля:

  • Контроль за уровнем топлива , и его расчёте о количестве пройденных километров – эта функция позволяет водителю заблаговременно принять решение о дозаправке.
  • Контроль за температурой охлаждающей жидкости – эта функция исключает перегрев двигателя из-за своевременного информирования водителя.
  • Диагностика отдельных узлов автомобиля – позволяет с максимальной точностью, а главное мобильностью, обнаружить и устранить возникшие неполадки.
Читайте также:  Тормозная жидкость: когда менять и какую тормозную жидкость заливать

Подробнее о функциях бортового компьютера

Бортовые компьютеры на ВАЗ-2114 способны выводить на свой рабочий экран следующую информацию:

  • Мгновенные показатели работы двигателя, его оборотов, температуры, показания реального и среднего расхода топлива.
  • Информация о пробеге автомобиля, времени в пути.
  • Возможность безошибочно прочитать ошибки, возникшие в системе, что позволит сразу определить, стоит ли обращаться с неисправностью в автосервис или возможно исправить всё своими руками.

Современные бортовые компьютеры, по типу Multitronics – C340 и его аналоги также умеют:

  • Контролировать и заблаговременно информировать водителя о следующем техническом осмотре, страховании автомобиля исполняя тем самым функцию органайзера.
  • Самостоятельно изменять параметры включения вентилятора, изменять уведомления о достаточной температуре прогрева мотора.
  • Имеется возможность подключить парктроник.

Обратите внимание, для того, чтобы активировать и иные, расширенные функции находящиеся в вашем БК, может потребоваться его прошивка.

Принцип работы БК на ВАЗ-2114

Не стандартный бортовой компьютер

Принцип работы бортового компьютера с первого взгляда покажется примитивным, однако, на самом деле это технически сложное устройство, которое одновременно принимает, обрабатывает и при необходимости уведомляет о наличии неисправностей. Функция оповещения происходит путём выведения на экран специального значка и подачи определённого звукового сигнала..

Краткая инструкция пользователя

Для всех бортовых компьютеров, поставляемых на ВАЗ-2114, существует своя инструкция пользователя, и если её нет в бумажном варианте, то в сети интернет её можно найти без труда, достаточно, лишь знать марку и модель устройства. Несмотря на то, что вариантов и моделей множество, базовый функционал у них в принципе аналогичен.

Показания бортового компьютера.

  • Если вы только собираетесь приобрести БК, то вы должны знать, подходит ли конкретная модель к ЭБУ вашего автомобиля. Как правило, вся информация уже есть у продавца, и сложностей в этом возникнуть не должно.
  • Лучше, в первую очередь при ознакомлении с бортовым компьютером уделить время символам аварийных команд и визуальным значкам, появляющихся на дисплее.
  • Обратите внимание на расположение кнопок, и правилам работы с ними, для того, чтобы оперативно среагировать на изменение параметров в движении (на некоторых моделях БК клавиши могут блокироваться при определённой скорости автомобиля – прим.).

Коды ошибок на ВАЗ-2114

Так как ЭБУ на всех ВАЗ-2114 аналогичен или, по крайней мере, схож, то заранее записывать, а тем более запоминать их не имеет никакого смысла, благо некоторые модели способны не только вывести её на экран, но и озвучить все неполадки имеющиеся в автомобиле.

Самым лучшим вариантом определения и уточнения неисправностей, будет распечатанная версия кодов ошибок на ВАЗ-2114. Взять их можно на официальных сайтах заводов изготовителей БК для ВАЗ-2114, а ниже мы представим вам, самые частые ошибки, которые встречаются на «четырнадцатых»:

Коды Описание
0102, 0103 Неправильный уровень сигнала индикатора контроля массового расхода воздуха.
0112, 0113 Неверный сигнал индикатора температуры впускного воздуха — необходима замена элемента.
0115 — 0118 Неправильный сигнал элемента измерения температуры ОЖ — нужна замена датчика.
0122, 0123 Помехи или неверный сигнал индикатора контроля положения дроссельной заслонки — желательно заменить элемент.
0300 Бортовой компьютер (БК) выявил случайные или множественные пропуски зажигания — в этом случае автомобиль может заводиться не сразу.
0201 — 0204 Зафиксирован обрыв в цепи управления форсунками.
0325 Бортовым компьютером был зафиксирован обрыв в цепи устройства детонации.
0327, 0328 Поломка в работе датчика детонации — необходима замена устройства.
0480 Вышел из строя вентилятор охлаждения — нужно заменить элемент.
0505 — 0507 Имеются сбои в функционировании регулятора холостого хода, которые влияют на количество оборотов (более низкие или более высокие). При возникновении этого кода регуляторы нужно заменить.
0615 — 0617 В процессе диагностики были выявлены обрывы или замыкания в цепи реле стартера.
230 Этот код ошибки означает поломку реле бензонасоса — устройство нужно заменить как можно скорее.
1602 Является одним из наиболее встречаемых кодов при диагностике БК на неисправности. Означает пропадание напряжения бортовой сети на электронном блоке управления.

Что делать, если перестал работать БК

Случается, что БК перестаёт работать или информацию, которую он должен передавать и анализировать не передаётся. Первым делом, необходимо обратить внимание на целостность электрической цепи. А именно предохранителя F3, отвечающего за его работоспособность, далее следует проверить целостность проводов, которые идут к диагностической колодке, и обеспечивающие его питание. О том, как правильно подключить бортовой компьютер в систему ВАЗ-2114 вы можете в этой статье.

Описывать процесс ремонта самого бортового компьютера бессмысленно, потому как подобные устройства ломаются не часто и мало ремонтопригодны, потому имеют внутри себя технически сложные механизмы, требующие профессиональных инструментов и навыков.

Выбираем Маршрутный компьютер для карбюраторного двигателя.

Интересно мнение владельцев карбюраторных авто, какой МК вы бы поставили на свое авто и почему? Напишите в коментариях(в виду того что вариант №1 днем с огнем не найти), №2 или №3?
Мне известны три маршрутных компьютера(далее МК) полноценно работающих с карбюраторным ДВС и обладающими функциями хоть както приближенно напоминающими БК на инжекторных двс.

Выпускался с 1993 года. Являлся первым серийным маршрутным компьютером Курского ОАО “СЧЕТМАШ” Специально под него в высокой панели на автомобилях семейства ВАЗ-2108-09 предусмотрено посадочное место. Для установки на другие автомобили в комплект входит специальный контейнер. Выпускается в наборе со всеми необходимыми компонентами для установки на автомобили семейства ВАЗ (кроме ВАЗ-2121 и ее модификаций), ГАЗ-3110 и ГАЗЕЛЬ с карбюраторным двигателем.
Функции:
1. Время поездки (T). Индицируется в часах и минутах с момента нажатия на кнопку “START”. Остановки и стоянки с выключенным зажиганием не учитываются. Показания от 0 до 99 ч 59 мин.
2. Средняя скорость поездки (KM/H). Индицируется в км/ч с момента нажатия на кнопку “START”. Остановки и стоянки не учитываются.
3. Пробег поездки (KM). Индицируется в километрах с момента нажатия на кнопку “START”. Показания от 0 до 999,9 км.
4. Расход топлива за поездку (L). Индицируется в литрах с момента нажатия на кнопку “START”. Показания от 0 до 624,9 л.
5. Средний расход топлива за поездку (L/100). Индицируется в л/100 км с момента нажатия на кнопку “START”.
6. Мгновенный расход топлива (MOM). Индицируется в л/100 км при скорости движения автомобиля более 10 км/ч, или в л/ч при скорости менее 10 км/ч.
7. Текущее время суток (H). Индицируется в часах и минутах.
дополнительно МК-2114:
К сожалению этот МК со всеми комплектующими большая редкость.

Выпускается и по сей день Multitronics
Функции:
Просматривать значение оборотов двигателя 100 — 8000 об/мин.
Устанавливать границу звукового предупреждения о превышении оборотов двигателя 2500 — 8000 об мин.
Корректировать коэффициент пересчета оборотов для систем с двумя катушками зажигания.
Вводить поправку угла опережения зажигания от -15 до +15 градусов . (см. блок-схему4)
Вводить поправку угла опережения зажигания от -15 до +15 градусов для режима пуска двигателя(обороты менее 420 об/мин).
Оперативно переходить с бензина на газ, мгновенно изменять поправку УОЗ на “-6 градусов”.
Просматривать температуру внутри салона (-40 Со — +60 Со).
Просматривать наружную температуру (-40 Со — +60 Со).
Корректировать показания наружней и внутренней температуры с дискретностью 1 градус.
Просматривать напряжение аккумулятора 8 — 16 Вольт.
Просматривать текущее время.
Просматривать и сбрасывать время в поездке 0 — 99ч59мин и до 999 часов.
Включать режим “РЕЗЕРВ” для аварийного движения в случае отказа датчика Холла.
Просматривать остаток топлива в баке 0 — 70 литров.
Выбирать четыре стандартных типа калибровочных таблицы бака для разных начальных и конечных сопротивлений датчика уровня топлива.
Производить калибровку показаний “Остатка топлива в баке” под произвольный датчик уровня топлива (0-500 Ом для бака. 0-70 литров).
Просматривать прогноз пробега на остатке топлива в баке 0 — 999 км.
Устанавливать средний путевой расход топлива на 100 км 3- 40 л/100 км.
Включать многоискровой режим для в режиме пуска двигателя, при оборотах менее 420 об/мин.
Просматривать неравномерность оборотов двигателя с точностью 1 об/мин в диапазоне от 0 до 999 об/мин.

Выпускается и по сей день НПП “Орион”

Время в пути
Часы
Календарь
Мгновенная скорость
Пробег
Средняя скорость
Пробег до ТО
Средний расход топлива л/100км
Мгновенный расход топлива л/100км*
Общий расход литры
Мгновенный расход топлива л/час*
Количество топлива в баке
Пробег на остатке топлива
Температура воздуха
Минимальная температура за сутки
Вольтметр
Тахометр
Сброс кодов ошибок

Спасибо всем кто дочитал до конца, не забываем отписатся какой бк вам больше понравился и почему.

Бортовой компьютер для карбюраторного авто: особенности и функциональность

Во многих случаях владельцы как инжекторных, так и карбюраторных машин по разным причинам стремятся доработать и усовершенствовать свой автомобиль. Если не затрагивать внешний стайлинг, доработки подвески и тюнинг ДВС, среди наиболее популярных решений стоит выделить установку отдельной кнопки запуска двигателя, цифрового датчика температуры, мощной аудиосистемы и современного ГУ, различных подогревов сидений и т.д.

Что касается простых машин с карбюратором, бортовой компьютер для карбюраторных двигателей также является одним из достаточно востребованных решений. В этой статье мы поговорим о том, что дает установка БК на карбюраторный мотор и какой функционал имеют подобные устройства.

Бортовой компьютер на карбюраторный двигатель: основные функции и возможности

Итак, стазу отметим, что бортовой компьютер для карбюратора по понятным причинам будет иметь достаточно скромную функциональность. Дело в том, что авто с карбюратором не имеет электронной системы управления двигателем (ЭСУД), которая фактически является электронным «мозгом» и лежит в основе моторов с инжектором.

Однако и на карбюраторе бортовой компьютер имеет такие функции, как тахометр, вольтметр, термометр, часы. Давайте рассмотрим эти функции более подробно.

  • Наличие БК позволяет просматривать частоту оборотов коленвала двигателя, а также фиксировать возможные сбои по оборотам. Если такие сбои были замечены, это может указывать на неполадки в системе питания, газораспределения или зажигания.
  • Еще одной функцией в арсенале бортовых компьютеров для карбюратора является возможность мониторинга напряжения в бортовой сети автомобиля. Это значит, что можно в любой момент узнать напряжение в сети, а также имеется возможность получить предупредительный звуковой сигнал в том случае, если показатель напряжения выйдет за рамки 10-15.5 В.

Данная функция позволит своевременно выявить различные сбои в ботовой сети, обнаружить падение напряжения, скачки, просадки и т.д.

  • В режиме часов можно просмотреть время, затраченное на поездку. Эта функция также может пригодиться в той или иной ситуации, особенно если по каким-либо причинам необходимо рассчитать средний показатель применительно к тому или иному маршруту.
  • Наличие датчиков температуры позволяет контролировать температуру в салоне и за бортом. Более того, многие устройства способны не только фиксировать и отображать текущие значения, но и проводить их анализ.

Например, если за бортом снижение температуры воздуха достигает показателя около 1 градуса тепла и ниже, тогда БК предупреждает водителя о возможном образовании льда на дороге. Для предупреждения может звучать звуковой сигнал, а также на дисплее загорается соответствующая надпись, отображается пиктограмма и т.д.

  • Также устройство позволяет видеть остаток горючего в бензобаке и способно просчитать средний пробег на таком остатке. К сожалению, возможность определения среднего и моментального расхода топлива отсутствует.

Для этого горючее нужно слить из бака, после чего производится долив по 3 литра. Устройство в это время определяет уровень топлива и вычисляет соответствие с учетом сигнала от датчика уровня топлива в баке.

  • Еще добавим, что многие БК для карбюраторных двигателей оснащены так называемым октан-корректором. Эта значит, что водитель получает возможность настроить и корректировать УОЗ. Более того, можно адаптировать настройки применительно к моменту запуска ДВС, а также к рабочим режимам.

При этом такой ранний угол будет использоваться только для старта мотора (обороты коленвала не выше средней отметки в 400 об/мин). Далее после успешного запуска начнет работать УОЗ, который был изначально выставлен для рабочих режимов.

Взаимодействие с устройством

Начнем с того, что в продаже представлены различные варианты. При этом многие из них имеют четырехразрядный цифровой дисплей (зачастую монохромный). Наличие такого дисплея несколько осложняет взаимодействие водителя с БК, так как нужно привыкать к разным сокращениям и пиктограммам.

Если просто, способ отображения информации на таких дисплеях сначала может вызывать некоторые затруднения. Например, «ПР.ОСТ» будет означать, какой пробег предполагается на имеющемся остатке топлива и т.д.

БК обычно реагирует на короткие и длительные нажатия кнопок, что позволяет осуществлять навигацию по условному меню, изменять параметры, заходить в подразделы.

Отметим, что такая особенность управления также может осложнить взаимодействие с ботовым компьютером, особенно на этапе ознакомления с устройством. По этой причине рекомендуем отдельно изучить инструкцию и всегда иметь мануал под рукой.

Что в итоге

Как видно, установка бортового компьютера на карбюратор позволяет получить несколько полезных функций, а также дает возможность отслеживать важные параметры во время работы ДВС. Также особо следует отметить возможность на многих устройствах данного типа менять УОЗ, чтобы облегчить запуск двигателя.

Не секрет, что для машин с карбюратором проблема затрудненного пуска весьма актуальна, по этой причине «многоискровый» режим во время запуска может быть полезен. При этом уже после старта мотора происходит его автоматическое отключение.

Если учесть, что стоимость таких устройств даже с максимально расширенным функционалом находится на вполне приемлемом уровне, то для владельцев «классики» ВАЗ или других моделей поставить бортовой компьютер на карбюратор можно считать вполне оправданным и доступным решением.

Что дает впрыск воды в двигатель, принцип работы, основные преимущества и недостатки. Как самостоятельно сделать впрыск воды в мотор, доступные способы.

Как работает кнопка запуска мотора. Доступные варианты и решения для самостоятельной установки кнопки стартера. Как самому установить кнопку запуска ДВС.

Почему в автомобиле отключается головное устройство (магнитола) при запуске двигателя. Основные причины отключения автомагнитолы, возможные неисправности.

Модуль увеличения мощности дизельного двигателя. Виды чип-боксов, особенности подключения и работы данных блоков. Преимущества и недостатки тюнинг-бокса.

Прошивка дизельного ДВС, преимущества и недостатки чип-тюнинга. Негативные последствия чип-тюнинга турбодизельного мотора.

Как снять блокировку запуска двигателя. Проверка случайной активации иммобилайзера и способы отключения. Диагностика возможных неисправностей сигнализации.

Что такое и как работает бортовой компьютер автомобиля

Не так давно бортовой компьютер автомобиля считался роскошью. Сейчас это привычный и незаменимый атрибут любого современного авто. Он предупреждает водителя о различных неполадках, информирует о рабочих параметрах и многом другом.

  1. Функции бортового компьютера
  2. Виды БК
  3. Универсальный
  4. Маршрутный
  5. Сервисный
  6. Управляющий
  7. Как считает расхода топлива
  8. Как «обнулить» бортовой компьютер автомобиля

Функции бортового компьютера

Современный автомобиль «нашпигован» различной электроникой, системами и датчиками. Уследить за всем водителю самостоятельно трудно. Именно в этом и заключается основная роль бортового компьютера (БК) – контролировать работу основных систем в автомобиле и вовремя сообщать необходимую информацию водителю. Как правило, результаты отображаются на мониторе.

Штатный бортовой компьютер обычно устанавливается на приборной панели или на передней консоли. В бюджетных вариантах это небольшой, монохромный экран, в более дорогих версиях используется цветной ЖК-дисплей.

Бортовой компьютер автомобиля

Управление бортовым компьютером может осуществляться либо через собственный блок, либо оно может быть интегрировано с информационно-развлекательной системой.

Возможности БК во многом зависят от модели. Компьютер может представлять следующие данные:

  • текущий расход топлива, а также средний расход и запас хода в километрах;
  • время в пути, общий и текущий пробег;
  • управление режимами и настройками движения, если такая функция предусмотрена производителем;
  • заданный маршрут поездки (навигатор);
  • неисправности различных систем автомобиля.

При какой-либо неисправности простой штатный контролер обычно показывает сигнал «check engine» и выдает код ошибки. Расшифровку кода ошибки нужно искать в руководстве по эксплуатации или обращаться в сервисный центр для диагностики. В любом случае, игнорировать такие сообщения от БК не стоит.

Функции бортового компьютера

В более дорогих версиях возможности БК куда шире. Он может запоминать индивидуальные параметры водителя. Например, положение сидений, стиль вождения. Также БК выдает рекомендации по оптимальному стилю вождения на определенном участке маршрута для экономии топлива.

Виды БК

БК разделяют по назначению и функциональности. Учитывается направленность предоставленной информации. Таким образом, их можно разделить на следующие виды:

  • универсальные;
  • маршрутные;
  • сервисные;
  • управляющие.

Универсальный

Отличие универсального БК – это многофункциональность. Такие компьютеры приобретаются отдельно и подключаются в диагностический разъем автомобиля. Управление происходит через сенсорный дисплей или пульт. В функционал может входить следующее:

  • навигация через спутник;
  • развлекательная система (телевизор, DVD, вся мультимедиа);
  • предоставление информации о параметрах поездки (расход топлива и т.д.);
  • расшифровка кодов ошибок от системного бортового компьютера;
  • контроль работы парктроников и других датчиков, камера заднего вида.

Маршрутный

Маршрутный компьютер может устанавливаться как отдельно, так и быть штатной системой. Его основная задача – это показывать данные о поездке:

  • скорость;
  • расход топлива;
  • маршрут (навигатор);
  • продолжительность пути и другое.

Сервисный

Сервисный БК также называется «диагностическим». Этот вид автокомпьютера относится к штатным и позволяет диагностировать и выявлять различные неполадки. В его функции входит:

  • диагностирование работы двигателя;
  • состояние масла в двигателе и других системах (давление, температура);
  • состояние тормозной системы (износ тормозных колодок, тормозная жидкость);
  • проверка электрической цепи авто (заряд АКБ, короткое замыкание).

Коды ошибок хранятся в памяти компьютера. Для их считывания в сервисных центрах производится диагностика специальным устройством.

Управляющий

Управляющий автокомпьютер устанавливается на автомобилях с инжекторными и дизельными моторами. Это основной блок в системном управлении автомобиля. Имеет сложный функционал и может управлять следующими системами:

  • зажиганием;
  • форсунками;
  • настройкой автоматической коробки передач;
  • режимами движения (спорт, эко, стандарт и другие);
  • климат-контролем;
  • напряжением в электрической цепи.

Сервисный БК

Как считает расхода топлива

Многих водителей интересует работа БК в автомобиле и точность предоставляемых им данных. При исправных системах прибор показывает достаточно точные данные.

Расход топлива вычисляется по интервалу открытия и закрытия форсунок. Это микросекунды. При нажатии на газ интервал увеличивается и подается больше горючего. Компьютер берет в расчет пропускную способность форсунок, которая точно известна. Также важно состояние бензонасоса и фильтра. Исходя из этих данных, БК показывает средний и текущий расход при заданной скорости. Зная объем топлива в бензобаке и его расход, компьютер без труда определяет оставшееся расстояние поездки. По похожему принципу рассчитываются и многие другие параметры (масло, давление). Данные могут не совпадать, если какая-то из систем неисправна. Например, забиты форсунки или сбились настройки. Даже использование нестандартной резины может существенно повлиять на результат.

Как «обнулить» бортовой компьютер автомобиля

Иногда необходимо стереть данные о прошлых ошибках и обновить работу БК. «Обнуление мозгов» приводит компьютер в нормальный режим работы. Сделать это несложно. Нужно снять минусовую клемму с аккумулятора и подождать 3-5 минут. Затем снова подключить батарею. Далее «обнуленный» БК должен собрать рабочую информацию о состоянии авто. Рекомендуется также совершить поездку в разных стилях вождения. Так БК будет работать более корректно.

Бортовой компьютер – это полезная и необходимая вещь в современном автомобиле. Он помогает водителю выбрать оптимальный стиль вождения, предупреждает о поломках и ошибках. Это не только сэкономит время и деньги на возможный ремонт, но и повысит безопасность водителя и пассажиров.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: